Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 211.26 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 5 курса группы

 

Специальность: 050711 Социальная педагогика

 

 Дополнительная квалификация: в области психологии

 

 

Научный руководитель: преподаватель

психолого-педагогических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

ОМСК 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата защиты: «_____»_____________________ 2011г.

 

Оценка: ________      /__________________________/

(отлично, хорошо, удовлетворительно)

 

Председатель ГАК:____________    /__________________/

(подпись)  (ФИО)

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Для развития человека важен  каждый возраст и все же  подростковый возраст занимает  особое место в психологии. Это  самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход, от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. И влияние стрессовых ситуаций в подростковом возрасте неизбежно.

     В подростковом возрасте формируются  новые способы адаптации, на базе  коммуникативных ресурсов личности, поскольку потребность в общении  достигает своего наивысшего  уровня. Вместе с тем, по данным  психологических исследований, подростки  часто не могут наладить успешное  общение не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Большинство из них проявляет некритичное отношение к самим себе как субъектам общения. Подростки не всегда умеют выслушать и понять другого, сформулировать и отстоять свою точку зрения. Ориентируясь в общении на удовлетворение своих потребностей в понимании и признании, подростки не всегда умеют адекватно эмоционально выразить себя.

     В начале любой встречи подростка  происходит самопрезентация, он мобилизуется, изменяя позу и демонстрируя свой желательный статус. Даже непроизвольно реагируя на случайных прохожих, происходит процесс формирования коммуникативного стресса. А именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой стороны – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена.

     Все выше сказанное позволило сформулировать тему исследования: особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте. 

Объектом исследования является: коммуникативный стресс. 

Предметом исследования является: преодоление коммуникативного стресса в подростковом возрасте.                                                                             

Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.

В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. Выявить особенности коммуникативного стресса.
  2. Раскрыть психофизиологические особенности подросткового возраста.
  3. Рассмотреть способы преодоления коммуникативного стресса.
  4. Выявить способы преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
  5. Разработать и реализовать программу по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.

Проблема данного исследования отражает противоречия между необходимостью помощи подросткам в преодолении  коммуникативного стресса и недостаточной сформированностью у них коммуникативных умений и навыков.

Методологической основой исследования являются личносто-ориентированный, деятельностный, системный подходы для разработки и реализации мероприятий по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте. Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические  ( анализ основных понятий, психолого-педагогическая литература по теме исследования), эмпирические ( беседа с классным руководителем, социальным педагогом, психологом, проведение диагностических методик).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения коммуникативного стресса.

1.1 Особенности коммуникативного стресса

     Проблема стресса в последние  десятилетия становится одной  из актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях.[24;112]

Термином «стресс» объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлением и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложно й и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т.д.  Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, социологии, медицины и других наук. [17;19]. 

Не смотря на то, что по проблеме стресса выполнено большое количество исследований, концепция стресса во многом остается неопределенной , а это понятие часто используется без четкого определения.  Основные вопросы возникающие при изучении и обсуждении сущности психологического стресса, обуславливаются отсутствием общей, единой теорией  о природе самого стресса и его вредных воздействий на человека. В тоже время следует отметить, что проблема стресса как предмет научных исследований с той или иной степенью глубины рассматривалась в самых различных аспектах многими учеными, которыми изучались вопросы причинности возникновения и детерминации развития стресса, его симптомокомплекса, индивидуально-психологических особенностей проявления, методов измерения, приемов предупреждения и ликвидации его последствий.  (В.А. Бодров  [10;34]).

Понятие стресса ввел канадский ученый Ганс Селье. Он дает следующее определение стресса - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [21;63]

Стресс - это нервно-психическое перенапряжение, которое возникает в результате сверхсильного воздействия (стрессора), адекватная реакция на которое даже не была сформулирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.  Это такое эмоциональное состояние, которое связано с тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из сложившегося положения.[22;48]

Стресс (англ.- давление, нажим, напряжение) - это психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудовых, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменившиеся условия среды. [22;49]

В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях:

- во-первых, стресс может быть физической  реакцией организма на предъявляемое  требование или вредное воздействие

- во-вторых, стресс может относиться к  субъективной реакции, и в этом  значении он отражает внутренне  психическое состояние напряженности  и возбуждения; это состояние  интерпретируется как эмоции, оборонительные  реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать  развитию и совершенствованию  функциональных систем а также вызывать психические напряжения;

- в-третьих, понятие стресс определяет, любые  внешние стимулы или события, которые вызывают у человека  напряжение или возбуждение. В  настоящее время в этом значении  чаще всего употребляется термин  «стресс-фактор»;[15;131]

Понятие «стресс-фактор»  (стрессор) -  традиционно для различных концепций стресса и определяется как причина, вызывающая состояние стресса. Без понимания специфики стресс-фокторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакциях того или иного типа стресса.  При коммуникативном стрессе специфика факторов во многом обусловлена соответствующей стрессовой ситуацией – конфликт в семье или конфликт в учебной группе, ответы на семинаре или экзамене, либо это выступление на совещании в рамках профессиональной деятельности.[15;146]

Стресс-факторы можно условно разделить на две большие группы – объективные, под которыми подразумевается объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса, например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная  оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения.[17;48]

 Являясь  одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет  вид эмоционального состояния. Это  состояние характеризуется повышенной  физиологической и психической  активностью. При этом одной из  главных характеристик стресса  является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это  состояние может трансформироваться  в оптимальное состояние, а при  неблагоприятных - в состояние нервно-эмоциональной  напряженности, для которого характерно  снижение работоспособности и  эффективности функционирования  систем и органов, истощения энергетических  ресурсов.  [20;86]

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации. [21;42]

Дж. Эверил считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, то есть отсутствие адекватной, в данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования.  П. Фресс предлагает называть  стрессом особый вид эмоциональных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю.С. Савенко  определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации».

В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения.  Рассматривая различные их варианты  N. H. Rizvi отметил следующее:

  1. Иногда это состояние относится к состоянию беспокойства в организме, которое он стремиться утратить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность, или аверсивных мотиваций, слабой боли или диссонанса.
  2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Также защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
  3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении. Которое ведет к принятию мер по избеганию агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.  [16;44].

В современной психологической науке и практике  закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и « психологический стресс»,  введенных известным исследователем стресса Р. Лазарусом.

  1. Физиологический стресс ( исходя из концепции «общего адаптационного синдрома Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п.
  2. Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс- факторов ( информационной перегрузке, ситуации обиды, угрозы, неопределенности т п.).

Информация о работе Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте