Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 14:09, курсовая работа
Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.
1.2
Психофизиологические
Подростковый возраст (переходный период) – время ускоренного развития или полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. [6;28]
Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенностью этого периода является интенсивность и неравномерность роста и развития организма – «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация). С фактом полового созревания связано то, что подростковый возраст является периодом дебюта ряда заболеваний, в том числе и психических.
Необходимо знать последовательность и ориентировочное время появления тех или иных признаков, так как это оказывает заметное влияние на поведение подростков. Их психологические особенности. Проблемы, прямо или косвенно связанные с половым созреванием, занимают существенное место среди запросов к психологу, как от взрослых, так и от подростков. 5
Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения – все это отражается на функциональных состояниях подростка. 11-12 лет – период повышенной активности, значительного роста энергии. Но этот период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством. Повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомления, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости еще не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми (в последнее время отмечается, что эти ссоры часто проходят в гораздо, более грубой и резкой манере, чем раньше). Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием начинающегося ( у мальчиков) или интенсивно проходящего ( у девочек) полового созревания, что способствует еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроения, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также на форму выражения обид и протеста. [13;24]
В 13-14 лет нередко отмечается
Реакция подростка часто не соответствует силе и значимости ситуации. Обобщая совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует на них одинаково, что проявляется во внешне необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и бурной реакции по малозначительным поводам.
Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела – приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации, подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они не редко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях присутствует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы. С нарушениями двигательного контроля бывают связаны и тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, не привыкший еще к новым, увеличенным размерам своего тела, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому, неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму. [12;65]
Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и ее построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании. [6;32]
Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи. Известно, что в отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. [1;38]
Следует помнить, что подростки очень переживают собственную неуклюжесть и косноязычие, повышенно чувствительны как к насмешкам по этому поводу, так и к оказываемой помощи. Поэтому необходимы специальные занятия по развития моторики, устной и письменной речи подростка. Подростковый возраст – период, когда многие функции активно формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными видами спорта, трудовой деятельности. [4;40]
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих способностей этого возраста, отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [6;35]
Одним из важнейших факторов
формирования личности
Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей насчитывает более двадцати столетий в истории. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. [2;62]
Зимняя И.А. считает, что общение - совсем молодая проблема двадцатого столетия. На современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии. [3;79]
При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общение», его форм, механизмов. Исследователи по-разному ,интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и другие. [3;80]
Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в-третьих, результат специально задаваемой деятельности. [5;37]
В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений. [9;36]
Подростковый возраст считается самым сложным из всех возрастов, так в данный период появляется много новообразований. Главной особенностью подросткового возраста является правильное формирование общения, об этом говориться в трудах многих отечественных психологов. Общение это неотъемлемая часть жизни. В подростковом возрасте общение стоит на первом месте, через общение подросток в большей степени знакомится с окружающим миром, происходит социализация личности в обществе. Поскольку в подростковом возрасте происходит много изменений в организме, как физиологических, так и психологических, то это конечно не может не сказаться на формировании общения.
1.3
Преодоление коммуникативного
В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии, сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния. [24;12]
На самом деле способов преодоления стрессов множество, соответственно, существует и большое количество классификаций, антистрессовых методик:
- психологические (аутотренинг, медитация, рациональная терапия и т.д.);
- физические (баня, массаж);
- биохимические ( алкоголь, лекарства, фитотерапия).
Можно выделить средства самопомощи (дыхательные техники, метод биологической обратной связи) и методы требующие присутствия другого человека ( психотерапия, дружеское отношение). Можно также выделить два направления в преодолении психологического стресса: профилактическое и терапевтическое. [22;69]
В ответ на воздействие стресса человек изменит свое поведение и осуществит попытки и направит свои усилия против источника стресса. Эти усилия могут и не предопределять последующие типы поведения человека. Внутренняя способность к преодолению стрессовых состояний может меняться в зависимости как от положительных, так и отрицательных факторов. ( Р.А. Тигранян «Стресс и его значение для организма» [23;112]
Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявить лиц, у которых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводят с ними соответствующую работу в плане психопрофилактики стресса.[24;59]
К. В. Судаков отмечал важную роль так называемых «конфликтных ситуаций», в которых человек не может удовлетворить жизненно необходимые биологические и социальные потребности. На основании как собственных исследований, так и литературных данных автор сделал вывод, что следствием конфликтных ситуаций являются эмоциональные стрессы. [24;111]
Успешные способы преодоления стресса
Многообразие способов преодоления стресса можно уместить в четыре большие категории:
1) активное взаимодействие со стрессором или влияние на саму проблему;
2) изменение взгляда на проблему,
изменение отношения к ней
или другая интерпретация
3) принятие проблемы и
4) комплексные способы, которые
объединяют в себе
Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем внутри и вне области психопатологии. Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т. д. Вызванные или подавленные в связи с этим реакции, помогающие восстановить равновесие — копинг (coping — совладание), могут быть в той или иной мере соответствующими, т.е. адаптивными. Они считаются адаптивными, если содействуют достижению равновесия и в дальнейшем способствуют уменьшению или устранению вредных побочных воздействий. [18;98]
К центральной характеристике
психологического
При воздействии на угнетающие эмоции важную роль играет способность к релаксации. Возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного страхом и гневом. Для этого лучше всего подходит метод прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона, широкое применение нашли также аутогенная тренировка и методы медитации. Для изменения неконтролируемого выражения гнева были разработаны поведенческие и когнитивные терапевтические приемы. При способности самостоятельно подавить гнев могут быть показаны тренинги самоутверждения и методы достижения социальной готовности.[8;67]
Обременяющие когниции также связаны с эмоциями, точнее, порождают их и могут привести к неблагоприятным последствиям. Поэтому изменение дисфункциональных когниций или построение функциональных когнитивных реакций там, где таковые отсутствуют, является обязательным компонентом каждого профилактического тренинга, направленного на улучшение поведения в условиях стресса. Там, где дисфункциональное преодоление стресса вызвано некомпетентностью обращения с поддающимися влиянию и решаемыми проблемами, что часто наблюдается у депрессивных людей, необходимо усилить способность адекватного воздействия на контролируемые ситуации, например с помощью тренинга социальной компетентности, тренинга самоутверждения или коммуникативного тренинга.[18;72]
Многозначность, частый отягчающий признак стрессоров, требует при определенных условиях адаптивной реакции в виде ее сокращения с помощью поиска информации. Это имеет смысл только тогда, когда информация может быть полезна для решения проблемы.15
Адекватный подход к многозначности основывается на способности перед поиском информации оценивать потенциальную пользу ее или вред, а также на толерантности к многозначности.
Информация о работе Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте