Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 211.26 Кб (Скачать файл)

Исследование проходило в несколько этапов:

1.  Констатирующий  эксперимент;

2. Формирующий  эксперимент;

3. Контрольный  эксперимент

Частыми причинами затруднений общения могут  выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека. Неправомерные требования, завышенные ожидания, негативные побуждения, непонимание ведущей мотивации другого, критика, конфликтные ситуации, проблемы в межличностном отношении. На основе этих причин, для данного исследования были выбраны следующие диагностические методики:

1. Методика  диагностики коммуникативной установки  В. В. Бойко. Раздаются бланки, на  которых представлено 25 суждений, испытуемым  предлагается ответить на предложенные  суждения «да» или «нет». Данная  методика позволяет выявить наличие  выраженной негативной коммуникативной  установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на  самочувствии партнеров по общению.

2. Методика  диагностики «помех» в установлении  эмоциональных контактов В. В. Бойко. В данной методике испытуемым  предлагаются бланки, в которых  представлено 25 суждений, на которые  нужно ответить «да» или «нет». Данная методика позволяет нам  узнать, существуют ли «помехи»  в установлении эмоциональных  контактов. Чем больше баллов, тем  очевиднее эмоциональная проблема  в повседневном общении.

3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».Данная методика позволяет выявить уровень тревожности учащихся.

4. Методика  «Оценка коммуникативных и организаторских способностей»

Методика позволяет определить уровень коммуникативных и организаторских способностей. Раздаются бланки для ответов. Ребятам нужно ответить на все предложенные вопросы и занести свой ответ в соответствующую клетку в бланке. В данной методике представлено 40 суждений.

5. Методика  «Наши отношения»

Данная методика позволяет выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Школьнику предлагается ознакомиться с рядом утверждений: Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

6. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет». Данный тест, включает в себя 16  вопросов.

7.  Методика  «Потребность в общении»

Данная методика состоит из 33 утверждений. Испытуемый должен отметить на листке ответов, согласен он или нет с данным положением. Методика позволяет выявить уровень потребности в общении у ребенка.

2.3  Анализ результатов  исследования

Констатирующий эксперимент

Проведение выбранных нами диагностических методик дали следующие результаты.

« Диагностика уровня школьной тревожности»

Таблица 1

Испытуемые

Балл

1*

20

2*

25

3*

12

4*

39

5*

28

6*

41

7*

44

8*

14

9*

44

10*

9

11*

46

12*

44

13*

44

14*

38

15*

37

16*

43


 

Диаграмма 1

В результате диагностики получились следующие результаты: у 60% опрошенных – повышенный уровень тревожности,  у 40% опрошенных – низкий уровень тревожности.     

                                        

Коммуникативные и организаторские склонности

По результатам данной диагностики мы видим следующие результаты:  60% опрошенных характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей; у 40 % опрошенных коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего.

По итогам этой диагностики мы можем сказать, что ребята  не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Данные результаты могут быть связаны со слабым развитием коммуникативных и организаторских навыков.

Диаграмма 2

    

Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко

Таблица 3

Испытуемые

Суммарный балл

1*

82

2*

79

3*

64

4*

48

5*

83

6*

35

7*

83

6*

61

9*

66

10*

83

11*

74

12*

63

13*

50

14*

62

15*

69

16*

67


 

По результатам данной методики, были получены следующие результаты. Общий балл получали с помощью сложения всех результатов полученных по следующим шкалам: завуалированная жестокость по отношению к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в отношении к людям; обоснованный негативизм в суждениях о людях; склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью; негативный личный опыт общения с окружающими.

По итогам данной диагностической методики,  суммарный балл всех испытуемых выше общего среднего – 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии ребят в процессе общения, а следовательно существует риск развития коммуникативного стресса.

Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных  контактов

По итогам данной методики  у 45% опрошенных, эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, они подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям, у 32 опрошенных – эмоции в некоторой степени осложняют повседневное общение, у 23% - присутствуют некоторые эмоциональные проблемы в общении.

Диаграмма 4

 

                                        

 

Методика «Наши отношения»

По результатам данной методики, мы видим, что 60% опрошенных считают, что класс не дружный; 40% считают класс дружный.

 

Диаграмма 5

В итоге мы можем предположить, что вследствие, в большей степени, отсутствия сплоченности группы, в коллективе могут часто возникать конфликтные ситуации, что в последствии является одной из важных причин проявления коммуникативного стресса.

                                                

Оценка уровня общительности

По результатам данной методики, мы наблюдаем следующие результаты:

 50% опрошенных - замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у них мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают  в панику, то надолго выводят из равновесия. Бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера.   

25 % опрошенных - нормальная коммуникабельность. Любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

15% опрошенных - общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой  много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

10% опрошенных -  весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

По итогам методики мы видим, что у 50% класса практически не общительны, это может быть связано, со слабым развитием коммуникативных навыков, вследствие конфликтов в коллективе, возможно влияние межличностных взаимоотношений.

Диаграмма 6

                                   

 

Методика « Потребность в общении»

Таблица 7

                                        Испытуемые

                                              Балл

1

22

2

21

3

14

4

20

5

10

6

21

7

22

8

23

9

27

10

14

11

10

12

7

13

8

14

5

15

6

16

5


 

У 30% опрошенных,  явная выраженность потребности в общении.

У 70% опрошенных потребность в общении слабо выражена.

Если сделать сравнение результатов с предыдущей методикой, можно предположить, что какой-то процент ребят в классе не очень общителен, в следствие особых психологических характеристик, тип темперамента, нервной системы.

Диаграмма 7

Кроме проведения диагностических методик, проводилось наблюдение за данной подростковой группой. В классе очень много конфликтов, это связано с контингентом учащихся, часто меняющийся коллектив, что в последствие, сказывается на групповой сплоченности соответственно на общении подростков.

Результаты выше указанных диагностических методик, позволяют нам сделать вывод о наличии коммуникативного стресса в данной подростковой группе. По полученным данным, целесообразным будет  разработать и провести программу по преодолению коммуникативного стресса в  подростковой группе. Выполнение программы как мы предполагаем,  позволит снизить уровень коммуникативного стресса.  

 

Глава III. Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте.

                                         3.1 Пояснительная записка 

Очень важно развивать коммуникативные навыки в подростковом возрасте. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько ребята 11-14 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.

Информация о работе Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте