Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 14:09, курсовая работа
Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.
Исследование проходило в несколько этапов:
1. Констатирующий эксперимент;
2. Формирующий эксперимент;
3. Контрольный эксперимент
Частыми причинами затруднений общения могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека. Неправомерные требования, завышенные ожидания, негативные побуждения, непонимание ведущей мотивации другого, критика, конфликтные ситуации, проблемы в межличностном отношении. На основе этих причин, для данного исследования были выбраны следующие диагностические методики:
1. Методика
диагностики коммуникативной
2. Методика
диагностики «помех» в
3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».Данная методика позволяет выявить уровень тревожности учащихся.
4. Методика «Оценка коммуникативных и организаторских способностей»
Методика позволяет определить уровень коммуникативных и организаторских способностей. Раздаются бланки для ответов. Ребятам нужно ответить на все предложенные вопросы и занести свой ответ в соответствующую клетку в бланке. В данной методике представлено 40 суждений.
5. Методика «Наши отношения»
Данная методика позволяет выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Школьнику предлагается ознакомиться с рядом утверждений: Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
6. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет». Данный тест, включает в себя 16 вопросов.
Данная методика состоит из 33 утверждений. Испытуемый должен отметить на листке ответов, согласен он или нет с данным положением. Методика позволяет выявить уровень потребности в общении у ребенка.
2.3 Анализ результатов исследования
Констатирующий эксперимент
Проведение выбранных нами диагностических методик дали следующие результаты.
« Диагностика уровня школьной тревожности»
Таблица 1
Испытуемые |
Балл |
1* |
20 |
2* |
25 |
3* |
12 |
4* |
39 |
5* |
28 |
6* |
41 |
7* |
44 |
8* |
14 |
9* |
44 |
10* |
9 |
11* |
46 |
12* |
44 |
13* |
44 |
14* |
38 |
15* |
37 |
16* |
43 |
Диаграмма 1
В результате диагностики получились следующие результаты: у 60% опрошенных – повышенный уровень тревожности, у 40% опрошенных – низкий уровень тревожности.
Коммуникативные и организаторские склонности
По результатам данной диагностики мы видим следующие результаты: 60% опрошенных характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей; у 40 % опрошенных коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего.
По итогам этой диагностики мы можем сказать, что ребята не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Данные результаты могут быть связаны со слабым развитием коммуникативных и организаторских навыков.
Диаграмма 2
Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко
Таблица 3
Испытуемые |
Суммарный балл |
1* |
82 |
2* |
79 |
3* |
64 |
4* |
48 |
5* |
83 |
6* |
35 |
7* |
83 |
6* |
61 |
9* |
66 |
10* |
83 |
11* |
74 |
12* |
63 |
13* |
50 |
14* |
62 |
15* |
69 |
16* |
67 |
По результатам данной методики, были получены следующие результаты. Общий балл получали с помощью сложения всех результатов полученных по следующим шкалам: завуалированная жестокость по отношению к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в отношении к людям; обоснованный негативизм в суждениях о людях; склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью; негативный личный опыт общения с окружающими.
По итогам данной диагностической методики, суммарный балл всех испытуемых выше общего среднего – 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии ребят в процессе общения, а следовательно существует риск развития коммуникативного стресса.
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов
По итогам данной методики у 45% опрошенных, эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, они подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям, у 32 опрошенных – эмоции в некоторой степени осложняют повседневное общение, у 23% - присутствуют некоторые эмоциональные проблемы в общении.
Диаграмма 4
Методика «Наши отношения»
По результатам данной методики, мы видим, что 60% опрошенных считают, что класс не дружный; 40% считают класс дружный.
Диаграмма 5
В итоге мы можем предположить, что вследствие, в большей степени, отсутствия сплоченности группы, в коллективе могут часто возникать конфликтные ситуации, что в последствии является одной из важных причин проявления коммуникативного стресса.
Оценка уровня общительности
По результатам данной методики, мы наблюдаем следующие результаты:
50% опрошенных - замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у них мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают в панику, то надолго выводят из равновесия. Бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера.
25 % опрошенных - нормальная коммуникабельность. Любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
15% опрошенных - общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
10% опрошенных - весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
По итогам методики мы видим, что у 50% класса практически не общительны, это может быть связано, со слабым развитием коммуникативных навыков, вследствие конфликтов в коллективе, возможно влияние межличностных взаимоотношений.
Диаграмма 6
Методика « Потребность в общении»
Таблица 7
|
|
1 |
22 |
2 |
21 |
3 |
14 |
4 |
20 |
5 |
10 |
6 |
21 |
7 |
22 |
8 |
23 |
9 |
27 |
10 |
14 |
11 |
10 |
12 |
7 |
13 |
8 |
14 |
5 |
15 |
6 |
16 |
5 |
У 30% опрошенных, явная выраженность потребности в общении.
У 70% опрошенных потребность в общении слабо выражена.
Если сделать сравнение результатов с предыдущей методикой, можно предположить, что какой-то процент ребят в классе не очень общителен, в следствие особых психологических характеристик, тип темперамента, нервной системы.
Диаграмма 7
Кроме проведения диагностических методик, проводилось наблюдение за данной подростковой группой. В классе очень много конфликтов, это связано с контингентом учащихся, часто меняющийся коллектив, что в последствие, сказывается на групповой сплоченности соответственно на общении подростков.
Результаты выше указанных диагностических методик, позволяют нам сделать вывод о наличии коммуникативного стресса в данной подростковой группе. По полученным данным, целесообразным будет разработать и провести программу по преодолению коммуникативного стресса в подростковой группе. Выполнение программы как мы предполагаем, позволит снизить уровень коммуникативного стресса.
Глава III. Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
Очень важно развивать коммуникативные навыки в подростковом возрасте. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько ребята 11-14 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.
Информация о работе Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте