Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 04:37, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что зависимость личностных особенностей родителя, и в частности – матери, и ее отношения к ребенку седьмого года жизни недостаточно изучены. В отечественной и зарубежной психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения.
Введение.
Глава 1. Характеристика детско-родительских отношений.
1.1Особенности материнского отношения к ребёнку седьмого года жизни.
1.2 Характеристика условного принятия ребёнка.
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений.
2.1 Методики исследования детско-родительских отношений
2.2 Анализ результатов.
Заключение
Список литературы
Приложение.
Введение.
Глава 1. Характеристика детско-родительских отношений.
1.1Особенности материнского отношения к ребёнку седьмого года жизни.
1.2 Характеристика условного принятия ребёнка.
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений.
2.1 Методики исследования детско-родительских отношений
2.2 Анализ результатов.
Заключение
Список литературы
Приложение.
Введение
Вопросы, посвященные
проблеме детско-родительских отношений,
рассматривались учеными на протяжении
всего развития психологической
науки и практики. В отечественной психологии
исследованиями в этой области занимались
ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина
И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина,
Эльконин Д.Б и многие другие.
Божович Л.И. в работе этапы формирования
личности в онтогенезе установила, что
в процессе онтогенетического развития
в психике ребенка возникают качественно
новые образования. Эти психологические
образования как некий целостный механизм,
определяют поведение и деятельность
человека, его взаимоотношения с людьми,
его отношение к окружающему и к самому
себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин
Д.Б разрабатывая проблему периодизации
психического развития, показали, что
с возрастом изменяется мировоззрение
ребенка, тип его ведущей деятельности,
отношения с взрослыми и сверстниками,
и это влечет за собой и изменения в отношение
родителей к нему. Дубровина И.В. в работе
Семья и социализация ребенка рассматривает
семью как главный источник социализации.
В семье социализация происходит наиболее
естественно и безболезненно, основным
механизмом ее является внутрисемейное
взаимодействие.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что зависимость личностных особенностей родителя, и в частности – матери, и ее отношения к ребенку седьмого года жизни недостаточно изучены. В отечественной и зарубежной психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения.
Для полноценного развития личности
ребенка в семье должны складываться благоприятные
условия, которые напрямую зависят от
сложившихся в семье детско-родительских
отношений. С одной стороны, главной характеристикой
родительского отношения является любовь,
которая определяет доверие к ребенку,
радость и удовольствие от общения с ним,
стремление к его защите и безопасности.
С другой родительское отношение характеризуется
требовательностью и контролем. В этом
конфликте заключается одно из самых сильных
противоречий детско-родительских отношений
в семье.
Целью работы явилось изучение особенностей принятия матерью ребёнка седьмого года жизни.
Объект исследования – детско-родительское отношение к ребёнку седьмого года жизни.
Предмет исследования – материнское принятие ребёнка седьмого года жизни.
Гипотеза: Мы полагаем, принимающее отношение матери к ребёнку седьмого года жизни характеризуется, как характер эмоционального отношения (приятие) и степень осознанности, определяющие тип родительского отношения и разные виды рефлексии на них у ребенка.
Задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность принятия матерью ребёнка;
-Подобрать материал для изучения принятия матерью ребёнка седьмого года жизни;
- Провести изучение особенностей принятия матерью ребёнка седьмого года жизни;
Практическая значимость:
Полученные результаты исследования, можно использовать для разработки индивидуальных и групповых коррекционных программ для родителей: эти программы могут носить не только коррекционный характер, но и профилактический. Данная информация может использоваться педагогами-психологами и воспитателями ДОУ в работе с родителями. Подобные формы работы с родителями помогут расширить их уровень самосознания и повысить степень принятия ответственности на себя.
База исследования проводилась в МДБОУ №168 г.Иркутска.
Глава 1. Характеристика детско-родительских отношений
Содержание понятия «детско-
Недостаточная
разработанность понятий, отсутствие
ясного понимания и четкой формулировки
приводят к терминологическим
Родительско-детское взаимодействие в значительной мере зависит от материнского отношения к ребенку, т.е. "репертуар", "тональность" действий матери, адресуемых ребенку, порождают у него соответствующие ответные действия и переживания. Структура родительско-детского взаимодействия насыщает субъективный опыт ребенка, формирует базисный слой, эмоциональную сферу ребенка, подкрепляя одни переживания и ослабляя, даже угнетая другие. Эмоции ребенка начинают, в свою очередь, опосредовать его связи с окружающим миром, они задают тип эмоционального поведения, динамику и избирательность его поведения в детской и даже последующей взрослой жизни[8]. Материнское отношение представляет собой сложное, системно организованное качество поведения матери и является результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений:
1) совокупность
ранее сложившихся у матери
установок и ценностных
2) особенности структуры личности матери, ее преобладающих черт (например, рационализм или эгоистичность, или эмпатийность, чувствительность, внушаемость и т.д) .
3) система мотивационных
отношений как результат
Параметры материнского отношения: —
выраженность в поведении матери эмоций,
адресованных ребенку и их модальные характеристики
(поддержка, подавление, отвержение, или
агрессия) — эмоциональность матери в
целом (неэмоционалы, эмоциональная, но
уравновешена, аффективная, конфликтная)
— психологическая дистанция между матерью
и ребёнком (эмоциональная дистанция,
пространственно-физическая станция и
пр.) — доминирующие реакции реального
взаимодействия (вербальный контакт, тактильный
и зрительный контакт и т.п.) — способность
матери к поддержанию комфортного состояния
ребенка в условиях стресса (умеет ли защитить
столкновении с опасностью, агрессивной
средой). Возможно выделение 4 типов материнского
отношения — эмоционально поддерживающее
и принимающее
— эмоционально подавляющее — эмоционально
отвергающее — жестко агрессивное[3].
По характеру доминирующих эмоций в каждом из поведения материнского отношения могут быть выделены разные варианты:
-в эмоционально поддерживающем отношении ;
-оптимистическое, спокойное и ypaвновешенное отношение;
- с проявлениями пессимизма, депрессии;
- аффективное, неуравновешенное,
взрывчатое — в эмоционально
подавляющем отношении
- тревожное, депрессивное;
- с повышенной моральной
ответственностью, с гиперсоциальной
ориентацией — в эмоционально
отвергающем отношении
- властно-подавляющее;
- безучастно-равнодушное;
- конфликтное — в жестко агрессивном отношении возможны варианты: пренебрегающее, принижающе-уничижающее отношение;
-либо с садистскими тенденциями, либо с проявлениями насилия [2].
Одним из главных показателей
родительского отношения
Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон (1982) в зависимости от особенностей личности матери выделяют типы семейного воспитания:
1) спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания;
2) экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;
3) «социальная» мать – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы [4].
Исследуя особенности поведения матери по отношению к ребенку, А. Адлер, говорил о том, что повышенная тревожность матери приводит к гиперопекающему поведению. Другие исследователи связывают гиперопекающее поведение с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, по их мнению, порождается виной.
Белоусова И.В. считает, что у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей [20].
Захаров А.И. метафорично выделяет несколько психологических типов матерей, которые могут послужить основой формирования неврозов:
- «царевна Несмеяна»,
озабоченная, обеспокоенная
- «спящая красавица», погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой;
- «унтер Пришибеев», недостаточно чуткая, часто грубая, безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, относится с недоверием к опыту, самостоятельности. Раздражительна, нетерпима к слабостям, использует физические наказания;
- «суматошная мать», эмоционально неустойчивая, противоречивая, в своем поведении руководствуется крайностями. Часто эмоционально не сдержана;
- «наседка», тревожно-
- «вечный ребенок», инфантильная, внушаемая, психологически незрелая, постоянно нуждается в поддержке и покровительстве, предпочитает сдать ребенка "на поруки" кому-либо[21].
Автор отмечает, что данные психологические портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга образы или тенденции в отношении матерей к детям.
Заслуживает внимания исследование А.Г. Лидерс и Е.Н. Спиревой о влиянии личности родителей на выбор стиля родительского отношения. Исследование показало, что экстравертированность мамы влечет за собой чрезмерность требований в воспитании, а также привносит тревожность в отношениях с ребенком[22].
Мамы, отличающиеся спонтанностью
в действиях и поступках, будут
потакать, максимально и некритически
удовлетворять любые
У агрессивной мамы наблюдается
ситуация, при которой ребенок
оказывается на периферии внимания
родителя, но в то же время агрессивная
мама может потакать ребенку, удовлетворять
все его запросы, в воспитании,
а также предъявлять недостаточ
Ригидная мама, субъективная в своих оценках, с инертностью установок и настойчивостью личности, склонная к педантизму, настороженной подозрительности очень требовательна в воспитании.
Информация о работе Особенности принятия матерью ребёнка седьмого года жизни