Особенности принятия матерью ребёнка седьмого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 04:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что зависимость личностных особенностей родителя, и в частности – матери, и ее отношения к ребенку седьмого года жизни недостаточно изучены. В отечественной и зарубежной психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Характеристика детско-родительских отношений.
1.1Особенности материнского отношения к ребёнку седьмого года жизни.
1.2 Характеристика условного принятия ребёнка.
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений.
2.1 Методики исследования детско-родительских отношений
2.2 Анализ результатов.
Заключение
Список литературы
Приложение.

Файлы: 1 файл

глава 1 к.р.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Глава 1. Характеристика детско-родительских отношений.

1.1Особенности материнского отношения к ребёнку седьмого года жизни.

1.2 Характеристика  условного принятия ребёнка.

Глава 2. Исследование детско-родительских отношений.

2.1 Методики исследования детско-родительских отношений

2.2 Анализ результатов.

Заключение

Список литературы

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы, посвященные  проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической  науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Эльконин Д.Б и многие другие.  
Божович Л.И. в работе этапы формирования личности в онтогенезе установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития, показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения с взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и социализация ребенка рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является внутрисемейное взаимодействие.  

Актуальность данной работы обусловлена тем, что зависимость  личностных особенностей родителя, и  в частности – матери, и ее отношения к    ребенку седьмого года жизни недостаточно изучены. В отечественной и зарубежной психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения.

 
 Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье. 

Целью работы явилось изучение особенностей принятия матерью ребёнка седьмого года жизни.

Объект исследования – детско-родительское отношение  к ребёнку седьмого года жизни.

Предмет исследования – материнское принятие ребёнка  седьмого года жизни.

Гипотеза: Мы полагаем, принимающее отношение матери к  ребёнку седьмого года жизни характеризуется, как характер эмоционального отношения (приятие) и степень осознанности, определяющие тип родительского отношения и разные виды рефлексии на них у ребенка.

 Задачи: 

- Рассмотреть   понятие и  сущность принятия  матерью  ребёнка;

-Подобрать материал  для изучения принятия матерью  ребёнка седьмого года жизни;

- Провести изучение особенностей принятия матерью ребёнка седьмого года жизни;

Практическая  значимость:

 Полученные  результаты исследования, можно использовать для разработки индивидуальных и групповых коррекционных программ для родителей: эти программы могут носить не только коррекционный характер, но и профилактический. Данная информация может использоваться педагогами-психологами и воспитателями ДОУ в работе с родителями. Подобные формы работы с родителями помогут расширить их уровень самосознания и повысить степень принятия ответственности на себя.

База исследования проводилась в МДБОУ №168 г.Иркутска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика детско-родительских отношений

    1. Особенности материнского отношения к ребёнку седьмого года жизни

Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.)[6]. В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Э. Берн и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений[16].

Недостаточная разработанность понятий, отсутствие ясного понимания и четкой формулировки приводят к терминологическим разночтениям. Тем не менее, ясно, что детско-родительские отношения - один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому.

Родительско-детское  взаимодействие в значительной мере зависит от материнского отношения  к ребенку, т.е. "репертуар", "тональность" действий матери, адресуемых ребенку, порождают у него соответствующие ответные действия и переживания. Структура родительско-детского взаимодействия насыщает субъективный опыт ребенка, формирует базисный слой, эмоциональную сферу ребенка, подкрепляя одни переживания и ослабляя, даже угнетая другие. Эмоции ребенка начинают, в свою очередь, опосредовать его связи с окружающим миром, они задают тип эмоционального поведения, динамику и избирательность его поведения в детской и даже последующей взрослой жизни[8]. Материнское отношение представляет собой  сложное, системно организованное качество поведения матери и является результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений:

1) совокупность  ранее сложившихся у матери  установок и ценностных ориентации  как устойчивых конструктов сознания в отношении ребенка (ребенок как самоценность или отношение к нему занимает подчиненное положение в иерархии других мотивационных отношений — профессиональных, престижных и т.д.)

2) особенности  структуры личности матери, ее  преобладающих черт (например, рационализм или эгоистичность, или эмпатийность, чувствительность, внушаемость и т.д) .

3) система мотивационных  отношений как результат конкретных  способов взаимодействия между  ребенком и родителями. Можно  выделить параметры взаимодействия — характер действий матери, адресованных ребенку, и соответственно характер ответных действий ребенка — характер эмоциональных переживаний матери, вызванных взаимодействием с ребенком и соответственно ответные эмоциональные проявления в поведении ребенка[8]. 
Параметры материнского отношения: — выраженность в поведении матери эмоций, адресованных ребенку и их модальные характеристики (поддержка, подавление, отвержение, или агрессия) — эмоциональность матери в целом (неэмоционалы, эмоциональная, но уравновешена, аффективная, конфликтная) — психологическая дистанция между матерью и ребёнком (эмоциональная дистанция, пространственно-физическая станция и пр.) — доминирующие реакции реального взаимодействия (вербальный контакт, тактильный и зрительный контакт и т.п.) — способность матери к поддержанию комфортного состояния ребенка в условиях стресса (умеет ли защитить столкновении с опасностью, агрессивной средой). Возможно выделение 4 типов материнского отношения — эмоционально поддерживающее и принимающее 
— эмоционально подавляющее — эмоционально отвергающее — жестко агрессивное[3].

По характеру  доминирующих эмоций в каждом из поведения  материнского отношения могут быть выделены разные варианты:

-в эмоционально поддерживающем отношении ;   

-оптимистическое, спокойное и ypaвновешенное отношение;

-  с проявлениями пессимизма, депрессии;

-  аффективное, неуравновешенное, взрывчатое — в эмоционально  подавляющем отношении возможны  варианты — рациональное, форсировано  развивающее, отношение;

-  тревожное, депрессивное;

- с повышенной моральной  ответственностью, с гиперсоциальной  ориентацией — в эмоционально  отвергающем отношении возможны  варианты: властно-авторитарное;

-  властно-подавляющее;

-  безучастно-равнодушное;

-  конфликтное — в  жестко агрессивном отношении возможны варианты:  пренебрегающее, принижающе-уничижающее отношение;

-либо с садистскими  тенденциями, либо с проявлениями насилия [2].

Одним из главных показателей  родительского отношения являются личностные особенности родителя, отмечая  при этом, что именно благодаря им, родители реализуют те или иные стили семейного воспитания.

Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон (1982) в  зависимости от особенностей личности матери выделяют типы семейного воспитания:

1)           спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания;

2)           экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;

3)           «социальная» мать – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы [4].

Исследуя особенности  поведения матери по отношению к  ребенку, А. Адлер, говорил о том, что повышенная тревожность матери приводит к гиперопекающему поведению. Другие исследователи связывают  гиперопекающее поведение с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, по их мнению, порождается виной.

Белоусова И.В. считает, что  у тревожных матерей часто  вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют  своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей [20].

Захаров А.И. метафорично  выделяет несколько психологических типов матерей, которые могут послужить основой формирования неврозов:

- «царевна Несмеяна»,  озабоченная, обеспокоенная мать, излишне принципиальная, сдержанная  в выражении чувств, неотзывчивая. Не признает детской непосредственности, любит иронизировать, делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки;

- «спящая красавица», погруженная в свои мысли и  переживания, отстраненная от  ребенка и его потребностей, обращающаяся  с ним как с живой куклой;

- «унтер Пришибеев», недостаточно чуткая, часто грубая, безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, относится с недоверием к опыту, самостоятельности. Раздражительна, нетерпима к слабостям, использует физические наказания;

- «суматошная мать»,  эмоционально неустойчивая, противоречивая, в своем поведении руководствуется крайностями. Часто эмоционально не сдержана;

- «наседка», тревожно-беспокойная,  жертвенная натура, во взаимодействии  с ребенком руководствуется принципом  гиперопеки;

- «вечный ребенок», инфантильная, внушаемая, психологически незрелая, постоянно нуждается в поддержке и покровительстве, предпочитает сдать ребенка "на поруки" кому-либо[21].

Автор отмечает, что данные психологические портреты следует  интерпретировать как дополняющие  друг друга образы или тенденции в отношении матерей к детям.

Заслуживает внимания исследование А.Г. Лидерс и Е.Н. Спиревой о влиянии  личности родителей на выбор стиля родительского отношения. Исследование показало, что экстравертированность мамы влечет за собой чрезмерность требований в воспитании, а также привносит тревожность в отношениях с ребенком[22].

Мамы, отличающиеся спонтанностью  в действиях и поступках, будут  потакать, максимально и некритически удовлетворять любые потребности  ребенка, у таких мам меньше выражена фобия утраты ребенка.

У агрессивной мамы наблюдается  ситуация, при которой ребенок  оказывается на периферии внимания родителя, но в то же время агрессивная  мама может потакать ребенку, удовлетворять  все его запросы, в воспитании, а также предъявлять недостаточность запретов. Агрессивная мама непоследовательна, неустойчива в воспитательных приемах, с резкими переходами от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, к переходу от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка. В семье агрессивной мамы часто наблюдается воспитательная конфронтация и внесение конфликта между супругами в отношения с ребенком.

Ригидная мама, субъективная в своих оценках, с инертностью  установок и настойчивостью личности, склонная к педантизму, настороженной  подозрительности очень требовательна в воспитании.

Информация о работе Особенности принятия матерью ребёнка седьмого года жизни