Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 04:37, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что зависимость личностных особенностей родителя, и в частности – матери, и ее отношения к ребенку седьмого года жизни недостаточно изучены. В отечественной и зарубежной психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения.
Введение.
Глава 1. Характеристика детско-родительских отношений.
1.1Особенности материнского отношения к ребёнку седьмого года жизни.
1.2 Характеристика условного принятия ребёнка.
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений.
2.1 Методики исследования детско-родительских отношений
2.2 Анализ результатов.
Заключение
Список литературы
Приложение.
Наиболее низкие показатели были получены по стремлению матерей к телесному контакту с ребенком (62,67%). Недооценка родителями телесного аспекта взаимодействия с дошкольником может негативно сказаться на его эмоциональном развитии. Низкими были и результаты по шкале «Способность воспринимать ребенка» (69,4%).
Была выявлена категория
матерей с депривацией
Таким
образом, выполненное нами
Заключение
В настоящее
время очень остро стоит
Ребёнок должен чувствовать, что его любят, ценят, уважают, ребенок должен видеть, что в нем нуждаются, что с ним хотят общаться. Каким станет ребенок, чего он добьется и как устроит свою жизнь, зависит от его семьи и от того, какую модель поведения ему дадут его родители.
Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции. Но для этого нужна помощь специалистов, в том числе педагогов и психологов. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.
Гипотеза о том, что личностные особенности родителя, в частности матери, оказывают влияние на тип её отношения к ребёнку седьмого года жизни, полностью подтвердилась в данной работе. Также, подтвердилось то, что от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.
По результатам методик Исследование характеристик эмоционального отношения матери к старшим дошкольникам показало, что в целом оно позитивно. Эмоциональное принятие своих детей продемонстрировало более 80% матерей: 84,26% матерей «безусловно» принимают своих детей; 87,04% имеют положительный эмоциональный настрой и фон взаимодействия с ребенком; 85,19% имеют положительное отношение к себе и удовлетворены ролью матери; 80,56% сопереживают собственным детям; 91,67% оказывают им эмоциональную поддержку.
Наиболее низкие показатели были получены по стремлению матерей к телесному контакту с ребенком (62,67%). Недооценка родителями телесного аспекта взаимодействия с дошкольником может негативно сказаться на его эмоциональном развитии. Низкими были и результаты по шкале «Способность воспринимать ребенка» (69,4%).
Была выявлена категория
матерей с депривацией
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. [Текст] Г.С. Абрамова.-М.: Академический Проект, 2001.
2. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка[Текст] А.И.Баркан. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей[Текст] А.И. Захаров. - М., 1993.
4. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений [Текст] С.Бочавер. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
5. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. [Текст] Р.С. Немов. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.
6. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. [Текст] р.С. Немов. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования.
7. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. [Текст] Р.С. Немов. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
8. Овчаров, Р.В. Практическая психология [Текст] Р.В.Овчаров. - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996.
9. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика [Текст] А.М. Прихожан. - Москва-Воронеж., 2000.
10. Психология личности [Текст] : Словарь-справочник. / под ред. П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001.
11. Популярная психология для родителей / под ред. А.С. Спиваковской. -СПб.: СОЮЗ, 1997.
12. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] А.С. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
13. Фромм, А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации [Текст] А. Фромм. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997.
14. Марковская, М.И. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] И. М. Марковская.- СПб.: Речь, 2006.-150 с.
15. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения. [Текст]: дис. … канд. псих. Наук/ Варга А.Я. – М., 1986. – 206 с.
16. Белоусова ,И.В. Психологические проблемы современной российской семьи [Текст] И.В. Белоусова. – Нижний Тагил: НГСПА, 2005.
17. Захаров, А.И.Неврозы у детей и психотерапия [Текст] А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 1998. – 336 с.
18. Лидерс, А.Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя [Текст] А.Г.Лидерс, Е.Н.Спирева// Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 1.
19. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] Н.Н. Обозов.- К., 2004.
20. Марковская, И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми [Текст] И.М. Марковская// Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 17.
21. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка [Текст] Г.Т. Хоментаускас. - М., 1989. - 322 с.
22. Филиппова,
Г. Г. Материнство:
23. Обухова, Л.Ф.
Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] Л.Ф. Обухова. - М., 1995. -
Приложение 1
Вопросы
анкеты
1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно
понять по какой причине.
3. Когда моему ребенку больно, мне кажется,
я тоже чувствую боль.
4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
5. Чтобы ни сделал мой ребенок, я буду любить
его,
6. Воспитание ребенка - сложная проблема
для меня.
7. Я редко повышаю голос.
8. Если часто обнимать и целовать ребенка,
можно заласкать его и испортить.
9. Я часто даю понять моему ребенку, что
верю в его силы.
10. Плохое настроение моего ребенка не
может быть оправданием его непослушания.
11. Я легко могу успокоить моего ребенка.
12. Чувства моего ребенка для меня загадка.
13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить,
чтобы скрыть обиду.
14. Часто я не могу разделить радость моего
ребенка.
15. Когда я смотрю на своего ребенка, то
испытываю любовь и нежность, даже если
он «плохо ведет себя».
16. Я много хотел (а) изменить в своем ребенке.
17. Мне нравится быть матерью (отцом).
18. Мой ребенок редко спокойно реагирует
на мои требования.
19. Я часто глажу моего ребенка по голове.
20. Если у ребенка что-то не получается,
он должен справиться с этим самостоятельно.
21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы
объяснить ему, что он не прав.
22. Если мой ребенок разбаловался, я уже
не могу его остановить.
23. Я чувствую отношение моего ребенка
к другим людям.
24. Часто я не могу понять, почему мой ребенок
плачет.
25. Мое настроение часто зависит от настроения
моего ребенка.
26. Мой ребенок часто делает вещи, которые
сильно мне досаждают.
27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
28. Я чувствую, что задача воспитания слишком
сложна для меня.
29. Мы с моим ребенком приятно проводим
время.
30. Я испытываю раздражение, когда мой
ребенок буквально «липнет» ко мне.
31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю
его старания и достижения.
32. Даже когда ребенок устал, он должен
довести дело до конца.
33. У меня, получается, настроить ребенка
на серьезные занятия.
34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным,
и я не могу понять, что он чувствует.
35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок
расстроен.
36. Когда у меня хорошее настроение, капризы
ребенка не могут испортить его.
37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
38. Меня удручает, что мой ребенок растет
совсем не таким, каким мне хотелось бы.
39. Я верю, что могу справиться с большинством
ситуаций и проблем в воспитании моего
ребенка.
40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное
недовольство.
41. Мне часто хочется взять ребенка на
руки.
42. Я не поощряю незначительные успехи
ребенка, это может избаловать его.
43. Бесполезно требовать что-то от ребенка,
когда он устал.
44. Я не в силах изменить плохое настроение
ребенка.
45. Мне достаточно только посмотреть на
ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
46. Часто радость ребенка кажется мне безразличной.
47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.
49. Я много прощаю своему ребенку из-за
любви к нему.
50. Я нахожу, что я гораздо менее способна
хорошо заботиться о своём ребёнке, чем
я ожидала.
51. У меня часто возникают спокойные, теплые
отношения с моим ребёнком.
52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
53. Я часто хвалю своего ребенка.
54. Я никогда не нарушаю распорядок дня
ребенка.
55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить
его на более спокойное занятие.
56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.
57. Я легко могу догадаться, что беспокоит
моего ребенка.
58. Иногда я не понимаю, как ребенок может
расстраиваться по таким пустякам.
59. Я получаю удовольствие от общения с
ребенком.
60. Не всегда легко принять моего ребенка
таким, какой он есть.
61. Мне удается научить ребенка, что и как
делать.
62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются
ссорой.
63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
64. Я часто бываю строгой со своим ребенком.
65. Лучше отказаться от посещения гостей,
когда ребенок «не в духе».
66. Когда ребенок расстроен и ему трудно
успокоиться, мне бывает трудно помочь
ему.
Информация о работе Особенности принятия матерью ребёнка седьмого года жизни