Особенности принятия матерью ребёнка седьмого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 04:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что зависимость личностных особенностей родителя, и в частности – матери, и ее отношения к ребенку седьмого года жизни недостаточно изучены. В отечественной и зарубежной психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Характеристика детско-родительских отношений.
1.1Особенности материнского отношения к ребёнку седьмого года жизни.
1.2 Характеристика условного принятия ребёнка.
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений.
2.1 Методики исследования детско-родительских отношений
2.2 Анализ результатов.
Заключение
Список литературы
Приложение.

Файлы: 1 файл

глава 1 к.р.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с  условным, в нашей жизни встречается  и безусловное принятие, не зависящее от совершения человеком тех или иных действий. Чаще всего мы, безусловно, принимаем или совсем маленьких детей, вызывающих у нас умиление, или уважаемых и пользующихся авторитетом взрослых. Уважение и нормы вежливости, с помощью которых оно выражается, защищают человека от оценочных воздействий и упрёков. Вместо них при общении с уважаемым человеком мы прибегаем к разного рода сообщениям: сообщаем о своём отношении, своём согласии или несогласии, о своём мнении и своих чувствах.

Все мы – и  взрослые, и дети – любим, когда  нас принимают, безусловно. Мы бываем, разочарованы, когда узнаём, что  нас любят «за что-то», а не просто так. Для ребёнка же безусловное принятие является основой для развития самопринятия и уверенности в себе.

Однако воспитание до сих пор чаще всего строится именно на механизме условного принятия. Воспитательный механизм условного принятия работает примерно так: взрослый – чисто импульсивно или из «воспитательных соображений» – эмоционально отвергает ребёнка, сделавшего что-то «плохое»: ругает, повышает голос, ворчит, наказывает.[6]

Ребёнок, подобно  мальчику в приведённом выше отрывке, ощущает себя «плохим», стремится  вернуть принятие взрослого и начинает вести себя «правильно» и «хорошо», за что и получает желаемое – условное – принятие. Оценочные воздействия оказываются основным способом традиционного, программирующего, развивающего и эпизодического воспитания.

В ситуации преобладания условного принятия ребёнок вынужден постоянно доказывать своё право на любовь – он постоянно стремится достичь всё новых успехов и угодить родителям, он подстраивается под их требования и ожидания и боится сделать что-то, что им не понравится. В результате постоянным фоном его самочувствия становится неопределённая тревога, вызванная неуверенностью в том, правильно ли он поступает или нет, заслужит ли он одобрение и принятие или будет, отвергнут. Его принятие себя самого оказывается неустойчивым и условным: он принимает себя, когда добивается успеха и одобрения, и не принимает, когда у него что-то не получается и когда окружающие негативно его оценивают[11].

Таким образом, он становится неуверенным в себе, зависимым от оценки окружающих и склонным инфантильно привязываться к тому, кто его принимает или демонстрирует принятие. Он оказывается неспособен конструктивно переживать различные жизненные трудности.

Оценочные воздействия  взрослого побуждают ребёнка  вести себя правильно и делают его податливым к воспитанию. Одновременно с этим они закладывают в ребёнке неуверенность в себе, личностную зависимость, скрытность, лицемерие и будущие неврозы.

 Таким образом,  принятие ребёнка оказывается условным: его принимают при условии его «хорошего» поведения, и не принимают, когда он ведёт себя «дурно». Причём это «дурно» не всегда зависит от его воли – иногда у него просто что-то не получается, а взрослые сердятся и начинают на него ругаться.

Глава 2. Исследование детско-родительских отношений

2.1. Методики  исследования детско-родительских отношений

Основу любой  науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, вытесняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят  от ее предмета - оттого, что она изучает. Методы детской психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих психического развития ребенка.

Казалось бы, эти факты окружают нас со всех сторон. Каждый воспитатель следит за развитием детей и может  рассказать, как происходит это развитие, привести множество примеров. Но в обыденных впечатлениях главное смешивается с второстепенным, домыслы и догадки – с действительными фактами. Наука между тем нуждается в достоверных и объективных фактах, таких, которые не зависят от личного впечатления наблюдателя и могут быть проверены – получены заново любым другим исследователем.

Детская психология изучает психическое развитие детей. Факты, относящиеся к развитию, можно  получать, только сравнивая между  собой особенности детей. Это  можно сделать двумя способами: либо длительно изучать особенности одних и тех же детей и фиксировать возникающие изменения, либо изучать большое количество детей одного или разного возраста и выяснять, чем одни дети отличаются от других. В данной курсовой работе описаны методики, позволяющие выявить межличностные отношения ребенка с окружающими – это Анкета для родителей (Е.И Захарова), кинетический рисунок семьи, тест-опросник родительского отношения к детям.

Методика 1. Анкета для родителей (Е.И. Захарова)

Цель: Изучение родительского принятия / отвержения матерью ребенка.

Исследуемые показатели:

    1. Эмоциональное принятие матерью ребенка.
    2. Чувствительность, эмпатия матери по отношению к ребенку.
    3. Поведенческие проявления  эмоционального взаимодействия матери с ребенком.

Диагностический инструмент: опросник для родителей, позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде (ОДРЭВ). Опросник содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношений к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. 
Вопросы к анкете исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений.(см.приложение1.) 
 
Протокол и инструкция: 
Возраст. Пол ребенка. Ребенок в семье по старшинству. Структура семьи (полная/неполная). 
Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие  утверждения: 
 
Шкала 
5-абсолютно верно,4-скорее всего, это так,3-в некоторых случаях верно,2-не совсем верно,1-абсолютно неверно. 
Интерпретация: 
БЛОК «Чувствительность» 
Способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12,34,56). 
Понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46). Способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58). 
БЛОК «Эмоциональное  принятие» 
Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48). 
Безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60). 
Отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, б, 28, 50). 
Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7,29, 51, 18, 40, 62). 
БЛОК «Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» 
Стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52). 
Оказание эмоциональной поддержки (9,  31, 53, 20, 42, 64). 
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21,43,65, 10,32,54). 
Умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66). 
Каждая характеристика диагностируется с помощью 6 утверждений. Три из них (первые три, указанные в скобках) носят положительный характер. Согласие сданным утверждением — свидетельство высоко? степени выраженности качества. Три других (вторая тройка) утверждений, указанных в скобках, носят отрицательный характер. Согласие этими утверждениями означает низкую степень выраженности качества. 
Степень своего согласия с предложенными утверждениями можно выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной в правой стороне листа-опросника. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанной характеристики взаимодействия. 
Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, позволяет выявить противоречия суждения родителей и повышает достоверность полученной оценки. 
Для получения стандартных баллов, которыми было бы удобно характеризовать выделенные характеристики, предлагается перевести «сырые» баллы по формуле: 
(a+b+c-d-e-f+13)/5, где 
а, b, с — оценки положительных утверждений; 
d, e, f — оценки отрицательных утверждений. 
Знак «-» перед утверждениями d, e, f означает, что для них используется инвертированная шкала оценок: если за ответ «Абсолютно верно» для положительного утверждения дается 5 баллов, то за ответ «Абсолютно верно» для отрицательного утверждения дается один балл. 
Таким образом, степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1/5 до 5 баллов.

Методика 2. Кинетический рисунок семьи

Цель: Изучение эмоционального благополучия и микроклимата в семье.

Исследуемые показатели:

    1. Благоприятная / неблагоприятная семейная атмосфера.
    2. Конфликтность в семье.
    3. Враждебность в семье.

 

             В исследовании принимали участие  100  дошкольников 6-7 - летнего возраста, их матери. При формировании экспериментальной  группы мы отбирали детей из  благополучных семей, где нет  алкоголизации, насилия, конфликтности  и враждебности в семейных взаимоотношениях.

2.2 Анализ  результатов

  Обратимся  к обсуждению результатов поэтапно, в соответствии с данными, собранными  по каждой методике отдельно.

Изучение характеристик  эмоционального отношения матери к  своим детям (Методика 1) показало следующее (см. табл.).

Таблица .

Характеристики эмоционального взаимодействия матерей со старшими дошкольниками.

 

Характеристики  взаимодействия матерей с ребенком

Процент матерей  с позитивным взаимодействием

Процент матерей  с депривацией эмоционального отношения

I блок

Чувствительность

  1. Способность воспринимать состояние ребенка

69,44 %

30,56 %

  1. Понимание причин состояния

83,33 %

16,67 %

  1. Способность к сопереживанию, эмпатии

80,56%

19,44%

II блок

Эмоциональное принятие

  1. Чувства, возникающие у матери при ее взаимодействии с ребенком

88,89%

11,11%

  1. Безусловное принятие ребенка

84,26%

15,74%

  1. Отношение к себе, как к родителю

85,19%

14,81%

  1. Преобладающие эмоциональные факторы взаимодействия

87,04%

12,96%

III блок

Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия

  1. Стремление к телесному контакту

62,67%

37,04%

  1. Оказание эмоциональной поддержки

91,67%

8,33%

  1. Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия

82,41%

17,59%

  1. Умение воздействовать на состояние ребенка

82,41%

17,59%

 

Средний процент  по всем показателям

82,66%

17,34%


 

Из таблицы 1 следует, что эмоциональное принятие (1 блок) своих детей продемонстрировало более 80% матерей: 84,26% матерей «безусловно» принимают своих детей, 87,04% имеют положительный эмоциональный настрой и фон взаимодействия с ребенком; 85,19% имеют положительное отношение к себе, эмоционально удовлетворены материнской ролью, считают, что позитивно влияют на развитие и психологическое благополучие своего ребенка.

Большинство матерей  чувствительны к состояниям и переживаниям собственных детей, проявляют сочувствие  в трудных для детей ситуациях. Способность к эмпатии, сочувствию к собственному ребенку была выявлена у 80,56% матерей.

Однако, достаточно низкие показатели – 69,44% - были получены по шкале «Способность воспринимать состояние ребенка» и «умение воздействовать на состояние ребенка». Способность воспринимать и понимать состояния ребенка (страх, гнев, раздражительность, уныние) можно объяснить не столько родительской некомпетентностью, сколько длительным пребыванием детей в детском саду и ограниченным временем общения дошкольника с матерью.

Изучение поведенческих  проявлений эмоционального взаимодействия матери с ребенком (III блок) показало высокий процент матерей, сознательно оказывающих эмоциональную поддержку детям (91,67%). Существенно меньше матерей ориентируется на состояние ребенка при построении взаимодействия (82,44%) и умеют воздействовать на его состояние (82,44%).

Довольно низкий процент матерей стремится к  телесному контакту в общении со своим ребенком (62,67%). Последнее является, на наш взгляд, неблагополучным симптомом.

Стремление  к близости с родителем, дающее ощущение безопасности, принятия, защищенности, эмоциональной связи, соприсутствия  является основополагающей потребностью дошкольника. Недооценка родителями телесного аспекта взаимодействия с ребенком нарушает эмоциональное благополучие ребенка.

Итак, на первом этапе исследования мы выявили, что, в нашем случае, средний процент  позитивного эмоционального отношения  матери к детям – 81,62%. Последнее означает, что 81,62% детей является любимыми и принимаемыми матерью, включены в эмоционально-положительные теплые отношения с ней, получают материнскую поддержку, сочувствие, защиту, переживают эмоциональную близость, связь с родным человеком.

Однако была выявлена и категория матерей  с депривацией эмоционального отношения  к собственному ребенку (см. табл.). Средний процент матерей с депривацией эмоционального отношения к ребенку – 18,34%. Эта категория матерей с низкими показателями «безусловного» принятия, сопереживания, эмпатии к ребенку, с преобладанием жесткого, объектного, а не субъектного отношения к ребенку. Очевидно, что эти дети недополучают материнской любви, эмоциональной поддержки, теплоты,  родительской защиты.

Особо нами были выделены матери с отсутствием «безусловного» принятия своего ребенка. В соответствии с задачами исследования выборка испытуемых была разделена на две: дети, «безусловно» принимаемые матерью и дети, принимаемые матерью «условно».  Далее нас интересовало сравнительное изучение этих двух категорий детей.

Матери, «безусловно» принимающие своих детей, демонстрируют  субъектное к ним отношение, признание  их самоценности. Они признают индивидуальность детей, их чувства, мысли, потребности, способности, проявления. «Безусловное» принятие выражается в отношении к ребенку как к неповторимой индивидуальности, признании его права быть самим собой. Взаимодействие с ребенком на основе «безусловного» принятия вызывает у этих матерей гамму положительных чувств: нежность, гордость, симпатию, любовь, теплоту. Общение с ребенком для них – удовольствие.

Матери, принимающие  своих детей «условно», проявляют  объектное, сверхтребовательное отношение  к своим детям. Их любовь можно  назвать обусловленной. Положительное эмоциональное отношение дается как подкрепление за правильное поведение. Дети, при этом, лишаются безусловной любви, возможности установления интимного эмоционального отношения, эмоциональной связи с другим.

Результаты  сравнения этих двух категорий детей  на основе использования кинетического рисунка семьи (Методика 2) показало следующее (см. табл.).

Таблица .

Средние значения показателей по кинетическому рисунку  семьи.

Показатели

Дошкольники,  
”безусловно”  
принимаемые матерью

Дошкольники,  
”условно”  
принимаемые матерью

Благополучная семейная ситуация

8,25

7,35

Тревожность ребенка

4,36

4,88

Конфликтность в семье

3,31

3,47

Чувство неполноценности  в семье

1,76

1,35

Враждебность  в семье

1,35

1,58


 

Из таблицы видно, что данные по двум выборкам однородны, статистических различий в исследуемых показателях выявлено не было.

 

Исследование  характеристик эмоционального отношения  матери к старшим дошкольникам показало, что в целом оно позитивно. Эмоциональное принятие своих детей  продемонстрировало более 80% матерей: 84,26% матерей «безусловно» принимают своих детей; 87,04% имеют положительный эмоциональный настрой и фон взаимодействия с ребенком; 85,19% имеют положительное отношение к себе и удовлетворены ролью матери; 80,56% сопереживают собственным детям; 91,67% оказывают им эмоциональную поддержку.

Информация о работе Особенности принятия матерью ребёнка седьмого года жизни