Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:57, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть проявления одаренности у детей дошкольного возраста и изучить особенности работы дошкольного образовательного учреждения с семьями одаренных детей.
Задачи:
- изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
- раскрыть понятия: талант, гениальность, одаренность;
- выявить одаренных детей старшего дошкольного возраста;
- изучить особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей.
Вряд ли можно найти такую идею в науке, которая ни у кого не вызывала бы сомнения и просуществовала бы долго. Идея о божественной предопределенности выдающихся способностей (гениальности) не стала исключением. Правда, если ее история насчитывает тысячелетия, то противоположная ей точка зрения теоретически оформилась и распространилась в умах европейцев лишь несколько лет назад – в эпоху Просвещения.
Одним из видных представителей этой эпохи был английский философ и педагог Джон Локк. Он выдвинул ряд теоретических положений, которые легли в фундамент идеологии Просвещения. Основные из них: не существует врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта; разум человека с самого начала представляет собой «чистую доску» (tabula rasa); нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах [27,137].
Используемый Локком термин «чистая доска» был предложен еще Аристотелем, но в это время он приобрел современное звучание. Дж. Локк, а вслед за ним многие его современники и последователи считали, что до соприкосновения с материальным миром человеческая душа – «белая бумага, без всяких знаков и идей» [27,152].
Более интересным в этом плане представляется позиция Д.Дидро. Концепция таланта развита в работе Д.Дидро «Парадокс об актере». Парадокс, по его мнению, заключен в том, что лучшее впечатление производит актер с «холодной головой», а не тот, кто играет с «нутром». Играющий «нутром» играет неровно, нецельно. Подлинный актер играет, руководствуясь рассудком, изучением человеческой природы. Такой актер всегда совершенен[27, 159].
Идея представителей эпохи Просвещения, заключающаяся в том, что нет никакого дара, ни божественного, ни врожденного, вообще не существует. Единственным предметом разума (понимания) служат идеи, находящиеся «внутри нас», а не внешние объекты, утверждали Г.Лейбниц и Р.Декарт. Теория «чистой доски», развиваемая сторонниками идей Просвещения, напротив, подчеркивала мысль о том, что в душе нет «врожденных идей» или даже предположений, благодаря которым из нее в дальнейшем могут быть извлечены внеопытные истины[27,163].
Просветительское учение
об общественной природе человека развивали
и русские рационалисты конца XVIII
в. (А.Ф. Бестужев, И.А. Крылов, А.И. Клушин
и др.). Так, А.Ф. Бестужев писал о
том, что неравенство, существующее
между одним человеком и
Следующим шагом на пути развития представлений о гениальности стал период разработки идеи интеллектуальной одаренности. При всей многозначности научных и бытовых трактовок понятия «интеллект» термин «интеллектуальная одаренность» в психологии приобрел вполне определенный смысл в результате развития в начале XX в. психодиагностики и психометрии, и, прежде всего, «тестологии», связанной с именем известного французского психолога А.Бине. Разработанные методики предполагалось использовать не для выявления одаренности, а наоборот – для отсева недееспособности. Но неожиданно для авторов эти методики получили широкое распространение в Европе и Америке именно как средство определения одаренности и выявления одаренных детей. А.Бине предложил концепцию, которая предполагала биологически детерминированное развитие интеллекта в онтогенезе. Но он подчеркивал при этом и высокую значимость средовых факторов. Развитие представлялось ему как созревание, происходящее по общим принципам биологического изменения организма в различные фазы его существования[28, 90].
Однако, при этом практически все задания, включенные в его тестовые «батареи», были, как было определено впоследствии, «конвергентного» типа. Иначе говоря, они были ориентированы на выявление одной и притом не самой важной характеристики – умственных способностей. Несмотря на это, показатель, выявляемый по этим методикам, получил наименование «коэффициента интеллекта» (IQ) и претендовал на роль универсальной характеристики умственного развития.
Последователи А.Бине, разрабатывавшие
теоретические модели интеллекта и
методики его диагностики (Л.Термен,
1916; Р.Мейли, 1928; Дж.Равен и Л.Перлоуз,
1936; Р.Амтхауэр, 1953 и др.) совершенствовали
методики, создавали новые, но практически
все тестовые задания, направленные
на определение «коэффициента
В начале ХХ в России активизировалась
проблема понимания источников, структуры
развития повышенных способностей. Решение
этой проблемы носило свой специфический
характер, имело определенный национальный
колорит. Русские педагоги отстаивали
свои позиции, вступая в полемику
с западными коллегами о
Постепенно в российской
педагогике начала ХХ в. обозначились
следующие основные вопросы для
острых научных дискуссий: социальная
необходимость выявления и
Русский педагог В.Экземплярский
писал: «Путь, который проходит педагогика
в вопросах школьной организации, рассматриваемых
с точки зрения интересов детства
и задач культуры можно обозначить
следующим образом. Много веков
– только интересы так называемого
среднего ребенка, большинства
Этот путь, который кратко
охарактеризован В.
Для экспериментаторов по
проведению диагностики количественной
оценке и интерпретации
С помощью методики психологических
профилей были предложены первые графические
сопоставления уровней
Таким образом, на основе диагностики
познавательных процессов и оценки
их уровня уже в начале нашего столетия
были предприняты попытки оценки
уровней одаренности. Более фундаментальные
исследования одаренности в теоретическом
аспекте вышли из отрасли психологической
науки под наименованием
К.Сотонин в статье «Упражняемость и одаренность»[28,51] указывает на то, что фактическое состояние определения способностей у данного лица еще отнюдь не характеризует его одаренности в данной области; слабое развитие способности может быть следствием особенно неблагоприятных условий для ее естественного упражнения у данного лица в предшествующий период времени.
Так что, по мнению К.Сотонина «одаренности человека есть именно его упражняемость, пластичность организма. Теоретически степень одаренности характеризуется доступным для каждого лица пределом на упражняемости» [28,58].
Таким образом, в нашей отечественной педагогике на сравнительно ранней стадии исследований просматривается личностное ориентирование в вопросах изучения и диагностики одаренности. В конце 20-х и начале 30-х годов в нашей стране по проблемам одаренности были сделаны продуктивные шаги. В большей мере разрабатывались и реализовывались методы диагностики, проводилась сопоставительная работа по типам диагностических тестов, делался глубокий анализ принципов поэтапных усовершенствований тестов. Все это проходило в духе сотрудничества с американскими и европейскими исследователями. В этот период получила особо большую популярность уже упомянутая нами выше система диагностики интеллектуального потенциала детей, разработанная Альфредом Бине в соавторстве с Т.Симоном. Два важных принципа определяли практическую значимость и новизну этой диагностической школы. Первый заключался в нахождении интегрального эквивалента всем познавательным процессам, которые измерялись с помощью диагностических заданий. Второй принцип базировался на вопросе – как соотносятся индивидуальные потенциальные возможности ребенка с его интеллектуальным развитием, включая и успешность обучения[28,67].
А.Бине воплотил по существу
принцип развития в компактной характеристике
– величине интеллектуального потенциала.
Так появился теперь многим уже известный
IQ или коэффициент
В результате таких диагностических процедур стала легче и четче прослеживаться возрастная одаренность, так как величина интеллектуального потенциала стала измеряться по соотношению интеллектуальных возможностей, определяемых как природными, так и социальными факторами (здесь же и обучение) с возрастом ребенка; стали зримее не только дифференциальные различия между детьми, но и, прежде всего различия в темпах их интеллектуального развития.
Школа А.Бине-Симона была не безупречной, но это тогда было значительным шагом перехода от диагностики индивидуальных различий к измерению процессов возрастного развития[28,89].
К началу 30-х годов измерительная
школа в модификации
Российские ученые представили
данные о том, что школа Бине-Термена
может использоваться в нашей
практике с внесенными в нее некоторыми
изменениями. Однако постановление
ЦК ВКП (б) «О педагогических извращениях
в системе нарком проса» от 4 июля
1936 г. остановило дальнейшие исследования
в области одаренности и
Это постановление имело и методологическое значение, определившее на последующие пятьдесят лет особое направление отечественных исследований одаренности и способностей. Причем эти исследования уже отличались от системы исследований проводившихся в мировой науке.
Проблема одаренности в нашей
стране после постановления
Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте.
Во-первых. Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека»[30,112].
Центральная задача психологии одаренности – установление способов научного анализа качественных способностей одаренности и способностей. Основной вопрос должен заключаться в том, какова одаренность и каковы способности данного человека[30,116].
Б.М.Теплов указывал на два
заблуждения, связанных с количественным
подходом к проблеме одаренности. Во-первых,
широко распространено мнение, что
частота распространения
Другим заблуждением, связанным
с количественным подходом к одаренности,
является мысль о том, что одаренность
и способности указывают
Мысль эта в основе ошибочна. Во-первых, никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или другая способность, принципиально говоря, она может развиваться беспредельно…
Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста