Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть проявления одаренности у детей дошкольного возраста и изучить особенности работы дошкольного образовательного учреждения с семьями одаренных детей.
Задачи:
- изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
- раскрыть понятия: талант, гениальность, одаренность;
- выявить одаренных детей старшего дошкольного возраста;
- изучить особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 100.27 Кб (Скачать файл)

В ходе эксперимента осуществлялось наблюдение, необходимое для выяснения поведенческих особенностей ребёнка (изменчивость - постоянство фона настроения), логичность поступков и действий, специфика речи.

Систематическое наблюдение за детьми, анкетные данные, результаты бесед с воспитателями и родителями, позволили составить психологопедагогическую характеристику каждого одаренного ребенка.

(Приложение 4).

В целом, одаренные дети обладают преимуществом  почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном  и социальном плане, они легче и лучше усваивают материал. Период концентрации внимание у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих.

2.2. Изучение опыта работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Вторым этапом констатирующего  эксперимента явилось изучение опыта работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав работу ДОУ с родителями, можно отметить, что в течение всего года планируются индивидуальные встречи с родителями, проводятся семинары для родителей по обмену опытом (на таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой педагогов, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома). Организуются совместные праздники: « Красный, Желтый, Зеленый», «Праздник воздушных шаров», «Праздник мыльных пузырей», различные конкурсы: «Дары осени», «Букет любимой мамочке» и др. 
Устраиваются встречи детей в дошкольном учреждении с представителями разных профессий (с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труд): день Добрых дел, День семьи, День здоровья.  
Так – же в детском саду оформлен стенд «Советы специалистов», где находятся консультации психолога, инструктора по физическому развитию, преподавателя по английскому языку.

Организуются семинары-практикумы для родителей «Русская народная культура», «Воспитание познавательных интересов и любознательности».

Большую работу с родителями в детском саду проводят воспитатели, в план работы (Приложение 5) группы они включают разнообразные беседы, консультации, ежеквартально проводят родительские собрания, совместные праздники для детей и родителей. (Приложение 7).

Такое взаимодействие значительно  повышает эффективность педагогического  воздействия на детей, позволяет  преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в  развитии каждого ребенка как  в ДОУ так и в семье.

2.3. Методические рекомендации для дошкольных работников и родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Успех в работе по развитию одаренных детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей  и детей.

Для педагогов и родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы рекомендуем:

- объединить усилия взрослых (педагогов и родителей) для успешного    развития каждого дошкольника; 
- формировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; 
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).  
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;

- привлечь семьи одаренных  детей в содержательную деятельность  в системе «родители – ребенок  – педагог».

- создать условия, способствующие развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей.

В процессе эксперимента мы разработали: конспект групповой консультации с воспитателями на тему: «Творческая работа в системе обучения детей старшего дошкольного возраста»; конспект групповой консультации для родителей на тему: «Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания» (Приложение 6).

 Рекомендации для родителей: «Как творчески развивать ребенка», «На что должны обратить взрослые особое внимание?», и консультации: «Воспитание одаренных и талантливых детей», «Методы воспитания  одарённого ребёнка», «Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки» (Приложение 6).

Выводы по 2 главе.

Семейная жизнь для  ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми  в семье. Отсюда следует вывод, что важными для ребенка являются приобретенные в семье знания, умения, навыки, которые остаются основой и ядром всей последующей жизни. Родительское воспитание прививает эстетические вкусы, интересы, привязанности. В семье ребенок учится одно любить, другое ненавидеть, что в последствии сказывается на всей его дальнейшей жизни.

Е. П. Торренс напоминает, что семья  способна не только развить, но и уничтожить творческий потенциал ребенка дошкольного  возраста. Задача родителей - воспринимать интересные идеи их детей как оригинальные, нестандартные, хотя они, может быть, и не всегда осуществимы. Родители должны побуждать детей к творчеству, поддерживать их желание действовать, помогая избегать ошибок.

 Правильная позиция родителей  в значительной степени обусловливает развитие способностей ребенка. Но нельзя забывать, что многое зависит от деятельности ребенка: ее целенаправленности, систематичности, успешности.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений должны проникнуться сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для успешного развития детей.

 

Заключение.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей  является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о  том, что проблема поиска оптимальных  путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и  методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.

В настоящее время идет поиск  необходимых условий для организации  в дошкольных учреждениях работы с одаренными детьми по развитию у  них интеллектуальных умений.

Практика воспитания в  детском саду показывает, что дети, имеющие задатки одаренности  не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в  реализации своего творческого потенциала.

Цель данной работы состояла в рассмотрении проявления одаренности у детей  дошкольного возраста и изучении особенностей работы дошкольного образовательного учреждения с семьями одаренных  детей. Для этого с помощью  методик были выявлены одаренные дети 5-7-летнего возраста.  Существенную помощь дошкольным учреждениям в воспитании детей оказывает семья. По нашим данным, семья, взаимодействуя и сотрудничая с детским садом, способна активно включаться в работу по формированию у детей интеллектуальных умений. Здесь, как нам удалось установить, эффективны такие формы взаимодействия, как: родительские собрания, консультации, беседы, проведение развивающих игр в условиях семьи (совместно с родителями).

Сотрудничество с семьей будет эффективным направлением в работе дошкольного учреждения по формированию у одаренных детей интеллектуальных умений в силу следующих обстоятельств, если:

  1. Педагоги и родители, пытаясь предугадать потребности ребенка., умело сумеют организовать воспитательный процесс как в детском саду, так и в семье,
  2. Родители и педагоги будут положительно реагировать на интерес и любознательность ребенка, непосредственно участвуя в совместных разнообразных видах деятельности, сопровождаемых комментариями, предложениями, рекомендациями.
  3. Родители и педагоги будут разделять положительные эмоции ребенка от полученного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности [Текст] / Б.Г. Ананьев // Склонности и способности. - Л.: Изд-во ЛПУ, 1962. - С. 15-36.
  1. Бакаева, О.Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / О.Н. Бакаева - Воронеж, 2000. -18 с.
  1. Бакаева, О.Н. Формирование интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста [Текст]: монография. канд. пед. наук / О.Н. Бакаева - Елец, 2007. -124 с.
  2. Большая Советская Энциклопедия. (в 30 томах) [Текст];под ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская Энциклопедия, Т.18 – 1974 – 632с.
  3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А. К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
  4. Венгер, Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание, - 1972.- № 1- С. 30-35.
  5. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Веракса; под ред. О.М. Дьяченко. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 144 с.
  6. Выготский, Л.C. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. -536 с.
  7. Голубева, Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий [Текст] /Э.А. Голубева // Вопросы психологии. - 1983. -№ 3. - С. 16-20.
  8. Гурьянов, Е.В. Шкала Бине-Термена для измерения умственного развития детей [Текст] / Е.В. Гурьянов, А.А. Смирнов, М.В. Соколов, П.А. Шеварев. - М.: Изд-во «Работник просвещения», 1930. - 171с.
  9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст]; под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1981. —158 с.
  10. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей: родителям, воспитателям, учителям [Текст] / А.И. Доровской. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 310 с.
  11. Еремкин А.И. Школа одаренности [Текст] / А.И. Еремкин, - М., 2003.
  12. Кузнецова, С.В. Комплексы творческих занятий для развития одаренности ребенка [Текст]/ С. В. Кузнецова, Е. Б. Рудакова, Е. А. Терских. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 219с.
  1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]/: Т.А. Куликова // Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия». - 1999. - 232 с.

  1. Лейтес, Н.С. Ранние проявления одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес.// Вопросы психологии. - 1988. - №4. - С. 98-107.
  2. Маркова,Т.А. Детский сад и семья [Текст]/ Т.А.Маркова, М.: «Просвещение», 1986.- 205 с.
  3. Матюшкин, А. М. Одаренные и талантливые дети [Текст] / А. М. Матюшкин, Д. А, Сиск // Вопросы психологии.  - 1981. - № 2.- С. 68-78.
  4. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности[Текст] // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-34.
  5. Петровский, А.М. История психологии [Текст] / А.М. Петровский. -  М.:Педагогика, 1994.- 448 с.
  6. Поддьяков, Н.Н. Проблемы развития мышления детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника; под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. Педагогика, 1985. - С. 5- 28.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]; под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. -240 с.
  8. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] / В.А.Моляко.//Вопросы психологии.№ 5- 1994.- С. 95.
  9. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996. — 416 с.
  10. Савенков, А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Савенков. - М., 1997. - 37 с.
  11. Савенков, А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с.
  12. Савенков,  А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст] / А.И. Савенков. - М.:Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
  13. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / - А.И. Савенков. -  М.: Генезис, 2010. — 440 с.
  14. Способности и склонности: комплексное исследование [Текст]; под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. - 197с.
  15. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст]/ Б.М. Теплов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 535 с.
  16. Уманова,  Н.В.  Одаренные дети: их особенности и организация работы с ними [Текст]/ Н.В. Уманова //Психология. – 2004. - №1.- С. 42 – 46.
  17. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/ И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  18. Шадриков, В.Д. Способности, одарённость, талант [Текст]/ под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. // Развитие и диагностика способностей. -  М., 1991.
  19. Штерн, В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста: пер. с нем. [Текст];под ред. В.А. Лукова. – Спб.: Союз, 1977. – 128 с.
  20. Щебланова, Е.И., Современные лонгиггюдные исследования одаренности [Текст] / Е.И. Щебланова, М.С. Аверина // Вопросы психологии, - 1994. - № 6. - С. 134—140
  21. Эльконин,  Д.Б.Избранные труды [Текст] / Д.Б. Эльконин . -М.:Педагогика, 1981- 560с.
  22. Юркевич,  B.C. Изучение общей одаренности за рубежом [Текст] / B.C. Юркевич // Вопросы психологии. -1971. -№ 4. - С. 154-168.
  23. Ягловская, Е.Н. Группа одаренных дошкольников. Проблема взаимоотношений [Текст] / Е.Н. Ягловская // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - С. 47-48.

Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста