Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:57, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть проявления одаренности у детей дошкольного возраста и изучить особенности работы дошкольного образовательного учреждения с семьями одаренных детей.
Задачи:
- изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
- раскрыть понятия: талант, гениальность, одаренность;
- выявить одаренных детей старшего дошкольного возраста;
- изучить особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей.
В ходе эксперимента осуществлялось наблюдение, необходимое для выяснения поведенческих особенностей ребёнка (изменчивость - постоянство фона настроения), логичность поступков и действий, специфика речи.
Систематическое наблюдение за детьми, анкетные данные, результаты бесед с воспитателями и родителями, позволили составить психологопедагогическую характеристику каждого одаренного ребенка.
(Приложение 4).
В целом, одаренные дети обладают преимуществом
почти по всем параметрам развития.
Более приспособленные в
2.2. Изучение опыта работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Вторым этапом констатирующего эксперимента явилось изучение опыта работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав работу ДОУ
с родителями, можно отметить, что в течение
всего года планируются индивидуальные
встречи с родителями, проводятся семинары
для родителей по обмену опытом (на таких
семинарах родители имеют возможность
наблюдать за работой педагогов, познакомиться
с играми, в которые они могут поиграть
с ребенком дома). Организуются совместные
праздники: « Красный, Желтый, Зеленый»,
«Праздник воздушных шаров», «Праздник
мыльных пузырей», различные конкурсы:
«Дары осени», «Букет любимой мамочке»
и др.
Устраиваются встречи детей в дошкольном
учреждении с представителями разных
профессий (с целью обогащения знаний
дошкольников и формирования уважительного
отношения к людям труд): день Добрых дел,
День семьи, День здоровья.
Так – же в детском саду оформлен стенд
«Советы специалистов», где находятся
консультации психолога, инструктора
по физическому развитию, преподавателя
по английскому языку.
Организуются семинары-
Большую работу с родителями в детском саду проводят воспитатели, в план работы (Приложение 5) группы они включают разнообразные беседы, консультации, ежеквартально проводят родительские собрания, совместные праздники для детей и родителей. (Приложение 7).
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.
2.3. Методические рекомендации для дошкольных работников и родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Успех в работе по развитию одаренных детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.
Для педагогов и родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы рекомендуем:
- объединить усилия взрослых
(педагогов и родителей) для успешного
развития каждого дошкольника;
- формировать у родителей желание помогать
своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы
и достижения ребенка (помогать преодолевать
трудности и радоваться его успехам).
- организовать психолого-педагогическое
просвещение родителей с целью повышения
уровня общей и педагогической культуры;
- привлечь семьи одаренных
детей в содержательную
- создать условия, способствующие развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей.
В процессе эксперимента мы разработали: конспект групповой консультации с воспитателями на тему: «Творческая работа в системе обучения детей старшего дошкольного возраста»; конспект групповой консультации для родителей на тему: «Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания» (Приложение 6).
Рекомендации для родителей: «Как творчески развивать ребенка», «На что должны обратить взрослые особое внимание?», и консультации: «Воспитание одаренных и талантливых детей», «Методы воспитания одарённого ребёнка», «Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки» (Приложение 6).
Выводы по 2 главе.
Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Отсюда следует вывод, что важными для ребенка являются приобретенные в семье знания, умения, навыки, которые остаются основой и ядром всей последующей жизни. Родительское воспитание прививает эстетические вкусы, интересы, привязанности. В семье ребенок учится одно любить, другое ненавидеть, что в последствии сказывается на всей его дальнейшей жизни.
Е. П. Торренс напоминает, что семья способна не только развить, но и уничтожить творческий потенциал ребенка дошкольного возраста. Задача родителей - воспринимать интересные идеи их детей как оригинальные, нестандартные, хотя они, может быть, и не всегда осуществимы. Родители должны побуждать детей к творчеству, поддерживать их желание действовать, помогая избегать ошибок.
Правильная позиция родителей в значительной степени обусловливает развитие способностей ребенка. Но нельзя забывать, что многое зависит от деятельности ребенка: ее целенаправленности, систематичности, успешности.
Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений должны проникнуться сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для успешного развития детей.
Заключение.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.
В настоящее время идет поиск
необходимых условий для
Практика воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки одаренности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Цель данной работы состояла в рассмотрении проявления одаренности у детей дошкольного возраста и изучении особенностей работы дошкольного образовательного учреждения с семьями одаренных детей. Для этого с помощью методик были выявлены одаренные дети 5-7-летнего возраста. Существенную помощь дошкольным учреждениям в воспитании детей оказывает семья. По нашим данным, семья, взаимодействуя и сотрудничая с детским садом, способна активно включаться в работу по формированию у детей интеллектуальных умений. Здесь, как нам удалось установить, эффективны такие формы взаимодействия, как: родительские собрания, консультации, беседы, проведение развивающих игр в условиях семьи (совместно с родителями).
Сотрудничество с семьей будет эффективным направлением в работе дошкольного учреждения по формированию у одаренных детей интеллектуальных умений в силу следующих обстоятельств, если:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста