Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть проявления одаренности у детей дошкольного возраста и изучить особенности работы дошкольного образовательного учреждения с семьями одаренных детей.
Задачи:
- изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
- раскрыть понятия: талант, гениальность, одаренность;
- выявить одаренных детей старшего дошкольного возраста;
- изучить особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 100.27 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, «пределы», о которых  идет речь, характеризуются обычно степенью успешности выполнения той  или иной деятельности. Но степень  этой успешности никогда не определяется одной какой-либо способностью: речь всегда должна идти о тех или других сочетаниях способностей. Теплов Б.М. понимал  одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.

Он считал, что «нельзя  говорить об одаренности вообще, а  можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности»[30,119].

После 1936 года в нашей  стране было принято считать как  наиболее значимые средовые и, прежде всего, социальные факторы; а как  менее существенные – генетические. Последующее развитие проблемы одаренности  реализовывалось в большинстве  своем в психолого-педагогических исследованиях творчества, творческого  мышления, механизмов творческого акта, а также в разработке различных  систем проблемного обучения.

В нашей психолого-педагогической литературе изучение проблем одаренности  связано с именем Н.С.Лейтеса, который  отмечал, что с возрастными особенностями  тесно переплетены благоприятные  условия для становления тех  или иных сторон умственных способностей. Он определяет способности как «отдельные психические свойства, обуславливающие  возможности человека в тех или  иных видах деятельности». Он является приверженцем того, что способности  не могут «созреть» сами по себе независимо от внешних воздействий. Для развития способностей требуется  усвоение, а затем и применение знаний и умений, выработанных в  ходе общественно-исторической практики. Важным моментом в изучении одаренности  Лейтес Н.С. считал вопрос о соотношении  способностей и склонностей, выделяя  у одаренных детей следующие  склонности к умственным нагрузкам: постоянную готовность к сосредоточению внимания и эмоциональной захваченности процессом познания; повышенную восприимчивость: стихийный характер приобретенных знаний и т.д [24,275].

Темп развития каждого  ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде  существуют свои преимущества и своеобразие. Из этого следует, что существует «возрастная одаренность». Яркие проявления возрастной одаренности – это базис, на котором могут вырасти выдающиеся способности. А.Г.Петровский рассматривает структуру одаренности, состоящую из «существенных важных способностей». Он отмечает:  «Первая особенность личности, которая может быть выделена – это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности»[20,323].

Л.С.Выготский при рассмотрении повышенного уровня способностей исходил  из положения, что обучение опережает  развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Развивающим  является только такое обучение, которое  опирается на зону ближайшего развития. Развитие должно осуществлять и с  учетом последственных предпосылок. Потому Л.С.Выготский рассматривает одаренность  как генетически обусловленный  компонент способностей, развивающийся  в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии[8].

В приведенной характеристике просматривается деятельностная направленность одаренности. В деятельности учащиеся заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов. Эти различия связаны, прежде всего, с их индивидуальными особенностями. В ходе жизни, в деятельности развивается и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет очень важную роль в развитии творческих начал. В конце 80-х годов проблема одаренности актуализировалась в нашей стране. Проблема одаренности возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одаренных, талантливых специалистах. Сегодня образование предъявляет высокие требования к уму, воле и способностям ребенка. Увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию их способностей, - задача педагогов, семьи.

Существует множество  подходов к определению понятия  «одаренность», поэтому до настоящего времени нет его четкой формулировки. Одаренность включает огромное количество признаков, затрагивающих различные  ее стороны. Как явление одаренность  существует в человеческой природе, с ним встречаются учителя, воспитатели, родители. Понятие «одаренность»  употребляется по отношению к  детям, чьи дарования выражены менее  явно, но в определенной области  науки, искусства могут развиться  и дать результат.

Одаренность имеет несколько  различных значений: как представление  о наследственных предпосылках, уровне умственного развития, характеризующего каждого человека. В основном, в  научной литературе термин «одаренность»  используется в наиболее употребительном  его значении, имея в виду высокий  уровень развития способностей –  общих и специальных.

Одаренность определяется наличием у человека явно выраженных способностей с детства. Одаренность индивидуальна: у разных детей, выполняющих один вид деятельности одаренность различна. В то же время одна и та же деятельность может быть реализована детьми с  разными одаренностями. Необходимо также отметить существование понятия  «гениальная одаренность», которое  обозначает разностороннюю одаренность, при этом внутренне непременно сказывается на результатах гениальной деятельности – как особое богатство, многогранность создаваемого. Если рассматривать одаренность с позиций различных наук, то можно отметить, что с позиции социальной педагогики, например, одаренность – «комплексная характеристика сферы способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграция способностей, обуславливающая широту возможностей человека; умственный потенциал, целостная характеристика познавательных возможностей и способностей; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений» [14; 98].

В энциклопедии встречаем  следующее определение одаренности: «она определяет возможность достижения успеха, а этим определяется, в какой  мере будут развиты способности» [12; 192].

С психологической точки  зрения одаренность рассматривается  многоаспектно:

1. Своеобразное сочетание  способностей, обеспечивающее успешность  выполнения деятельности. Совместное  действие способностей, представляющих  определенную структуру, позволяет  компенсировать недостаточность  отдельных способностей за счет  преимущественного развития других;

2. Общие способности, или  общие моменты способностей, обусловливающие  широту возможностей человека, уровень  и своеобразие его деятельности;

3. Умственный потенциал,  или интеллект; целостная индивидуальная  характеристика познавательных  возможностей и способностей  к обучению;

4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика  степени выраженности и своеобразия  природных предпосылок способностей;

5. Талантливость; наличие  внутренних условий для выдающихся  достижений в деятельности.

Понятие «одаренность» исследователь  А.И. Еремкин определяет следующим  образом: «это свойство человеческой индивидуальности, проявляющееся в совокупности ее духовных сил и природных способностей, обеспечивающих высокий уровень  творчества, результаты которого определенным образом изменяют или преобразуют  окружающий мир» [13; 38]. По его мнению, одаренность является нормой для  любого человека, а ее отсутствие связано  неверным воспитанием и образованием. Ростки одаренности существуют в  каждом, дают каждому возможность  творить, развивать этот дар в  себе, способствовать созданию условий  для развития творческого потенциала в других людях.

Нужно отметить, что большинство  ученых включают в структуру одаренности  как когнитивные (интеллект, специальные  способности, креативность), так и  некогнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные (условия воспитания и обучения) факторы.

А.М. Матюшкин предложил следующую  структуру творческой одаренности. Так, по его мнению, в единой интегративной  структуре одаренности выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская  творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность  достижения оригинальных решений; возможность  прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных  эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [19; 32].

Одаренность понимается как  интегральное, суммарное свойство личности, как своего рода мера генетически  и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

Таким образом, одаренность  как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического, социально-психологического [20; 247].

    1. Роль семьи в воспитании одарённых детей.

Понятно, что чаще всего  именно родители первыми замечают одаренность  ребенка, хотя это не всегда легко  сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности  по-своему.

Чаще всего одаренность  ребенка остается незамеченной в  семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Иногда родители сопротивляются причислению своих  детей к одаренным. Объясняется  это, очевидно, тем, что родители одаренных  детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений. Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы  мой ребенок был одаренным, пусть  лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам  воспитывать одаренного ребенка?»  — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе  ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок  остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: «А так  ли мы выполняем свои обязанности  по отношению к ребенку?» В  таких случаях напряжение может  вытеснить радость из семейных отношений. Существует также вероятность, что  самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности[27,29].

Пытаясь понять родительские переживания и дать на них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным — значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым[13,129].

Идеальная родительская реакция  радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка[13,130].

Возвращаясь к изначальному заявлению о том, что первооткрывателями одаренных детей являются родители, уместно вспомнить, каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, описанные в литературе и упоминаемые родителями. Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также  раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство («Она задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую память (Он все запоминает в таких деталях»). Эти последние  способности заслуживают особого  внимания, наряду с быстрым восприятием («Она все на лету схватывает»), воображением («Он играет с воображаемыми друзьями»  или «Она рассказывает мне такие  фантастические истории»), в то время  как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует  переоценивать. Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также общение  с родителями или старшими братьями и сестрами могут помочь вполне обычному ребенку справиться с теми или  иными задачами[12,113].

Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, оказать помощь в саморазвитии, сделать  все возможное, чтобы сформировать у детей желание жить, развить способности, помочь им совершенствоваться и состояться.

Воспитание одаренного ребенка  в семье - сложный и тяжелый  труд, так как такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У  большинства детей высокая самооценка, поэтому родителям следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства.

Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом зависят от темпа созревания и возрастных изменений. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что  именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое  развитие умственной одаренности и  специальных способностей в области  искусства и науки. Ребенок достигает  успехов в каком-либо одном или  нескольких видах деятельности, например, математике, музыке и др. Бывает, что  одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется  лишь в подростковом периоде. Часто  под одаренностью понимается потенциал  личности, характерные личностные свойства, которые при различных обстоятельствах  могут остаться нереализованными [13,137].

Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач  семейного воспитания. Так как  одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать  им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному  развитию.

Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста