Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть проявления одаренности у детей дошкольного возраста и изучить особенности работы дошкольного образовательного учреждения с семьями одаренных детей.
Задачи:
- изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
- раскрыть понятия: талант, гениальность, одаренность;
- выявить одаренных детей старшего дошкольного возраста;
- изучить особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 100.27 Кб (Скачать файл)

Если ребенок живет  в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию  для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить  их личность и интеллект[13,142].

Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и  уменьшать его слабости. Это, в  свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.

Говоря о воспитании одаренного ребенка в семье, нельзя не затронуть  проблемы, с которыми сталкиваются все участники данного воспитательного  процесса. Так, выделяют два уровня проблем: одаренный ребенок в  семье и в обществе.

С первым уровнем проблем  родители сталкиваются вскоре после  рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу  неудобств: проблемы со сном, едой и  тому подобное. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного ребенка: родителей  удручают бесконечные детские вопросы, а также сложности, возникающие  у него на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка  достаточно часто формируется зона особых интересов[31,42].

То, что ребёнок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность[30,43].

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать  семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Именно в семье ребёнок  получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком[31,43].

В каждой семье объективно складывается определенная система  воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее  целенаправленное применение методов  и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребёнка.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую  роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между  детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания  самой жизни ребёнка. Любовь каждого  ребёнка к своим родителям  беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни  любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию  поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья[31,45].

Прежде всего родители должны быть заинтересованы в развитии высокоинтеллектуальной и творческой личности своего ребенка

Семейное воспитание-общее  название для процессов воздействия  детей со стороны родителей и  других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в  начальный период жизни ребенка  намного превышает другие воспитательные воздействия. Чем лучше семья  и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Семья  стоим у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы не могут быть. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни[31,46].

Большое значение имеет интеллектуальное воспитание. Оно предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности  их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в  центр родительской заботы. "Каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными  возможностями развития способностям ко всем видам человеческой деятельности. С возрастом эти возможности  постепенно угасают, слабеют. Поэтому  очень важно, чтобы условия опережали  развитие, которое будет просто своевременным, а вовсе не "ранним" Ребенку  необходимо широкое поле деятельности, нужно, чтобы в его руки попадали карандаши, мел, бумага, клей, ножницы, молоток, крачки, картон, пластилин, кубики-все  то, чем можно работать" (И. П. Подласый ) [20,128]..

Методы воспитания в семье - это пути, с помощью которых  осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и  поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного  воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.

Вся система воспитания детей  в семье должна строиться на двух принципах:

1. Собственный стиль поведения  родителей должен отвечать их  стремлению хорошо воспитывать  детей.

2. Родители должны обеспечивать  соответствующие условия, при  которых различные виды полезной  деятельности постепенно сформируют  личность ребенка.

У немалого числа детей  с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в  той или иной форме сохраняются  в дальнейшем, приумножаются - необычность  этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской одаренности  как бы выдерживают испытание  временем[20,131].

Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему уготовано  более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом  могут ожидать немалые сложности  и дома, и в школе свои драмы  в ходе возрастного развития. Так, например, Н. В. Гоголь не обладая особой грамотностью, всю жизнь писал  с ошибками.

Прежде всего, важно, как  поведут себя родители и другие старшие  члены семьи, когда обнаружится  необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой  ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие  к умственной работе производит у  родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается  хотя бы не обрушить на голову ребёнка  все свои сомнения и страхи. В  других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка  восхищаются, охотно его демонстрируют  знакомым и незнакомым. Так подогревается  детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти  общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями  для растущего человека[12,64].

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны  к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут  ввести запрет на разговоры о талантливости  ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит  свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим  умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят  на них как на странность, которая  со временем пройдет, то и такое отношение  тоже будет "принято к сведению", оно не минует детского сознания[12,69]..

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются  ли ими без меры или считают  странными. Взрослые могут ошибаться  в своих оценках, когда встречают  у ребёнка то, чего они не ожидали.

Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка  с ранним подъемом интеллекта - упорное  нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с  родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые  из таких детей, с особо ярким  воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в  том, чего не было, но что возникло в  их мечтах. Сильные и слабые стороны  такого ребёнка взаимосвязаны, переходят  друг в друга. Так, легкость, с которой  дается учение, привычка учиться "хватая на лету", может приводить к  нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка  умственной самостоятельности, установки  на познавание могут оборачиваться  своеволием, противопоставлением себя окружающим.

Семья является традиционно  главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Именно в семье ребенок  получает первоначальные установки, которые  в будущем сформируют его дальнейшие ориентиры в жизни. Одной из таких  установок можно смело назвать  обучение, как овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности[12,76].

Если родители хотят воспитать  поистине творческого человека, то с раннего детства они должны подключать ребенка к разнообразным  видам творческой деятельности. Так, художественно-эстетическая деятельность способствует эстетическому развитию. Ни один выдающийся художник не стал бы исключительным и незаурядным, если бы с детства ему не привили  эстетические вкусы, сформировавшие его  миропонимание и художественный взгляд на мир. Так, например, отец будущего художника Поля Сезанна, являясь  не в восторге от художественной деятельности своего сына, тем не менее, выписывал  для него иллюстрированный сборник, от чего Поль становился радостным, и  старательно раскрашивал все  картинки в этом журнале.

А великий маринист Иван Айвазовский в детстве взял кусок  угля и разрисовал белую стену  плывущими кораблями. Отец, увидев первые опыты своего восьмилетнего сына, не стал его ругать за выпачканную  стену, а молча принес ему листы  бумаги и карандаши[12,80].

Видя определенные задатки  и потребности в какой-либо деятельности ребенка, семья должна стимулировать  его активность в данном занятии.

Семьи, вырастившие выдающихся деятелей культуры и искусств, с  юных лет приобщали детей к  искусству. Большинство из родителей, являясь творческими натурами, затягивали своих детей в эту сферу  жизнедеятельности. Ведя детей по своим  стопам, родители со своими чадами посещают концертные залы, заставляя привыкать к звучанию классической музыки, ходят на выставки изобразительных искусств, формируя эстетический вкус ребенка, бывают в театрах, где игра актеров и сам спектакль заставляют задуматься о каких-то насущных проблемах. Проблема остается в том, как заинтересовать ребенка. Интерес является большой движущей силой активности и развития человека. "Интерес-это окрашенная положительная эмоция и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер" (И. Ф. Харламов ). Родители, замечая сложившиеся интересы своего ребенка, желая дальнейшего их развития, способствуют его формированию и становлению. Так, например, в семье выдающего режиссера К. Станиславского, мать и отец, наблюдая огромный интерес своего сына к театральной и цирковой жизни, не упускали, почти, ни одного выходного, чтобы устроить Константину очередное посещение в театр. С раннего возраста, родители способствовали развитию театрального интереса, поощряя его пристрастия к игровым моментам, к организации домашнего кукольного театра. Это сформировало особое мировоззрение у Константина Станиславского, что, несомненно, повлияло на его будущую жизнь.

Родители всегда были и  остаются главным примером для своих  детей, их интересы, кругозоры, увлечения  определенно в той или иной степени передаются детям. Настроение, подъем, одушевление, с которыми они  производят действия (слушают музыку, смотрят на картину, анализируют  спектакль), замечается и оценивается  зорким детским глазом. Поэтому, очень  важно передать ребенку те чувства, те эмоции, те особые лирические настрои, что возникают у родителей  при просмотре произведений искусств либо слушанье музыки. Автор "Утро стрелецкой казни" Василий Суриков, с детства слышал сказки о "могучих богатырях, храбрых витязях, о прекрасных царевнах и княжнах, о злых колдунах, о страшных домовых; он с малолетства приучил свой слух к жалобному протяжному пению родных песен; он читал историю своей родины" (Игорь Долгополов "Мастера и шедевры" ), что несомненно отразилось на его дальнейшем миропонимании, эстетическом восприятии и собственной идеологии[12,108].

Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста