Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:57, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть проявления одаренности у детей дошкольного возраста и изучить особенности работы дошкольного образовательного учреждения с семьями одаренных детей.
Задачи:
- изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
- раскрыть понятия: талант, гениальность, одаренность;
- выявить одаренных детей старшего дошкольного возраста;
- изучить особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей.
Если ребенок живет
в атмосфере свободы и
Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.
Говоря о воспитании одаренного
ребенка в семье, нельзя не затронуть
проблемы, с которыми сталкиваются
все участники данного
С первым уровнем проблем родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и тому подобное. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного ребенка: родителей удручают бесконечные детские вопросы, а также сложности, возникающие у него на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка достаточно часто формируется зона особых интересов[31,42].
То, что ребёнок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет
в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института
воспитания обусловлена тем, что
в ней ребёнок находится в
течение значительной части своей
жизни, и по длительности своего воздействия
на личность ни один из институтов воспитания
не может сравниться с семьей. В
ней закладываются основы личности
ребёнка, и к поступлению в
школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность[30,
Семья может выступать
в качестве как положительного, так
и отрицательного фактора воспитания.
И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в
Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком[31,43].
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка.
Родители составляют первую
общественную среду ребёнка. Личности
родителей играют существеннейшую
роль в жизни каждого человека.
Специфика чувств, возникающих между
детьми и родителями, определяется
главным образом тем, что забота
родителей необходима для поддержания
самой жизни ребёнка. Любовь каждого
ребёнка к своим родителям
беспредельна, безусловна, безгранична.
Причем если в первые годы жизни
любовь к родителям обеспечивает
собственную жизнь и
Прежде всего родители должны быть заинтересованы в развитии высокоинтеллектуальной и творческой личности своего ребенка
Семейное воспитание-общее
название для процессов воздействия
детей со стороны родителей и
других членов семьи с целью достижения
желаемых результатов. Определяющая роль
семьи обусловлена ее глубоким влиянием
на весь комплекс физической и духовной
жизни растущего в ней
Большое значение имеет интеллектуальное воспитание. Оно предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы. "Каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностям ко всем видам человеческой деятельности. С возрастом эти возможности постепенно угасают, слабеют. Поэтому очень важно, чтобы условия опережали развитие, которое будет просто своевременным, а вовсе не "ранним" Ребенку необходимо широкое поле деятельности, нужно, чтобы в его руки попадали карандаши, мел, бумага, клей, ножницы, молоток, крачки, картон, пластилин, кубики-все то, чем можно работать" (И. П. Подласый ) [20,128]..
Методы воспитания в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.
Вся система воспитания детей в семье должна строиться на двух принципах:
1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.
2. Родители должны обеспечивать
соответствующие условия, при
которых различные виды
У немалого числа детей
с ранним подъемом интеллекта те умственные
достоинства, которые обнаруживаются
в период ускоренного развития, в
той или иной форме сохраняются
в дальнейшем, приумножаются - необычность
этих детей оказывается
Многие думают, что ребёнок,
опережающий сверстников по уровню
интеллекта, не будет встречать трудностей
в учебных занятиях - ему уготовано
более счастливое детство. В действительности
же детей с ранним умственным расцветом
могут ожидать немалые
Прежде всего, важно, как
поведут себя родители и другие старшие
члены семьи, когда обнаружится
необычность ребёнка. Часто наряду
с радостью и гордостью такой
ребёнок вызывает и озабоченность,
даже тревогу, поскольку пристрастие
к умственной работе производит у
родителей впечатление
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет "принято к сведению", оно не минует детского сознания[12,69]..
В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.
Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка с ранним подъемом интеллекта - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах. Сильные и слабые стороны такого ребёнка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться "хватая на лету", может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Именно в семье ребенок получает первоначальные установки, которые в будущем сформируют его дальнейшие ориентиры в жизни. Одной из таких установок можно смело назвать обучение, как овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности[12,76].
Если родители хотят воспитать поистине творческого человека, то с раннего детства они должны подключать ребенка к разнообразным видам творческой деятельности. Так, художественно-эстетическая деятельность способствует эстетическому развитию. Ни один выдающийся художник не стал бы исключительным и незаурядным, если бы с детства ему не привили эстетические вкусы, сформировавшие его миропонимание и художественный взгляд на мир. Так, например, отец будущего художника Поля Сезанна, являясь не в восторге от художественной деятельности своего сына, тем не менее, выписывал для него иллюстрированный сборник, от чего Поль становился радостным, и старательно раскрашивал все картинки в этом журнале.
А великий маринист Иван Айвазовский в детстве взял кусок угля и разрисовал белую стену плывущими кораблями. Отец, увидев первые опыты своего восьмилетнего сына, не стал его ругать за выпачканную стену, а молча принес ему листы бумаги и карандаши[12,80].
Видя определенные задатки и потребности в какой-либо деятельности ребенка, семья должна стимулировать его активность в данном занятии.
Семьи, вырастившие выдающихся деятелей культуры и искусств, с юных лет приобщали детей к искусству. Большинство из родителей, являясь творческими натурами, затягивали своих детей в эту сферу жизнедеятельности. Ведя детей по своим стопам, родители со своими чадами посещают концертные залы, заставляя привыкать к звучанию классической музыки, ходят на выставки изобразительных искусств, формируя эстетический вкус ребенка, бывают в театрах, где игра актеров и сам спектакль заставляют задуматься о каких-то насущных проблемах. Проблема остается в том, как заинтересовать ребенка. Интерес является большой движущей силой активности и развития человека. "Интерес-это окрашенная положительная эмоция и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер" (И. Ф. Харламов ). Родители, замечая сложившиеся интересы своего ребенка, желая дальнейшего их развития, способствуют его формированию и становлению. Так, например, в семье выдающего режиссера К. Станиславского, мать и отец, наблюдая огромный интерес своего сына к театральной и цирковой жизни, не упускали, почти, ни одного выходного, чтобы устроить Константину очередное посещение в театр. С раннего возраста, родители способствовали развитию театрального интереса, поощряя его пристрастия к игровым моментам, к организации домашнего кукольного театра. Это сформировало особое мировоззрение у Константина Станиславского, что, несомненно, повлияло на его будущую жизнь.
Родители всегда были и остаются главным примером для своих детей, их интересы, кругозоры, увлечения определенно в той или иной степени передаются детям. Настроение, подъем, одушевление, с которыми они производят действия (слушают музыку, смотрят на картину, анализируют спектакль), замечается и оценивается зорким детским глазом. Поэтому, очень важно передать ребенку те чувства, те эмоции, те особые лирические настрои, что возникают у родителей при просмотре произведений искусств либо слушанье музыки. Автор "Утро стрелецкой казни" Василий Суриков, с детства слышал сказки о "могучих богатырях, храбрых витязях, о прекрасных царевнах и княжнах, о злых колдунах, о страшных домовых; он с малолетства приучил свой слух к жалобному протяжному пению родных песен; он читал историю своей родины" (Игорь Долгополов "Мастера и шедевры" ), что несомненно отразилось на его дальнейшем миропонимании, эстетическом восприятии и собственной идеологии[12,108].
Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста