Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 20:03, курсовая работа
Цель исследования: изучить специфику деятельности педагога-организатора, выявить и обосновать особенности организации внеурочной деятельности с учащимися младшего возраста.
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности педагогом-организатором.
Предмет исследования: деятельность педагога-организатора.
Для досуговой деятельности
в наибольшей степени характерна свобода
личности, которая проявляется в выборе
форм, места, времени проведения досуга.
Именно в сфере досуга молодые люди более
чем где-либо выступают в качестве свободных
индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется
свободой от профессиональных и семейно-бытовых
обязанностей, кроме того, в ее рамках
ослабляется давление на личность молодого
человека.
Можно вывести следующие основные характеристики
досуга молодёжи:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические,
психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при
выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную,
а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению
и саморазвитию личности через свободно
выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей
личности;
- досуг способствует формированию ценностных
ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое
настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
В плане наполнения досуга
детей социально значимым
При этом образовательная деятельность выполняет прежде всего познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность - коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализация ребенка, правда, делают это различными способами.
В чем же специфика культурно-досуговой деятельности? Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.
Понятие культурно-досуговой деятельности могут употребляться в широком и узком смысле слова. В широком смысле в состав культурно-досуговой деятельности следует включать не только названные выше массовые, но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга - от совместных с родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные игры, чтение).
Раньше типичным для практики являлась организация культурно-досуговой деятельности на основе простого планирования массовых мероприятий (дел), без должного программно¬го обеспечения данного вида деятельности. Такой подход является следствием недооценки образовательного потенциала культурно-до¬суговой деятельности. Между тем педагогически правильная ее организация может обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения, воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре общения и поведения. Без «обучающих» результатов культурно-досуговая деятельность не может быть сегодня признана в полной мере эффективной.
Полноценное использование богатого социально-педагогическо¬го потенциала культурно-досуговой деятельности предполагает переход от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.
3.3 Основные типы культурно-досуговых
программ
За основу классификации взяты два фактора:
степень соучастия и ее протяженность
во времени. В соответствии с этим выделяются
шесть типов программ:
• разовая игровая
программа;
• конкурсно-игровая программа по заданной
тематике;
• игра-спектакль;
• театрализованная игра;
• зрелище;
• праздник;
• длительная досуговая программа.
Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова — педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
I этап — дети от 6 до 10 лет. Это
период научения детей
II этап — дети 11-13 лет, им чрезвычайно
важно согласовывать свои
• игры на местности,
• игры на восприятие друг друга,
• спортивные игры, туризм,
• вечеринки, праздники,
• встречи с кумирами (наяву, через рассказы,
видеофильмы),
• мероприятия по зарабатыванию каких-либо
благ,
• драматизация.
III этап — дети 14-17 лет.
В этом возрасте у подростков
формируется чувство
Это могут быть:
• вечера современной
музыки, авторской песни,
• диско-шоу,
• спортивные игры,
• дискуссии,
• тренинги;
• всевозможные формы общественно-полезной
деятельное (благотворительные акции;
выезды с концертными программам целевые
экспедиции — этнографические, экологические,
фольклорные; трудовые дела с возможностью
личного заработка и т.д.).
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те ил иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности.
Глава 2. Практическая работа
§1 Пришкольный лагерь
1.1 Устав лагеря
1.Общие положения
1.1.По желанию и запросам
родителей (законных представителей)
и с учетом финансовых
1.2.Деятельность лагеря
регламентируется Уставом
2.Организация и содержание деятельности.
2.1.Пришкольные
2.2.В лагере организуются
отряды (бригады) с учетом возрастных
особенностей и интересов
2.3.Содержание работы лагеря строится по его плану на принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни.
2.4.В лагерях создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей детей.
2.5.Коллектив лагеря
самостоятельно определяет
2.6.В лагере действует
орган самоуправления
3.Кадровое обеспечение.
3.1.Приказом по учреждению
назначаются начальник лагеря, его
заместитель, воспитатели, музыкальный
руководитель, руководитель спортивно-
3.2.Начальник лагеря руководит его деятельностью, несет ответственность за жизнь и здоровье детей, ведет документацию.
3.3.Заместитель начальника
лагеря организует
3.4.Воспитатели, музыкальный
работник и руководитель
3.5.Орган самоуправления
представляет собой совет
3.6.Вожатые подбираются из числа обучающихся 9-10 классов в помощь воспитателям.
4.Охрана жизни и здоровья детей.
4.1.Начальник лагеря, воспитатели,
музыкальный руководитель, руководитель
по спортивно- оздоровительной работе
несут ответственность за
4.2.Педагогические сотрудники,
работающие в лагере, и дети
должны строго соблюдать
4.3.Начальник лагеря
проводит инструктаж по
4.4.В лагере действует
план эвакуации на случай
4.5.Организации питания
осуществляется на основе
4.6.Организация походов
и экскурсий производится на
основании соответствующих
П Р О Г Р А М М А
летнего пришкольного лагеря для детей и подростков
«Школа патриотов»
Наименование организации заявителя: Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 10»
Авторы проекта:
- Степанова Татьяна Борисовна
– заместитель директора по
учебно-воспитательной работе МОУ
«Средняя общеобразовательная
- Андреева Ольга Николаевна
– учитель начальных классов
МОУ «Средняя
- Дербенева Людмила
Михайловна – учитель
Руководитель Программы – директор МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 10» - Кокорев
Николай Алексеевич
География проекта: Основная территория
реализации проекта – центральный микрорайон
города Канаш Чувашской Республики.
Площадка Программы: Основной площадкой Программы,
реализующей ее составляющие, является
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 10» - пришкольный оздоровительный лагерь
«Рябинка».
Цели Программы:
- воспитание школьников
- воспитание бережного
- популяризация преимуществ
- приобщение к духовным
Направления деятельности и предполагаемые формы работы:
- коллективно-творческие дела, стимулирующие
ребенка сделать себя и
- дни здоровья, подвижные народные игры, спортивные турниры;
- творческие утренники и
Форма реализации Программы: Летний дневной лагерный сбор при муниципальном общеобразовательном учреждении.
Технические данные: программа предполагает участие в ней 80 детей в возрасте от 7 до 12 лет, 12 педагогов, 4 поваров, 2 человека обслуживающего персонала, 8 старшеклассников.
Срок реализации Программы: с 1 по 30 июня.
Информация о работе Особенности работы педагога-организатора в общеобразовательной школе