Особенности работы педагога-организатора в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить специфику деятельности педагога-организатора, выявить и обосновать особенности организации внеурочной деятельности с учащимися младшего возраста.

Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности педагогом-организатором.

Предмет исследования: деятельность педагога-организатора.

Файлы: 1 файл

Педагог организатор.docx

— 33.09 Кб (Скачать файл)

 Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека. 
 
Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи: 
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты; 
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; 
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; 
- досуг формирует и развивает личность; 
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; 
- досуг стимулирует творческую инициативу; 
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности; 
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций; 
- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»; 
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие; 
- досуг способствует самовоспитанию личности;

 

    1. Досуг в дополнительном образовании детей

 
  В плане наполнения досуга  детей социально значимым содержанием  значительные возможности имеет  дополнительное образование детей. На это нацелены обе его  составляющие - и образовательная, и  собственно культурно-досуговая  деятельность.

  При этом образовательная деятельность выполняет прежде всего познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность - коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализация ребенка, правда, делают это различными способами.

В чем же специфика культурно-досуговой деятельности? Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.

  Понятие культурно-досуговой деятельности могут употребляться в широком и узком смысле слова. В широком смысле в состав культурно-досуговой деятельности следует включать не только названные выше массовые, но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга - от совместных с родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные игры, чтение).

  Раньше типичным для практики являлась организация культурно-досуговой деятельности на основе простого планирования массовых мероприятий (дел), без должного программно¬го обеспечения данного вида деятельности. Такой подход является следствием недооценки образовательного потенциала культурно-до¬суговой деятельности. Между тем педагогически правильная ее организация может обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения, воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре общения и поведения. Без «обучающих» результатов культурно-досуговая деятельность не может быть сегодня признана в полной мере эффективной.

  Полноценное использование богатого социально-педагогическо¬го потенциала культурно-досуговой деятельности предполагает переход от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.

 
3.3 Основные типы культурно-досуговых программ

 
За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются шесть типов программ:

• разовая игровая программа; 
• конкурсно-игровая программа по заданной тематике; 
• игра-спектакль;  
• театрализованная игра; 
• зрелище; 
• праздник; 
• длительная досуговая программа.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова — педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

 
I этап — дети от 6 до 10 лет. Это  период научения детей определенным  правилам и нормам. В этом возрасте  дети ждут четких указаний; определенные  ограничения как бы очерчивают  для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок  чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

 
II этап — дети 11-13 лет, им чрезвычайно  важно согласовывать свои действия  со сверстниками, они хотят участвовать  в общем деле и знать, как  их деятельность может выражаться  в денежном эквиваленте. Подросткам  этого возраста взрослый нужен  как организатор, способный направить  их бурную энергию в «мирное»  русло, помочь сделать самостоятельные  шаги к самоутверждению. Здесь  ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой  деятельности, а наиболее популярными  ее формами являются:

 
• игры на местности, 
• игры на восприятие друг друга, 
• спортивные игры, туризм, 
• вечеринки, праздники, 
• встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), 
• мероприятия по зарабатыванию каких-либо благ, 
• драматизация.

III этап — дети 14-17 лет. В этом возрасте у подростков  формируется чувство идентичности, «самости», осознания собственной  индивидуальности, стремления выразить  себя; происходит определение жизненных  целей личности, складывается мировоззрение  осваиваются навыки взаимодействия  с противоположным полом. В этом  возрасте подросткам интересен  взрослый, способный выступить в  роли консультанта, советчика, старшего  и более опытно товарища. Учитывая  эти особенности, старшим подросткам, как и предыдущем случае, целесообразнее  всего предлагать, различные варианты  коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов.

Это могут быть:

• вечера современной музыки, авторской песни, 
• диско-шоу, 
• спортивные игры, 
• дискуссии, 
• тренинги; 
• всевозможные формы общественно-полезной деятельное (благотворительные акции; выезды с концертными программам целевые экспедиции — этнографические, экологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те ил иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая работа 
 
§1 Пришкольный лагерь 
 
1.1 Устав лагеря

 


1.Общие положения

1.1.По желанию и запросам  родителей (законных представителей) и с учетом финансовых возможностей  образовательного учреждения в  летний период создаются пришкольный  оздоровительный и трудовой лагеря  с дневным пребыванием детей.

1.2.Деятельность лагеря  регламентируется Уставом учреждения, Правилами поведения обучающихся, настоящим Положением. 

 

2.Организация и содержание  деятельности.

2.1.Пришкольные оздоровительный и трудовой лагеря открываются на основании приказа по учреждению и комплектуются из обучающихся 1-5 и 6-8 классов. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей).

2.2.В лагере организуются  отряды (бригады) с учетом возрастных  особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования  санитарно-гигиенических норм и  правил, правил техники безопасности.

2.3.Содержание работы  лагеря строится по его плану  на принципах демократии и  гуманизма, развития инициативы  и самостоятельности, привития норм  здорового образа жизни.

2.4.В лагерях создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей детей.

2.5.Коллектив лагеря  самостоятельно определяет программу  деятельности, распорядок дня.

2.6.В лагере действует  орган самоуправления обучающихся.  

 

3.Кадровое обеспечение.

3.1.Приказом по учреждению  назначаются начальник лагеря, его  заместитель, воспитатели, музыкальный  руководитель, руководитель спортивно-оздоровительной  работы из числа педагогических  работников.

3.2.Начальник лагеря  руководит его деятельностью, несет  ответственность за жизнь и  здоровье детей, ведет документацию.

3.3.Заместитель начальника  лагеря организует воспитательную  деятельность, осуществляет связь  с культурно – просветительными  и спортивными учреждениями.

3.4.Воспитатели, музыкальный  работник и руководитель спортивно  – оздоровительной работы осуществляют  воспитательную деятельность по  плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима  дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.

3.5.Орган самоуправления  представляет собой совет командиров  отрядов (бригад), которой совместно  с вожатыми реализует коллективные, творческие, оздоровительные мероприятия  с детьми.

3.6.Вожатые подбираются  из числа обучающихся 9-10 классов  в помощь воспитателям.

4.Охрана жизни и здоровья  детей.

4.1.Начальник лагеря, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель  по спортивно- оздоровительной работе  несут ответственность за жизнь  и здоровье детей во время  их пребывания в лагере.

4.2.Педагогические сотрудники, работающие в лагере, и дети  должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план воспитательной  работы, технику безопасности и  правила пожарной безопасности.

4.3.Начальник лагеря  проводит инструктаж по технике  безопасности сотрудников, а воспитатели  – детей, под личную подпись  инструктируемых.

4.4.В лагере действует  план эвакуации на случай пожара  и чрезвычайных ситуаций.

4.5.Организации питания  осуществляется на основе примерных  норм питания. За качество питания  несет ответственность комиссия, утвержденная директором учреждения  на время работы лагеря.

4.6.Организация походов  и экскурсий производится на  основании соответствующих инструкций директора образовательного учреждения. 

    1. Программа лагеря

 
П Р О Г Р А М М А


летнего пришкольного лагеря для детей и подростков

«Школа патриотов»

 
Наименование организации заявителя: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» 
 
Авторы проекта:

- Степанова Татьяна Борисовна  – заместитель директора по  учебно-воспитательной работе  МОУ  «Средняя общеобразовательная школа  № 10».

- Андреева Ольга Николаевна  – учитель начальных классов  МОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 10».

- Дербенева Людмила  Михайловна – учитель английского  языка МОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 10».  
 
Руководитель Программы – директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» - Кокорев Николай Алексеевич 
 
География проекта:  Основная территория реализации проекта – центральный микрорайон города Канаш Чувашской Республики.  
 
Площадка Программы: Основной площадкой Программы, реализующей ее составляющие, является МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» - пришкольный оздоровительный лагерь «Рябинка».

 

Цели Программы:

- воспитание школьников гражданами  своей Родины, знающими и уважающими  свои корни, культуру, традиции своей  семьи, школы, родного края; от воспитания  любви к родной школе и отчему  дому к формированию гражданского  самосознания, ответственности за  судьбу Родины;

- воспитание бережного уважительного  отношения к природе, закрепление  знаний правил поведения в  природе;

- популяризация преимуществ здорового  образа жизни, организация двигательной  активности детей;

- приобщение к духовным ценностям  российской истории.

 

Направления деятельности и предполагаемые формы работы:

- коллективно-творческие дела, стимулирующие  ребенка сделать себя и окружающий  мир добрее и красивее;

- дни здоровья, подвижные народные  игры, спортивные турниры; 

- творческие утренники и праздники, расширяющие кругозор детей, помогающие  ребенку осмыслить свое место  в природе и усвоить такие  ценности как «Отечество», «Семья», «Труд», «Культура», «Мир», «Человек».

Форма реализации Программы: Летний дневной лагерный сбор при муниципальном общеобразовательном учреждении.

 

Технические данные: программа предполагает участие в ней 80 детей  в возрасте от 7 до 12 лет, 12 педагогов, 4 поваров, 2 человека обслуживающего персонала, 8 старшеклассников. 

Срок реализации Программы: с 1 по 30 июня.

Информация о работе Особенности работы педагога-организатора в общеобразовательной школе