Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности работы с одаренными детьми в начальной школе?
Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Задачи:
• проанализировать проблему исследования одаренности в научной литературе;
• рассмотреть виды, категории и особенности детской одаренности;
• рассмотреть различные программы по развитию одаренных детей
в начальной школе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы детской одаренности в начальной школе 6
1.1. Ретроспективный анализ исследования проблемы одаренности
в психологии и педагогике 6
1.2. Детская одаренность: понятие, виды, категории, особенности 12
Глава 2. Методические основы работы с одаренными детьми в начальной школе 21
2.1. Анализ программ по работе с одаренными детьми 21
2.2. Программа работы с одаренными детьми в начальной школе
«Наши надежды» 26
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа студентки 3 курса группы АП Ильиной Т. И.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Анализ зарубежного  и отечественного опыта показывает, насколько важна система образования, которая позволила бы одаренному ребенку свободно проявлять свои способности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности.

 

    1. Детская одаренность: понятие, виды, категории, особенности

 

В Российской педагогической энциклопедии написано, 
что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [19, 486].

Весьма распространенным является определение немецкого  психолога В. Штерна: «Одаренность – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условиям жизни» [22, 16].

Среди определений понятия  «одаренный ребенок» наиболее удачное  содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности» под редакцией  
Д. Б. Богоявленской: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выде-ляется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [17, 8].

На сегодняшний день большинство психологов признает, что  уровень, качественное своеобразие  и характер развития одаренности  – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологи-ческих механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования [18, 51].

Тот или другой ребенок  может проявлять свою успешность в доста-точно широком спектре деятельности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка  часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок увле-ченный техникой дома строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии)  
его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

По мнению О. М. Дьяченко, в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога [14, 72].

В некоторых случаях  причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения могут привести к снижению показателей успешности ребенка.

Таким образом, одаренность  у разных детей может быть выражена  
в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны сделать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, что одаренность они пока  
не смогли увидеть.

С другой стороны, одаренность  не всегда можно отличить от обучен-ности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни дан-ного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок  
из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Известный специалист в  области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети  
с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью [11, 164].

Первая категория одаренных  – дети с высокими показателями  
по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных  – дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

К третьей категории  одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность») [11, 183].

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одарен-ность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способ-ности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

Одаренные дети, демонстрирующие  выдающиеся способности в какой-то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников  во всех прочих отношениях. Однако, как  правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одарен-ных детей присущи определенные особенности, отличающие их от большин-ства сверстников.

Одаренных детей, как  правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования пока-зали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их актив-ности чревато негативными реакциями невротического характера.

Одаренных детей в  раннем возрасте отличает способность  отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие  выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем.  
Для них характерна более быстрая передача нейронной информации,  
их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным  мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструк-циями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удов-летворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно,  
а также берутся за слишком сложные задачи.

Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается  
на всем стиле поведения и формирования его личности. Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, во время контрольных работ и экзаменов. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, определенных навыков преобразовывать обстоятельства в соответствии поставленными перед собой целями [4, 134].

Наряду с тем, что  одаренные дети имеют ряд преимуществ  перед сво-ими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей  
к одаренности своих детей. Некоторые, обнаруживая у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает А. В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области, то родители заполняют его жизнь занятиями в данной области, препятствуя полноценному развитию прочих способностей и наклонностей ребенка. Многие известные ученые музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, К. Гаусса, Н. Винера, 
Г. Лейбница, В. Гюго, Ф. Шуберта, М. Мусоргского и многих других [9, 72].

Среди критериев выделения  видов одаренности  психологи  отмечают следующие [6, 162]:

  • Вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики;
  • Степень сформированности одаренности;
  • Форма проявления одаренности;
  • Широта проявлений в различных видах деятельности;
  • Особенности возрастного развития.
  1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответствен-но, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относится:
  • практическая;
  • теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить  
    о познавательной деятельности);
  • художественно-эстетическая;
  • коммуникативная;
  • духовно-ценностная.

Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и  мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены различные уровни психической организации. Так, в рамках интеллекту-альной сферы различают сенсорно-моторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.

Соответственно, могут  быть выделены следующие виды одаренности:

  • в практической деятельности, в частности, можно выделить одарен-ность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;
  • в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов;
  • в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
  • в коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттракционную одаренность;
  • в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность  
    в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.

Каждый вид одаренности  предполагает одновременное включение  всех уровней психической организации  с преобладанием того уровня, который  наиболее значим для данного конкретного  вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсорно-моторные качества, либо эмоционально-экспрессивные качества.

2. По критерию «степень  сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную одаренность и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это  психологическая характеристика ребенка  с такими наличными показаниями  психического развития, которые проявля-ются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.  
В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом.

Потенциальная одаренность – это  психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности 
для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит  
от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация).

3. По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется  в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе  и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисты в области детской одаренности с большей степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или  
о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе