Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности работы с одаренными детьми в начальной школе?
Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Задачи:
• проанализировать проблему исследования одаренности в научной литературе;
• рассмотреть виды, категории и особенности детской одаренности;
• рассмотреть различные программы по развитию одаренных детей
в начальной школе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы детской одаренности в начальной школе 6
1.1. Ретроспективный анализ исследования проблемы одаренности
в психологии и педагогике 6
1.2. Детская одаренность: понятие, виды, категории, особенности 12
Глава 2. Методические основы работы с одаренными детьми в начальной школе 21
2.1. Анализ программ по работе с одаренными детьми 21
2.2. Программа работы с одаренными детьми в начальной школе
«Наши надежды» 26
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа студентки 3 курса группы АП Ильиной Т. И.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 

 

4. Сроки реализации  проекта

2007-2008 учебный  год – проектировочный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы  
с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2007-2010 учебный  год – экспериментальный

Цель: Апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Адаптация учебных программ, программ факультативов.
  • Повышение квалификации педагогов.

2010-2012 учебный  год – переход в режим функционирования  и пролонгация опыта работы

Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы школы.
  • Пополнение материально-технической базы (мультимедийные средства обучения: проектор, проекционный экран, ноутбук, интерактивная доска).

5. Содержание  деятельности и методы реализации  проекта

1) Педагогическая  система строится на четырех  базовых идеях:

  1. на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
  2. на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, 
    в том числе его творческих способностей;
  3. на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
  4. на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

2) Принципы  педагогической деятельности в  работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

 

3) Критерии  готовности педагогов к работе  с одаренными детьми:

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого  мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.

Критериями повышения  профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

4) Основные формы работы с одаренными учащимися:

      • творческие мастерские;
      • факультативы;
      • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
      • научно-практические конференции;
      • интеллектуальный марафон;
      • участие в олимпиадах;
      • конкурсы;
      • предметные недели (декады);
      • дни науки;
      • кружки по интересам;
      • работа по индивидуальным планам.

Основные формы  внеурочной образовательной деятельности

    Форма

               Задачи

 

 

Факультатив

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени  самостоятельности учащихся.

Расширение  познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

 

Ученическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и  систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование  информационной культуры учащихся.

 

Предметная неделя (декада)

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации  учеников к изучению образовательной  области.

Развитие творческих способностей учащихся.

 

Научное общество учащихся

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и  проектной деятельности.

Формирование  аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого  поиска и выполнения исследований.

 

День науки

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации  учеников к изучению образовательной  области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки,  
студии, объединения

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие  в профессиональной ориентации.

Самореализация  учащихся во внеклассной работе.


 

5) Организация исследовательской работы учащихся в школе

Подготовительный  этап:

Формирование  навыков научной орга-низации труда.

Вовлечение  в активные формы позна-вательной деятельности.

Формирование  познавательного интереса.

Выявление способных  учащихся.

Формы:

  • Урок.
  • Внеклассная работа.
  • Предметные недели.
  • День науки.
  • Факультативы.
  • Кружки эстетического цикла.
  • Секции.

Творческий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Формирование  познавательного инте-реса.

Творческое  развитие учащихся.

Индивидуальная  работа со способ-ными школьниками.

Организация исследовательской работы

Формы:

  • Урок.
  • Внеклассная работа.
  • Предметные недели.
  • День науки.
  • Олимпиады.
  • Факультативы.
  • Ученические конференции.

6) План реализации программы

Этап / учебный год

 

Мероприятия программы

 

 

 

 

2007-2008

  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов.
  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися.
  • Участие в городском туре предметных олимпиад.
  • Описание системы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка программы «Наши надежды».
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней).

 

 

 

 

 

2007-2010

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка паспорта учреждения, работающего с одарен-ными детьми.
  • Научно-методический семинар для педагогов начальной школы «Исследовательская деятельность учащихся» (по плану семинара).
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (го<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-si


Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе