Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:40, курсовая работа
Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности работы с одаренными детьми в начальной школе?
Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Задачи:
• проанализировать проблему исследования одаренности в научной литературе;
• рассмотреть виды, категории и особенности детской одаренности;
• рассмотреть различные программы по развитию одаренных детей
в начальной школе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы детской одаренности в начальной школе 6
1.1. Ретроспективный анализ исследования проблемы одаренности
в психологии и педагогике 6
1.2. Детская одаренность: понятие, виды, категории, особенности 12
Глава 2. Методические основы работы с одаренными детьми в начальной школе 21
2.1. Анализ программ по работе с одаренными детьми 21
2.2. Программа работы с одаренными детьми в начальной школе
«Наши надежды» 26
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Скрытая одаренность проявляется
в деятельности ребенка в менее
выраженной форме. Вследствие этого
проявляется опасность
к числу «неперспективных» и лишить помощи
и поддержки, необходимой для развития
его способностей. Вместе с тем. Известны
многочисленные примеры, когда именно
такие «неперспективные дети» добиваются
высочай-ших результатов.
4. По критерию «широта
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности, выступает в качестве основы их продуктивности. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмо-циональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт).
Общая одаренность связана со специальными
видами одаренности.
В частности, под влиянием общей одаренности
проявления специальной одаренности выходят
на качественно более высокий уровень
освоения конкретной деятельности.
5. По критерию «особенности возрастного развития» можно диф-ференцировать раннюю и позднюю одаренность.
Решающим показателем
здесь выступают темп психического
развития ребенка, а также возрастные этапы, на
которых одаренность проявляется
в явном виде. Необходимо учитывать, что
ускоренное психическое развитие раннее
обнаружение дарований далеко не всегда
связано с высокими достижениями в старшем
возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких
проявлений одаренности в детском возрасте
не означает отрицательного вывода, относительно
перспектив дальнейшего психического
развития личности.
Примером ранней одаренности
являются дети, которые получили название «вундеркиндов». Вундеркинд – это
ребенок, как правило, дошкольного или
младшего школьного возраста, с чрезвычайными,
блестящими успехами в каком-либо определенном
виде деятельности –
в музыке, рисовании, пении.
Итак, мы рассмотрели понятие одаренности, виды, категории и особенности одаренных детей. Хотелось бы отметить, что каждый случай детской одаренности индивидуален и может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов, категорий, особен-ностей одаренности. Одаренность оказывается, исходя из этого, много-мерным по своему характеру явлением. Поэтому необходимо и важно более широко рассматривать своеобразие одаренности конкретного ребенка.
Современной педагогической наукой накоплен существенный опыт по работе с одаренными детьми, который наиболее полно представлен в трудах С. Каплан, Дж. Кэрролла, Б. Блума, А. М. Матюшкина и других. Рассмотрим несколько программ по работе с одаренными детьми в начальной школе.
1. Программа С. Каплан. При составлении таких программ,
по мнению С.Каплан (США), необходимо выдерживать
следующие требования: глобальный, основополагающий
характер тем и проблем, изучаемых учащимися;
междисциплинарный подход при формулировании
проблематики; интеграция тем и проблем,
относящихся к разным областям знаний;
насыщенность содержания; направленность
на развитие продуктив-ного, критического
мышления. Большое внимание должно быть
уделено развитию личных предпочтений
детей, их работе по самостоятельно выбранным
проблемам для изучения.
Программа С.Каплан предусматривает 2 основных метода обучения одаренных детей – дедуктивное и проблемное исследование. Первый предпо-лагает движение от обзора, цель которого – помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой. На начальном этапе учитель знакомит учеников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, система-тизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу [23, 56].
2. «Методика полного усвоения» (Дж. Кэрролл, Б. Блум).
В основе методики полного усвоения лежат идеи, выдвинутые
в 60-е годы американскими психологами
Дж. Кэрроллом и Б. Блумом. Дж. Кэрролл обратил
внимание на то обстоятельство, что в традиционном
учебном процессе всегда фиксированы
параметры условий обучения (одинаковое
учебное время, способ предъявления информации
и т.д.). Единственное,
что остается незафиксированным – это
результаты обучения. Кэрролл предложил
сделать фиксированным параметром именно
результаты обуче-ния. В таком случае условия
будут меняться, подстраиваясь под достижение
всеми учащимися заранее заданного результата.
Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б. Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:
Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.
Таким образом, отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь почти все учащиеся.
Реализуя данный теоретический подход, последователи Дж. Кэрролла и Б. Блума (Дж. Блок, Л. Андерсон) разработали методику обучения на основе полного усвоения.
Практическая реализация методики включает такую последовательность шагов:
1. Вводная часть – ориентация учащихся в работе по методике обучения на основе полного усвоения;
2. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения;
3.Оценка полноты усвоения материала в целом у каждого из учащихся;
4. Разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся.
Учитель подробно останавливается
на том, что надо усвоить, чтобы усвоение считалось полным. Затем учитель
знакомит детей с тем, как они будут учиться,
чтобы достичь полного усвоения. Основной
упор делается
на следующем:
1. Класс будет учиться по новому методу, который позволяет достичь хороших результатов не какой-то его части, а всем учащимся;
2. Ученик получает отметку после заключительной
проверки
по итогам всего курса;
3. Отметка определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным талоном (здесь нужно указать эталон высшей отметки);
4. Каждый ученик, достигший этого эталона, получает отметку «5»;
5. Число отличных отметок не ограничивается. Если все ученики класса помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;
6. Каждый ученик получит любую необходимую помощь;
7. На протяжении всего курса ученик получает серию диагности-ческих проверочных работ, результаты которых не оцениваются отметками и служат только для того, чтобы ученик мог обнаружить неясности и ошибки;
8. В случае затруднений при выполнении проверочных работ каждому ученику сразу будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть недопонимание или ошибки;
9. Эти возможности выбора надо незамедлительно
использовать,
не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться
и затруднять последу-ющую учебную деятельность.
Уже на начальном этапе
работы отчетливо прослеживается основная
технологическая черта всей системы – направленность учебного процесса
на запланированный конечный результат.
Учебный процесс разбивается
на блоки.
Важным моментом методики является точное определение и форму-лировка эталона полного усвоения. Его основа – конкретизированные цели курса. Способ выражения может быть двояким:
а) через четко сформулированное описание действий ученика;
б) через указание требуемого количества правильных ответов.
Как показали исследования, фиксация этого уровня дает устойчивые положительные результаты; большинство учащихся сохраняют при этом интерес к предмету и положительное отношение к учебе [13, 152].
3. «Три вида обогащения учебной программы» (Рензулли). Рензулли отвергает тезис о том, что потенциальные возможности одаренных детей могут быть реализованы путем простой интенсификации усвоения того же самого материала, который рассчитан на детей со средними способностями. Учебная программа позволяет учащимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интере-сам, и овладевать методами и исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
Рензулли охарактеризовал занятия по «обогащенной методике обуче-ния» как «выходящие за рамки установленной учебной программы и опережающие ее» [21, 47].
4. Программа «Таксономия целей обучения» Блума. Таксономия целей обучения ориентирована на сферу познавательных функций одаренных детей.
Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план.
Таксономия является эффективным инструментом для анализа влия-ния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач [21, 49].
Таким образом, нами были рассмотрены программы по
работе
с одаренными детьми в начальной школе
– программа С. Каплан, «Методика полного
усвоения» Дж. Кэрролла и Б. Блума, «Три
вида обогащения учебной программы» Рензулли,
«Таксономия целей обучения» Блума. Использование
этих программ позволяет реализовать
способности одаренных детей и развить
их потенциальные возможности. Большое
внимание должно быть уделено развитию
личных предпочтений детей, их работе
по самостоятельно выбранным проблемам
для изучения. Для достижения высоких
результатов важно правильно организовать
обучение, чтобы школьники достигали успехов,
сохраняли положительное отношение к
учебе и интерес к школьным предметам.
Программа разработана Юлией Юрьевной Пасынок, заместителем
директора по учебно-воспитательной и
инновационной работе, учителем начальных
классов МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 21»
г. Южно-Сахалинска.
Данная программа
с учащимися 3-х и 4-х классов и показала
положительные результаты.
Рассмотрим данную программу подробнее [10].
1. Актуальность проблемы
Смена парадигмы общественного
развития и вхождение в инфор-мационно-
Это находит отражение
в создании новых условий обучения
школьников, направленных на оптимальное развитие
одаренных детей (включая детей, чья одаренность
на настоящий момент может быть еще
не проявившейся), а также просто способных
детей, в отношении которых есть серьезная
надежда на дальнейший качественный скачок
в развитии их способностей.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
2. Цель программы: Создать систему работы по развитию интел-лектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
3. Задачи:
Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе