Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви, уважении и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Профессиональный портрет социального педагога
1.1 Цели деятельности социального педагога
1.2 Функции и социальные роли социального педагога
2. Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
2.1 Причины попадания семей в группу риска
2.2 Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
3. Вариант механизма работы с семьями группы риска
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Особенности  работы социального педагога с семьями  группы риска в микрорайоне

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Профессиональный портрет  социального педагога

 

1.1 Цели деятельности социального  педагога

 

1.2 Функции и социальные  роли социального педагога

 

2. Особенности работы социального  педагога с семьями группы  риска в микрорайоне

 

2.1 Причины попадания семей  в группу риска

 

2.2 Технология работы социального  педагога с семьями группы  риска в микрорайоне

 

3. Вариант механизма работы  с семьями группы риска

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

 

 Общеизвестен факт, что  семья является самым главным  институтом социализации, через  который ребенок усваивает основные  социальные знания, приобретает  нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни  в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви, уважении и т.п.

 

 Однако далеко не  всегда семья выполняет жизненно  важные для развития и социального  становления ребенка функции.  Такие семьи объединяются понятием  семьи группы риска.

 

 В своей курсовой  работе я раскрыла особенности  работы социального педагога  именно в таких семьях. Актуальность  этой темы состоит в том,  что семья в современных условиях  не всегда выходит из сложных  жизненных ситуаций. Она нуждается  в помощи со стороны. Такую  помощь может оказать служба  социальной помощи и социальный  педагог. Но социальная помощь  сегодня не соответствует масштабу  и глубине проблем и трудностей, которые испытывают не только  взрослые, но и дети. Поэтому множество  людей, в основном с педагогическим  образованием, стали овладевать  профессией социального педагога, а в педагогические институты  на специальность социальной  педагогики поступают молодые  люди, заинтересованные в том,  чтобы помогать обществу решать  проблемы важной её подструктуры  – семьи.

 

Объём решенных проблем, связанных  с неблагополучными семьями и  трудными подростками, во многом зависит  от общественных, правовых, образовательных  и других учреждений, окружающих семью  и социального педагога, работающего  с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать  непосредственное участие в работе социального педагога с семьями  группы риска.

 

Курсовая работа состоит  из трех глав. В первой главе рассматривается  социальный портрет социального  педагога, а главным образом его  задачи и функции. Во второй главе  непосредственно рассматривается  главный вопрос курсовой работы, раскрываются причины попадания семьи в  группу риска, особенности работы социального  педагога с данными семьями в  микрорайоне. В третьей главе  разрабатывается вариант работы с семьями группы риска.

 

 

1.Профессиональный портрет  социального педагога

 

 

1.1 Цели деятельности социального  педагога

 

 

 Социальный педагог  – специалист, организующий воспитательную  работу с детьми, молодежью и  взрослыми в различных социокультурных  средах (семья, учебное заведение,  дошкольное учреждение, детский  дом, приют, трудовой коллектив,  учреждение дополнительного образования  и др.). Социальный педагог изучает  психолого-педагогические особенности  личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности,  отклонения в поведении, конфликтные  ситуации и оказывает своевременную  социальную помощь и поддержку;  способствует реализации прав  и свобод клиентов, обеспечение  охраны их жизни и здоровья.

 

 Социальный педагог  – специалист, компетентный в  вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся  в этой помощи.

 

 Профессиональная деятельность  социального педагога направлена  на человека в среде, нацелена  на решение всей совокупности  проблем в контексте «личность  и окружающая среда». Во главу  угла ставится человек, и в  центр внимания социальных педагогов  – есть проблемы.

 

 Впредь объект социального  педагога мы будем называть  клиентом.

 

 Практическая деятельность  социального педагога должна  быть обоснована теоретически  и проведена профессионально:  с диагностикой и соответствующим  анализом социальной ситуации, оценкой  функциональных взаимодействий, которым  подвергаются отдельный человек,  семья или группа.

 

 В задачи практической деятельности социального педагога входит: поддерживать людей, стимулировать их на развитие собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов; предлагать помощь, организовывать ее, устанавливая необходимые для этого связи и контакты; сопровождать людей на протяжении определенного жизненного периода, проявлять личное участие, организовывать контроль за ситуацией в целях защиты клиента; вызывать сочувствие и активизировать людей на оказание помощи нуждающимся; оказывать воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты; информировать инстанции всех уровней о факторах, негативно сказывающихся на условиях жизни для определенных групп населения.

 

 Социальный педагог  работает с людьми от детского  до пожилого возраста независимо  от их социального положения,  происхождения, религиозных убеждений,  этнической принадлежности. Объектом  деятельности социального педагога  может быть: отдельный человек,  семья, группа, организация.

 

 Являясь посредником  в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог  влияет на создание воспитывающих,  гуманных отношений в социуме,  сфере семьи, семейно-соседском  окружении, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального  педагога позволяет своевременно  диагностировать, выявлять и педагогически  целесообразно влиять на характер  отношений между людьми, развивать  полезные инициативы, творчество, различные  виды самопомощи, формировать ценностные  ориентации личности.

 

 Базовые характеристики  социального педагога включают  в себя:

 

Способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между  личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государствами  и общественными структурами  – с другой;

 

Способность выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

 

Умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать  клиента к той или иной деятельности;

 

 Социальный педагог должен знать основные закономерности развития личности на всех возрастных этапах, специфику формирования отношений в социуме; экологическую, демографическую, социально-педагогической работы с семьями, различными группами и категориями населения; функции, права и обязанности государственных и общественных институтов по отношению к семье и личности; концепцию и программу современной социальной политики; основы трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики личности и ее микросреды; иметь навыки анализа и программирования социальной работы, проведения социально-педагогических исследований, уметь действовать в соответствии с кодексом этики социального педагога.

 

 

1.2 Функции и социальные  роли социального педагога

 

 

 Основными функциями  социального педагога являются:

 

1. Воспитательная (социальный  педагог обеспечивает целенаправленное  влияние социальных институтов  на поведение и деятельность  клиента, ставит и решает задачу  полноценного использования в  воспитательном процессе средств  и возможностей общества, микросреды  и самой личности как активного  субъекта воспитательного процесса);

 

2. Диагностическая (ставит «социальный диагноз», изучает психологические возрастные и индивидуальные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов; диагностирует характер отношений между людьми; выявляет позитивные и негативные проблемы);

 

3. Прогностическая (участвует в программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, задействованных в социальной работе);

 

4. Предупредительно-профилактическая  и социально-терапевтическая (приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав);

 

5. Организационно-коммуникативная (способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом);

 

6. Охранно-защитная (использует имеющийся арсенал правовым норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредственные противоправные воздействия на клиентов).

 

 В своей практической  деятельности социальный педагог  выполняет различные социальные  роли. Прежде всего, эта роль  посредника, связующего звена между  детьми и взрослыми, между семьей  и государственными службами, организациями  и учреждениями, призванными заботиться  о духовном, физическом и психическом  здоровье населения. Он содействует  взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами.

 

 Социальный педагог  выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения; добивается социальной справедливости, помогает людям реализовывать свои способности.

 

 Социальный педагог  является участником совместной  деятельности детей и взрослых  и одновременно организатором  этой деятельности, побуждает людей  к действию, инициативе, творчеству.

 

 Социальный педагог  выполняет роль помощника клиентов в решении их проблем, помогает развивать способность самим решать свои проблемы.

 

 Социальный педагог  выполняет роль конфликтолога, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.

 

 Социальный педагог  является своего рода аниматором  и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного  взаимодействия между личностью  и обществом.

 

 В соответствии с  квалификационной характеристикой,  в обязанности социального педагога  входит:

 

Обеспечение педагогического  компонента в социальной работе, педагогической целесообразности содержания, форм и  методов, используемых в службах  социальной защиты; содействие в формировании гуманных отношений в социуме;

 

Изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей клиента, условий его жизни; сбор информации, связанной с нуждами клиента; выявление трудностей и проблем  в среде детей, подростков, их семей, взрослого населения;

 

Организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного  совершенствования, различных видов  самопомощи;

 

Оказание профессиональной помощи клиентам в решении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, реабилитации клиентов, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций; предупреждение отклонений в поведении людей;

 

Представление и защита интересов  клиентов, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными  структурами, содействие в повышении  статуса семьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала путем обеспечения приоритета интересов семьи в деятельности государственных учреждений и организаций.

 

 Для выполнения этих  обязанностей социальный педагог  широко использует свои права:

 

Представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной  и исполнительной власти;

 

Вести государственную и  частную социальную практику при  наличии диплома о специальном  образовании или сертификата  по специальности «социальный педагог»;

 

Собирать информацию, связанную  с нуждами клиентов, проводить  социологические опросы населения, диагностические исследования;

 

Делать официальные запросы  в общественные организации, государственные  учреждения с просьбой о решении  личных и социальных проблем клиентов;

 

Информировать государственные  органы о состоянии той или  иной проблемы в сфере деятельности социального педагога;

 

Вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным организациям о поощрении  родителей, семей, общественников за социальные инициативы и активность;

 

Вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социально-педагогической работы, используя средства массовой информации;

Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне