Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви, уважении и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Профессиональный портрет социального педагога
1.1 Цели деятельности социального педагога
1.2 Функции и социальные роли социального педагога
2. Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
2.1 Причины попадания семей в группу риска
2.2 Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
3. Вариант механизма работы с семьями группы риска
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

 

Возглавлять общественные инициативы движения граждан, направленные на решение  конкретных социальных проблем.

 

 

2. Особенности работы социального  педагога с семьями группы  риска в микрорайоне

 

 

2.1 Причины попадания семьи  в группу риска

 

 

Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы  жизнедеятельности людей, обусловленные  существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня  в России свыше 40 млн. семей. Семья  очень быстро и чутко реагирует  на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая  гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающий  для семьи процессы. В настоящее  время наблюдается, что большинство  населения до уровня доходов находится  практически на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость, со снижением рождаемости повышается количество детей, рожденных вне  брака, 67% составляют простые семьи. Тяжелая материальная ситуация складывается в многодетных семьях, их составляет около 2 млн. Возрастает количество малообеспеченных, а также беспризорных детей. Все  социальные проблемы, с которыми связана  семья, усугубляют внутрисемейные проблемы, а социальное поведение взрослых членов семьи ведет к подростковой преступности, раннему материнству, детской, подростковой наркомании, алкоголизму. Все это ведет к необходимости  социальной реабилитации детей. Два  десятилетия назад работа с семьями  группы риска заключалась в том, что родителей либо лечили, чаще всего от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, детей отправляли в детские дома и интернаты, где  упор делают на обеспечение жизненно-важных потребностей и обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из семей  группы риска из-за неблагоприятных  условий воспитания или отсутствия такового, входят во взрослую жизнь  совершенно не подготовленными, не могут адаптироваться к группе сверстников и испытывают трудности в общении. Работа с детьми из семей группы риска должна носить комплексный характер, учитывая психологические особенности детей. Современная семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой семья и дети стали заложниками экономических и политических преобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров. Семье не хватает средств для развития ребенка: на книги, зрелищные мероприятия, экскурсии. Это затронуло многие благополучные и относительно благополучные семьи. Что же тогда остается детям из неблагополучных семей, семей с родителями, злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими средствами? Количество таких родителей возросло, не все смогли пережить трудности. Влияние семьи на ребенка исключительно. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитывались в безопасном, предсказуемом окружении. Длительное стрессовое состояние родителей не может обеспечить безопасность, каждодневный уход за ребенком. Поэтому необходимо проводить с такими детьми социальную реабилитацию, направленную на социализацию личности ребенка, адаптации его в общеобразовательных учреждениях. Работа должна вестись по восстановлению утраченных социальных функций и связей, пополнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем. В трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до 3 лет). С увеличением числа различного рода социально-неблагополучных семей возрастает количество беспризорных детей. По данным МВД России на учете в органах милиции находится около 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных семей, систематически злоупотребляют спиртными напитками. Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством, также усиливается тенденция жестокого обращения с детьми. В учреждениях системы социальной работы имеются специальные образовательно-воспитательные потребности, необходимо специализированная социально-педагогическая помощь в работе с социально-дезадаптированными детьми и подростками, многодетными и неполными семьями, лицами социально-негативного поведения, с людьми, больными алкоголизмом, употребляющими наркотические вещества, жертвами насилия и лицами, склонными к суицидальности.

 

Социальный педагог семье  необходим, так как современная  школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности  в воспитании ребенка.

 

Задача социального педагога в работе с семьями риска –  это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

 

Исходя из результатов  криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи:

 

социально-экономические  факторы (низкий материальный уровень  жизни семьи, плохие жилищные условия);

 

медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические  заболевания родителей и отягощенная  наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери» антисанитария и пренебрежение  санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи  и особенно матери);

 

социально-демографические  факторы (неполная либо многодетная  семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и  сводными детьми);

 

социально-психологические  факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями  супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и  их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

 

криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

 

 Наличие того или  иного фактора социального риска  не означает обязательного возникновения  социальных отклонений в поведении  детей, оно лишь указывает на  большую степень вероятности  этих отклонений. При этом одни  факторы социального риска проявляют  свое негативное влияние довольно  стабильно и постоянно, другие  с течением времени либо усиливают,  либо ослабляют свое влияние.

 

 

2.2 Технология работы социального  педагога с семьями группы  риска в микрорайоне

 

 

Социальный педагог –  ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Единство и преемственность воспитательных воздействий в различных сферах жизнедеятельности человека – как  учебно-производственной, так и вне  её, в сфере семьи, быта, свободного времени – важнейший принцип  педагогики.

 

Усиление внимания в современных  условиях вопросам воспитания людей  в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного  и общественного воспитания; возрастание  социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах  гармоничного развития личности.

 

В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в  жилом массиве, в микрорайоне, в  доме располагает дополнительными  резервами в совершенствовании  педагогического и общественного  воздействия на семью и её ближайшее  окружение, влияния на процесс семейного воспитания. Являясь своеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогических коллективов и широкой общественности с семьёй, местожительство становится тем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать во внешкольном воспитании различные социальные институты.

 

В современных условиях начинает складываться система совместной деятельности социальных служб и школы по единому  плану воспитательной работы и защиты детства. Это так называемые социально-педагогические комплексы. Комплексы создаются с целью объединить различные организации микрорайона, в которых наряду с общим образованием учащиеся получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы включают общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы, станции юных техников и другие детские творческие организации и объединения, а также РЭУ, ДЭЗы, воинские части и отделения милиции. Финансирование комплексов осуществляется за счет бюджета и спонсорства.

 

Главным в этом единении является ребенок, его личность, его настоящее  и будущее – среди сверстников, в семье, в обществе. Поэтому одной  из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические  или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Конкретное содержание социально-педагогической работы с  семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями  данной семейной ситуации. Однако в  целом технология работы социального  педагога с неблагополучной семьей имею много общего.

 

Технология работы социального  педагога с неблагополучными семьями  включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

 

Профилактический уровень. Профилактика – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации  общедоступной медико-психологической  и социально-педагогической поддержки  семьи.

 

На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

 

Один из путей к улучшению  состояния – разработка таких  специальных программ педагогического  образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей  и родителей.

 

Например, при работе с  семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи  пагубные последствия физических наказаний  детей и разъяснить гуманистические  методы воспитания.

 

Опросы показывают, что  практически все родители, применяющие  физическое наказание, испытывают трудности  в воспитании ребенка, а к 87% из них  в детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяют  физическое наказание как средство воспитания, но желание применить  его у них присутствует.

 

Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения  и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.

 

Организация педагогического  просвещения родителей этой категории  направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто  не осознают последствий, к которым  может привести физическое наказание  ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов  для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить  расшифровывать исходящую от детей  информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие  методы воспитания.

 

В программе налаживания  гуманных взаимоотношений детей  и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей  и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости  от тех факторов, которые могут  вызвать их жестокое обращение с  ребенком.

 

Педагогическое просвещение  родителей может осуществляться также через создание групп поддержки  и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах  семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению  родителей и организации для  них краткого отдыха. Для детей  на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство.

 

При составлении программы  педагогического образования родителей  необходимо учитывать, что большинство  из них не имеют специального педагогического  образования. Кроме того, программа  должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике.

 

Таким образом, данная программа  должна быть направлена на: творческое усвоение педагогических знаний, с  тем, чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению  эффективности воспитания детей; формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать  наиболее эффективные решения в  соответствии с педагогическими  закономерностями, принципами воспитания; взаимное обогащение опытом детско-родительских отношений.

 

Педагогическое просвещение  включает деятельность информационного  и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых  этапов развития ребенка, возрастных психологических  факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических  ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению.

 

Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного  воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью  которых можно воспитывать в  детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например, вовлекать ребенка в  процесс принятия решений, избегать пустых угроз и т.д.

 

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного  выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное  или слишком официальное отношение  при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно  воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

 

Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно  подготовиться к встрече. Собрать  как можно больше информации о  семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы.

 

Диагностический уровень. Здесь  возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организации  консультации психолога; при недобровольном обращении – сбор достоверной  информации о семье, организация  встречи с ней, обеспечение обратной связи.

 

Обязательными этапами диагностики  являются:

 

сбор информации;

 

анализ информации;

 

постановка социального  диагноза.

 

Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими  людьми. Диагностика служит отправной  точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

 

Проведение диагностики  предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важных из них.

 

Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность  может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом  факте социальный педагог видит  подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов  наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные  выводы о семье, и социальный педагог  останавливает диагностическое  исследование) эффекту; множественность  источников информации; достоверность  информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне