Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:12, курсовая работа
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви, уважении и т.п.
Введение
1. Профессиональный портрет социального педагога
1.1 Цели деятельности социального педагога
1.2 Функции и социальные роли социального педагога
2. Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
2.1 Причины попадания семей в группу риска
2.2 Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
3. Вариант механизма работы с семьями группы риска
Заключение
Список использованной литературы
Возглавлять общественные инициативы движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.
2. Особенности работы
2.1 Причины попадания семьи в группу риска
Семья является одной из важных
сфер и одним из главных объектов
социальной работы. Семья представляет
собой сложное социальное, комплексное,
многофункциональное понятие, формы
жизнедеятельности людей, обусловленные
существующими общественно-
Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
Задача социального педагога в работе с семьями риска – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи:
социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
медико-санитарные факторы (экологически
неблагоприятные условия, хронические
заболевания родителей и
социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Наличие того или
иного фактора социального
2.2 Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
Социальный педагог –
ключевая фигура в микрорайоне, призванная
объединить усилия семьи, школы, общественности,
для оказания помощи ребёнку. Единство
и преемственность
Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания людей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.
В силу территориальной близости
к семье воспитательная работа в
жилом массиве, в микрорайоне, в
доме располагает дополнительными
резервами в совершенствовании
педагогического и
В современных условиях начинает складываться система совместной деятельности социальных служб и школы по единому плану воспитательной работы и защиты детства. Это так называемые социально-педагогические комплексы. Комплексы создаются с целью объединить различные организации микрорайона, в которых наряду с общим образованием учащиеся получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы включают общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы, станции юных техников и другие детские творческие организации и объединения, а также РЭУ, ДЭЗы, воинские части и отделения милиции. Финансирование комплексов осуществляется за счет бюджета и спонсорства.
Главным в этом единении является
ребенок, его личность, его настоящее
и будущее – среди сверстников,
в семье, в обществе. Поэтому одной
из обязательных составляющих работы
социального педагога с детьми, имеющими
какие-либо социальные, психологические
или педагогические проблемы, является
работа с их семьями. Конкретное содержание
социально-педагогической работы с
семьей в каждом отдельном случае
обусловлено типом ее неблагополучия,
а также индивидуальными
Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.
Профилактический уровень.
Профилактика – это комплекс превентивных
мер, проводимых путем организации
общедоступной медико-
На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.
Один из путей к улучшению
состояния – разработка таких
специальных программ педагогического
образования и просвещения
Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.
Опросы показывают, что
практически все родители, применяющие
физическое наказание, испытывают трудности
в воспитании ребенка, а к 87% из них
в детстве применялись
Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.
Организация педагогического
просвещения родителей этой категории
направлена на то, чтобы они поняли
разницу между допустимым и недопустимым
поведением, поскольку родители часто
не осознают последствий, к которым
может привести физическое наказание
ребенка. Это осознание влечет за
собой и выбор адекватных приемов
для разрешения возникающих трудностей.
Родителей можно и нужно
В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком.
Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство.
При составлении программы
педагогического образования
Таким образом, данная программа должна быть направлена на: творческое усвоение педагогических знаний, с тем, чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей; формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания; взаимное обогащение опытом детско-родительских отношений.
Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению.
Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитывать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например, вовлекать ребенка в процесс принятия решений, избегать пустых угроз и т.д.
Эффективность профилактической
деятельности социального педагога
напрямую зависит от правильного
выбора способа общения с семьей.
Недопустимы небрежное, снисходительное
или слишком официальное
Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы.
Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организации консультации психолога; при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются:
сбор информации;
анализ информации;
постановка социального диагноза.
Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важных из них.
Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту; множественность источников информации; достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне