Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:12, курсовая работа
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви, уважении и т.п.
Введение
1. Профессиональный портрет социального педагога
1.1 Цели деятельности социального педагога
1.2 Функции и социальные роли социального педагога
2. Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
2.1 Причины попадания семей в группу риска
2.2 Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
3. Вариант механизма работы с семьями группы риска
Заключение
Список использованной литературы
Этнические принципы: конфиденциальность;
степень открытости – право клиента;
невмешательство в частную
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояния психики клиента);
беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
анкета (письменный опрос);
тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Широко используются в диагностике:
Шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на который ион должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнить только с показателями этой же семье в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;
карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени – настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнуты), оказывает успокаивающие действие;
проективные методики – разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);
ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;
экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;
анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов – важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;
метод социальных биографий – сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.
В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.
Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи:
Знакомство, оценка проблемы;
Планирование работы;
Выполнение намеченных действий;
Подведение результатов.
Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.
Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.
Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного.
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:
Консультирование – процесс взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходя которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.
Методы, приемы консультирования:
Беседа;
Включенное наблюдение;
Убеждение;
Одобрение или осуждение – находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
Прием активного слушания;
Прием парафразирования, проверка правильности высказаний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится – на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение;
Использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
Прием конфротации. Конфротация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;
Метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства обращения.
Этапы телефонного консультирования:
приветствие, знакомство;
принятие – профессионал показывает, что он готов принять информацию («Внимательно слушаю», «Хорошо, что позвонили» и т.п.);
предложение своей помощи;
исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;
выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;
поиск согласия;
подведение итогов, совместный план действий;
расставание, выражение благодарности за звонок.
Метод «письмо-обращение». Средство обращение через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.
Цели письма обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо – поздравление, поддержка клиента.
Социальный патронаж. Патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др.
Патронажи могут быть единичными и регулятивными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.
Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.
Технология патронажа:
Предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;
Оповещение клиента о времени визита;
Представление себя (нагрудный знак, визитка);
Обеспечение личной безопасности;
Представление и сообщение о цели визита;
Время посещения – 20–30 минут;
Подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа – это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.
Методы групповой реабилитации:
Беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);
Лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель – повышения уровня информированности клиента);
Диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);
Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);
Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.
Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.
Общинный уровень
Локализация общественной работы
обычно происходит в микрорайоне, в
дворовом клубе. Возможно привлечение
общественности, волонтерского движения
к решению не только хозяйственных
и экономических, но и воспитательных,
развивающих, социокультурных задач
в рамках помощи семье. Такая помощь
может понадобиться для воздействия
на трудные семьи, где, как достоверно
известно, плохо обращаются с детьми.
В таких случаях привлечение
общественного мнения, осуждение
и контроль со стороны соседей
становятся необходимы, особенно если
ресурс самих родителей оказывается
недостаточным для решения
Вариант механизма работы с семьями группы риска
Этап 1. Работа с микрорайоном
Выявление социальной ситуации в районе. Постановка проблемы.
Составление карты «социального риска» района включает в себя сбор информации о семьях.
Например:
Карта социального риска
Выявлено _____ семей, оказавшихся в социально опасном положении
Проблемы семьи Количество семей
алкоголизм
безработица
насилие
дети с проблемами
мигранты, беженцы
явные конфликты в семье
Этап 2. Комплексная диагностика семьи
1. Выявление готовности
семьи к вмешательству извне
и в соответствии с ней форм
и методов реабилитационной
Дифференциация семей
проводится по степени
Психологическая готовность выжидание зависимость категорическое неверие
модель разрешения проблем
методы, направленные на непосредственное решение проблемы:
– материальная и вещевая помощь;
– трудоустройство;
– содействие в организации отдыха и оздоровления детей;
метод поиска ресурсов – членам семьи предлагается определить жизненные перспективы семьи после решения проблемы. При этом первоначально не предлагая никакой помощи
методика присоединения \ отражения – включает «контракт в тамбуре» (по Шведской технологии) – тесный обмен информацией между семьей (что изменилось – причины, темп) специалистами (формы и виды помощи)
Работа с мотивацией редко фиксируется в документах, однако специалист, имеющий немалый опыт работы, может быть серьезно разочарован, столкнувшись с непринятием семьи, с тем, что приходится принуждать людей принять эту помощь.
При работе с мотивацией важно не торопиться с выбором форм и методов работы, ускоренным оказанием помощи, которая может скорее снизить мотивацию, чем способствовать ее укреплению. Поэтому положительный опыт утверждает то, что любой человек свободнее чувствует себя в непринужденной беседе со специалистом, в свободном общении. Тогда клиент из любой категории населения считает, что «сам контролирует ситуацию» и никто не будет на него оказывать давления против его воли. Наличие такого типа контроля как правило, очень важно для людей, имеющих негативный жизненный опыт и опыт общения со специалистами социальных служб. Кроме того, необходимо брать во внимание данные исследований, которые подтверждают что женщины являются более мотивированными клиентами, поэтому в работе с семьей, акцент необходимо делать на матерей, имеющих детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста.
Если члены семьи не настроены активно помогать специалистам, то в практике социальной работы определено 5 уровней работы:
1. Низший уровень –
просто встреча, общение,
2. Контракт об информации – означает обмен информацией, например, информацией о развитии проблемной ситуации в семье. Члены семьи могут рассказать как изменилась обстановка, а специалисты объяснить последствия и предложить помощь.
3. Исследование – мы
заключаем контракт об
Информация о работе Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне