Особенности работы учителя начальных классов по форме мотивов учения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретически изучить особенности формирования мотивов учения у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
на основе анализа психолого-педагогической литературы дать определение понятию «мотив»;
определить виды мотивов;
выявить особенности мотивов младших школьников;
определить формы и методы работы учителя направленные на формирование мотивов учения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 1. КАТЕГОРИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
1.1 .Анализ понятия «мотив» в психолого-педагогической литературе……….
1.2. Виды мотивов…………………………………………………………………
Выводы к первому разделу………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1.Особенности мотивов учения младших школьников………………………..
2.2.Формы и методы работы по формированию мотивов учения младших школьников…………………………………………………………………………
Выводы ко второму разделу ………………………………………………………
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая-формирование мотивов учения младших школьников (2)(1).doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

РАЗДЕЛ 1. КАТЕГОРИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

1.1 .Анализ понятия  «мотив» в психолого-педагогической  литературе……….

1.2. Виды мотивов…………………………………………………………………

Выводы к первому  разделу………………………………………………………..

РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННОСТИ  РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  ПО ФОРМЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ.

2.1.Особенности мотивов  учения младших школьников………………………..

2.2.Формы и методы  работы по формированию мотивов  учения младших школьников…………………………………………………………………………

Выводы ко второму  разделу ………………………………………………………

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. На современном этапе общественного развития важным направлением государственной политики в области образования становится обращение к гуманистическим ценностям. Именно поэтому ведущими задачами современной практики школьного обучения, провозглашенными в Национальной доктрине развития образования Украины в XXI в., является воспитание всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности ребенка, создание условий для реализации и самореализации его природных способностей и возможностей. В Государственном стандарте начального образования предусмотрено развитие у школьников активного познавательного отношения к действительности, создание условий для осознания себя субъектом учения, формирование желания и умения учиться. Совершенствование учебно-воспитательного процесса касается прежде мотивационного компонента учения школьников.

Исследование психологических  аспектов возникновения, развития и  формирования положительных мотивов  учения является одной из важных задач  современной психолого-педагогической науки. В данном контексте особое значение приобретает изучение содержательных и динамических  особенностей мотивационной сферы ребенка младшего школьного возраста.   На этом этапе онтогенеза образуется структура мотивов учения, происходит их взаимное подчинение, определяются ведущие, доминирующие побуждения учебной деятельности. Знание закономерностей становления и функционирования мотивов учения позволяет создать оптимальную систему психолого-педагогических воздействий, способствующих формированию адекватных данной деятельности мотивов и предотвращают  «мотивационного вакуума» в конце младшего школьного возраста.         

Теоретические и экспериментальные  исследования проблемы мотивов и  мотивации проводились отечественными и зарубежными учеными в следующих  аспектах: мотивация как сложная  система детерминации поведения и деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.А.Семиченко, П.М. Якобсон, Ж.Нюттен, Х.Хекхаузен и др..) в онтогенетическом аспекте (В.Г.Асеев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.Н.Менчинська и др..) мотивация как стержневая характеристика личности (В.Г.Асеев, Л.И.Божович, В.И.Ковальов, Г.С.Костюк, В.С.Мерлин и др..) мотив как регулятор различных видов деятельности, в частности учения ( М.И.Алексеева, Ш.А.Амонашвили, М.Т.Дригус, А.К.Дусавицький, Н.П.Зубалий, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, Н.В.Пророк, О. В.Скрипченко, Н.О.Юдина и др.).

Актуальность обозначенной проблемы обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование мотивов  учения у младших школьников».

Цель курсовой работы: теоретически изучить особенности формирования мотивов учения у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. на основе анализа психолого-педагогической литературы дать определение понятию «мотив»;
  2. определить виды мотивов;
  3. выявить особенности мотивов младших школьников;
  4. определить формы и методы работы учителя направленные на формирование мотивов учения детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: анализ научной литературы; изучение педагогического опыта; классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов к ним, общих выводов, списка использованной литературы  и приложений.

 

РАЗДЕЛ 1. КАТЕГОРИЯ МОТИВОВ  УЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1Анализ понятия «мотив» в психолого-педагогической литературе

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные  стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию  и направленность поведения, а регуляция  отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Данные психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение , внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.(с.452,Немов Р.С Психология)

 Термин «мотивация»  представляет более широкое понятие,  чем термин «мотив». Слово «мотивация»  используется в современной психологии  в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. (с463,Немов Р.С.Психология)

 Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

 Мотив в психологии – побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности.(Большая советская энциклопедия) .

 Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности). (с465,Немов Психология).

 Под мотивом выступает раздражитель, который побуждает деятельность по устранению потребности. Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса : потребность + мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и в не субъекта (мотив.).(с 30 ,Зоткин,Серебрякова)

 Потребности есть  у всех живых существ, и этим  живая природа отличается от  неживой. Другим ее отличием, также  связанным с потребностями, является  избирательность реагирования живого  именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. (с 466 Немов Психология)

  Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

 Основные характеристики  человеческих потребностей –  сила, периодичность возникновения  и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена . (с 468 Немов психология)

 Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни , и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно- побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.(с.469Немов Психология)

  Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся .(Якобсон с.58)

  Мотивация связана с пониманием того, каким образом диспозиции предрасположенности приводят к действиям посредством влияния трех взаимодействующих процессов - биологического, когнитивного и процесса научения. Эти процессы являются компонентами мотивации.(Холличер с.39)

  К. Обуховский заменил слово «процесс» словом «формулировка», считая, что мотив – это формулировка цели и средств. Он намеренно сужает понятие «мотив», не включая в него побудительные факторы, связанные с состоянием напряжения как следствием потребности; за мотивом оставляется только содержательная сторона (мотив как довод, аргумент, который может быть приведен и другим человеком, поэтому автор пишет, что мотив можно внушить). К. Обуховский рассматривает мотив как фактор, который дает возможность человеку сформулировать решение о начале деятельности. «Если человек не сформулировал мотива совершенного или совершаемого действия, это практически означает только то, что он не имел мотива действия и, следовательно, действие его было немотивированным», – пишет он. Таким образом, формулировка помогает человеку уяснить цель действия и дает возможность принять решение о начале действия. (Ильин Мотивация и мотивы,с.)

Так Ильин пишет , что они помогают понять, почему человек в данный момент и в данной ситуации выбирает тот, а не иной мотив поведения, но не объясняет, почему возникает сам процесс выбора, почему человек прилагает усилия, чтобы выполнить зачастую кропотливое и требующее нервного напряжения исключение мотивов (т. е. тех или иных аргументов, доводов). С его точки зрения, это объяснение дают потребности, которые в состав мотива им не включаются. Однако вольно или невольно этот психолог сам пришел к выводу, что без включения в рассмотрение потребностей понять причины поведения и действий человека невозможно и что формулировка цели и средств ее достижения не может полностью объяснить сознательную активность человека, т. е. такую активность, которая направлена на достижение заранее запрограммированного результата.

Сходную с К. Обуховским позицию во взгляде на мотив занимает и П. И. Иванов (1967). Мотивами действий он называет все то, чем определяется степень приемлемости целей и путей, ведущих к достижению этих целей. Мотив – это ответ на вопрос, – почему человек ставит перед собой эту цель, а не другую, действует так, а не иначе.(Ильин Мотивация и мотивы с.____)

Заключение 3-4 предложения

1.2. Виды мотивов  учения

 

Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. Вообще же общепризнано, что  единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Но психологи и педагоги разработали и выдвинули свои классификации. Рассмотрим наиболее известные среди них:

Мак-Дауголл  выступал против как чисто описательной психологии сознания, так и «механистического» объяснения поведения .Мотивация в теориях черт: мотивы теоретиками ассоцианизма и рефлексологии. Для него любое поведение «целенаправленно, ориентировано на достижение намеченного будущего целевого состояния». О направленности говорят семь признаков: спонтанность движении я ;продолжительность и настойчивость движения вне зависимости от того, действует раздражитель или нет ;смена хода целенаправленных движений ;успокоение после достижения желаемого изменения внешней среды ;приготовление к новой ситуации, к которой ведет совершающееся действие ;некоторое повышение эффективности поведения при повторении его в схожих условиях ;целостность реактивного поведения организма. Эти признаки целенаправленности поведения Мак-Дауголл объясняет с помощью инстинктов. Мак-Дауголл составил первоначальный перечень следующих 12 инстинктов, хотя пяти последним он не смог поставить в соответствие какую-либо определенную эмоцию (приводятся в скобках): 1) бегство (страх); 2) неприятие (отвращение); 3) любознательность (удивление); 4) агрессивность (гнев); 5) самоуничижение (смущение); 6) самоутверждение (воодушевление); 7) родительский инстинкт (нежность); 8) инстинкт продолжения рода (–); 9) пищевой инстинкт (–); 10) стадный инстинкт (–); 11) инстинкт приобретательства (–); 12) инстинкт созидания().(Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен)

Информация о работе Особенности работы учителя начальных классов по форме мотивов учения младших школьников