Особенности работы учителя начальных классов по форме мотивов учения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретически изучить особенности формирования мотивов учения у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
на основе анализа психолого-педагогической литературы дать определение понятию «мотив»;
определить виды мотивов;
выявить особенности мотивов младших школьников;
определить формы и методы работы учителя направленные на формирование мотивов учения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 1. КАТЕГОРИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
1.1 .Анализ понятия «мотив» в психолого-педагогической литературе……….
1.2. Виды мотивов…………………………………………………………………
Выводы к первому разделу………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1.Особенности мотивов учения младших школьников………………………..
2.2.Формы и методы работы по формированию мотивов учения младших школьников…………………………………………………………………………
Выводы ко второму разделу ………………………………………………………
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая-формирование мотивов учения младших школьников (2)(1).doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. С этой целью учителя, например, работающие под руководством М.В. Матюхиной, при введении новой темы составляют вместе с детьми специальную таблицу, где четко представлен состав предметных знаний и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся. В таблице предусмотрена специальная графа, где дети сами отмечают, что они уже знают, чего еще не знают, в чем сомневаются. Естественно, что вначале дети еще не могут адекватно оценить себя, но постепенно привыкают это делать. Результатом систематической работы такого рода является не только повышение побудительной цели поставленных целей, но и формирование умения оценивать свои успехи, видеть конкретные недоработки.

Мы рассмотрели пути, которые  предназначены для всего класса. Но каждый ученик имеет свои особенности, в том числе –и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. К сожалению, это пока невозможно. Вместе тем, в любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Прежде чем рассмотреть особенности работы с такими учениками, обратимся к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях:

1. Отрицательное отношение  к учителю. Преобладают мотивы  избегания неприятностей, наказания.  Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.

2. Нейтральное отношение  к учению. Неустойчивый интерес  к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.

3. Положительное, но  аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение  к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

5. Активное, творческое  отношение к учению. Мотивы самообразования,  их самостоятельность Осознание  соотношения своих мотивов и  целей.

6. Личностное, ответственное,  активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной деятельности большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательная мотивация, то задача учителя – обнаружить ее и найти способы коррекции.

Третий метод - создание ситуации выбора. Например, учитель  предлагает ученику вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет  в соседний детский сад. При этом добавляет, что пакет можно отнести и после уроков. Использует также и такой прием: предлагают школьнику составить такое расписание на неделю, которое больше всего его устраивает.

            После того, как учитель будет  иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого.

             Прежде чем говорить о них,  отметим, что учитель должен  обеспечить гуманные, доброжелательные  отношения с учеником. Полученные данные об ученике не должны быть предметом обсуждения в классе. Ученику нельзя ставить в упрек его низкий уровень учебной мотивации. Надо установить причины такого положения вещей. Довольно часто причиной является неумение учиться. Это, в свою очередь, приводит школьника к плохому пониманию изучаемого материала, слабым успехам, неудовлетворенности результатом и в итоге к низкой самооценке.

              Психологические исследования учебной  деятельности А.Г.Асмолова, В.П.Зинченко, В.В.Давыдова и других учёных показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности и её содержательная мотивация, нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть не только предметными знаниями, но и целым рядом универсальных учебных действий:

- регулятивными (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

- познавательными (общеучебные, логические, постановку и решение проблемы);

- коммуникативными (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи) [8, c. 28-31].

           Изучение каждого самостоятельного  раздела или темы программы  должно состоять из трёх этапов:

1. Мотивационный:

 а) вызывание, возбуждение исходной мотивации

Цель: привлечение внимания к учебному материалу.

 Приёмы: создание проблемных  ситуаций в начале урока; привлечение  занимательного материала; применение  наглядных и технических средств обучения; драматизация; использование неожиданной, неизвестной и противоречивой информации; эмоциональная насыщенность учебного содержания; создание эмоциональных ситуаций, использование техник эмоциональной разрядки, соревновательных и игровых моментов.

б) формулировка и принятие учебной задачи

Цель: стимулирование учащихся на постановку учебной цели.

 Приёмы: разъяснение  учащимся целей предстоящей деятельности; разработка совместно с ними  плана предстоящих действий, плана  урока; постановка целей на отдельных этапах урока; определение целей разрешения проблемных ситуаций.

2. Операционно-познавательный:

 а) самоконтроль  и самооценка возможности предстоящей  деятельностиЦель: выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности.

Приёмы: раскрытие значимости данной темы (раздела); создание ясной перспективы работы.

 б) подкрепление, усиление  возникшей мотивации

Цель: сообщение информации о предмете знания.

            Приёмы: рассмотрение столкновения  различных мнений; показ новизны  фактов, достижений современной науки; эффект познавательного спора, интеллектуального конфликта во время усвоения учебного материала; сравнение различных точек зрения на обсуждаемый вопрос; эффект удивления школьников занимательными фактами, опытами; столкновение житейских и научных представлений; эффект неожиданности описываемых явлений; подводящий диалог.

3. Рефлексивно-оценочный:

 а) создание положительной  мотивационной перспективы

Цель: стимулирование положительной  самооценки продвижений в учебной  деятельности, создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности.

            Приёмы: создание ситуации успеха; указание учащимся на удачные, рациональные моменты их деятельности; организация ситуаций коллективной мыслительной деятельности; оценочные, подбадривающие обращения учителя, поддержание начинаний, инициативы школьников; самооценка, рефлексия , приём открытого конца урока.

             Как видим, каждый из этих этапов «работает» на развитие, в том числе, и мотивации учения школьников [26, c. 50-51].

            Итак, положительную, устойчивую мотивацию к учебной деятельности учащихся начальной школы можно сформировать и развивать при соблюдении в учебном процессе следующих педагогических условий:

- учебная деятельность  школьников организуется по этапам: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивный;

- подача содержания  учебного материала осуществляется  через постановку проблемных  ситуаций;

- учитель на уроках  использует различные группы  методов мотивации: эмоциональные,  познавательные, волевые, социальные.

       Вывод: Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

 

 

ВЫВОДЫ

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанные с удовлетворением определённой потребности.

 Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

  Успешность в обучении зависит не только и не столько от интеллектуальных способностей, сколько от силы и структуры мотивации, причём высокая позитивная мотивация может восполнять, по утверждению учёных, недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений, навыков, играя роль компенсаторного фактора.

 Не все мотивы, влияющие  на учебную деятельность школьников, имеют выраженную побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными.

В основе мотивации, связанной  с содержанием и процессом  учений, лежит познавательная потребность. Причём познавательная потребность развивается неодинаково у разных детей: у одних она носит "теоретическое" направление, а у других она больше связана с практической активностью. 
Основными источниками учебной мотивации младших школьников являются следующие:

  • интерес к информации;
  • интерес к способу действия;
  • интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем;
  • потребность в самовыражении;
  • актуализация творческой позиции;
  • избегание наказания (физического или морального);
  • осознание значимости происходящего для себя и других.

          Положительную, устойчивую мотивацию к учебной деятельности учащихся начальной школы можно сформировать и развивать при соблюдении в учебном процессе следующих педагогических условий:

- учебная деятельность  школьников организуется по этапам: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивный;

- подача содержания  учебного материала осуществляется через постановку проблемных ситуаций;

- учитель на уроках  использует различные группы  методов мотивации: эмоциональные  , познавательные, волевые, социальные.

          В своей работе учитель должен использовать различные методы мотивации, которые можно разделить на 4 группы:

          Эмоциональные методы мотивации /I/: 1 – поощрение, 2 – порицание, 3 – учебно-познавательная игра, 4 – создание ярких наглядно-образных представлений, 5 – создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 – свободный выбор задания, 8 –удовлетворение желания быть значимой личностью.

         Познавательные методы мотивации /II/: 1 – опора на жизненный опыт, 2 – познавательный интерес, 3 – создание проблемной ситуации, 4 – побуждение к поиску альтернативных решений, 5 – выполнение творческих заданий, 6 – «мозговая атака», 7 – развивающая кооперация.

        Волевые методы мотивации /III/: 1 – предъявление учебных требований, 2 – информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 – познавательные затруднения, 5 – самооценка деятельности и коррекции, 6 – рефлексия поведения, 7 – прогнозирование будущей деятельности.

         Социальные методы мотивации /IV/: 1 – развитие желания быть полезным отечеству, 2 – побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 – поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересованности в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 – рецензирование


Информация о работе Особенности работы учителя начальных классов по форме мотивов учения младших школьников