Особенности работы учителя начальных классов по форме мотивов учения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретически изучить особенности формирования мотивов учения у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
на основе анализа психолого-педагогической литературы дать определение понятию «мотив»;
определить виды мотивов;
выявить особенности мотивов младших школьников;
определить формы и методы работы учителя направленные на формирование мотивов учения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 1. КАТЕГОРИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
1.1 .Анализ понятия «мотив» в психолого-педагогической литературе……….
1.2. Виды мотивов…………………………………………………………………
Выводы к первому разделу………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1.Особенности мотивов учения младших школьников………………………..
2.2.Формы и методы работы по формированию мотивов учения младших школьников…………………………………………………………………………
Выводы ко второму разделу ………………………………………………………
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая-формирование мотивов учения младших школьников (2)(1).doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

2) учебно-познавательные  мотивы, состоящие в ориентации  школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования,  состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие  у школьника так называемого  «мотива достижения», который состоит  в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:

1) широкие социальные  мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.

К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так  называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять  определенную позицию, место в  отношениях с окружающими, получить  их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с  широкой потребностью человека в  общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания  отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что они работают только на «положительном подкреплении»).

Иногда позиционный  мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним  из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».

Социальные мотивы, особенно широкие социальные мотивы долга, обеспечивают прочную основу коллективизма, ответственности за общее дело. Но можно представить себе и другой случай. У школьника сформированы социальные мотивы, но только в одном их выражении – в желании добиваться приоритета среди товарищей, стремиться к престижной профессиональной работе, связанной с материальным благополучием. Такие социальные мотивы также приводят к эгоистической направленности и ущербному развитию личности в целом.

Таким образом, не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а именно их качество определяет сущность личности школьника и ее направленность.

Обратимся к более  подробному рассмотрению того, насколько  различными по качеству могут быть и познавательные и социальные мотивы учения. Можно выделить две группы психологических характеристик  этих мотивов.

Первая группа мотивационных характеристик – их называют содержательными – прямо связана (как это следует из названия) с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. Вторая группа характеристик - их условно называют динамическими - характеризует не столько содержание, сколько форму, динамику выражения этих мотивов; эти особенности мотивов ближе стоят к психофизиологическим особенностям ребенка, особенностям его нервной системы. Каждый из названных выше познавательных и социальных мотивов имеет и содержательные и динамические характеристики.(Маркова Формирование мотивов учения младшего школьника)

Выводы к  первому разделу

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самым общим, основным является понятие мотива . Наиболее конкретное и доступное  для понимания определение понятия «мотив» , раскрывается в «Большой советской энциклопедии» : Мотив в психологии – побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности.

Существует  множество  классификаций видов мотивов, но  среди них нет единой  общепризнанной и удовлетворяющей всех. Различные психологи и педагоги  классифицировали виды мотивов по определенным  критериям ,которые они считали наиболее значимыми для группировки мотивов. Наиболее оптимальной и распространенной  является классификация видов мотивов по Марковой ,которая подразделила все мотивы на две большие группы : 1–познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; 2–социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями  школьника с другими людьми.

 

РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ.

2.1.Особенности  мотивов учения младших школьников

Начнем анализ с состояния  мотивации к моменту прихода  ребенка в школу. Объективно этот этап развития ребенка характеризуется тем, что он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Широко известно, что к концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи (Л. И. Божович, Л. С. Славина и др.) определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она состоит в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией[38].

Эта широкая потребность  образует так называемую субъективную готовность к школе. Наряду с этим существует и объективная готовность к школе – уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу.

Наблюдения показывают, что у современного ребенка семи лет уровень субъективной готовности к школе может несколько снижаться  из-за рассказов других детей о  трудностях в школе, а также из-за того, что стремление учиться в  некоторой мере удовлетворяется в детском саду. Наряду с этим уровень объективной готовности повышается в связи с общим ростом культуры, использованием радио, телевидения. Уровень осведомленности современных семилеток значительно выше, чем тридцать  –сорок лет назад. Таким образом, у современного ребенка уровень субъективной готовности несколько понижается, а уровень объективной готовности повышается, что уже усложняет дело дальнейшего формирования мотивации в начальной школе.

Выделим теперь положительные  и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста.

В качестве благоприятных  черт мотивации отмечается общее  положительное отношение ребенка  к школе, широта его интересов, любознательность.  Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Широта этих интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих игра ,особенно на героико-романтические сюжеты, на сюжеты из книг, кинофильмов. В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников.(39)

Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет  учителя и готовность выполнять  любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в  этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться, чтобы быть полезным Родине[40].

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:

1)недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

2)неустойчивы, т. е. ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);

3)малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

4)слабо обобщены, т. е. охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;

5)содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знания, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем – закономерности), а не на способы учебной деятельности; до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которое чревато неуспехом).

Все эти особенности  обуславливают поверхностный, в  ряде случаев недостаточный интерес  к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.

Если проследить общую  динамику мотивов учения от I к IV классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т. д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие  школьники от интереса к отдельным  фактам переходят к интересу к  закономерностям, принципам. В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг.

Социальные мотивы развиваются  от общего недифференцированного понимания  социальной значимости учения, с которым  ребенок приходит в I класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих отметок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и наивном их проявлении.

Такова качественная картина мотивов учения в младшем  школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное  отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Эту тенденцию к «мотивационному вакууму» на рубеже начальной и средней школы наблюдают учителя, ее фиксируют и специальные исследования. Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в I—II классах и заметно снижается в III-IV классах как городских, так и сельских школ[41]. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Как было установлено, ученики III-IV классов больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать упражнение с доски, учить наизусть правила и стихи, а любят, самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. Уже в этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.

В качестве причин снижения интереса к учению в начальной  школе В. А. Сухомлинский называл  злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях.

Некоторое общее снижение мотивации учения к концу начальной  школы не должно дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает лишь общее  положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Понимание социальной значимости учения теперь (во II—III классах) должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижения мотивации учения к концу начальной школы не наступает.

Как же обстоит дело с  процессами целеполагания в младшем  школьном возрасте? В дошкольном возрасте эта способность приобретает форму постановки ребенком в игре определенных целей и их реализации.

Достижения младшего школьного возраста в этом направлении  состоят в том, что здесь становятся произвольными многие психические  функции (намять, внимание), так как школьник овладевает средствами преднамеренного запоминания, сосредоточения внимания, организации своего поведения в целом, подчинения этого поведения требованиям учителя.

Информация о работе Особенности работы учителя начальных классов по форме мотивов учения младших школьников