Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:16, курсовая работа
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
Введение 3
Глава 1. Семья как главный агент семейной социализации
1.1. Сущность, структура и функции семьи 5
1.2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи 8
1.3. Исторические особенности семейной социализации
в России 8
1.4. Теории личности и социализации 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Изучение особенностей социализации в процессе взаимодействия
с семьей школьника
2.1. Анализ семьи в процессе практической работы 18
Выводы по второй главе 24
Заключение 25
Литература 28
Приложение 29
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
«Особенности семейной социализации»
Волгоград, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Семья как главный агент семейной социализации
1.1. Сущность, структура и функции семьи 5
1.2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи 8
1.3. Исторические
особенности семейной
в России
1.4. Теории личности и социализации 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Изучение особенностей социализации в процессе взаимодействия
с семьей школьника
2.1. Анализ семьи в процессе практической работы 18
Выводы по второй главе 24
Заключение 25
Литература 28
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.
Объект исследования: семья как важнейший агент социализации.
Предмет исследования: стиль семейного воспитания.
Целью написания данной работы является попытка рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования социально компетентной личности, выявить его проблемы и противоречия.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть семью как главного агента социализации, проследить эволюцию семейной социализации, а так же основные признаки семейной социализации и характер социализации.
2. Рассмотреть социально-компетентную личность как итог семейной социализации.
3. Провести социально-
Методы исследования. Решение поставленных задач обеспечивалось посредством бесед, опросов, социально-педагогического мониторинга и теоретического анализа, изучения документации ведущейся педагогами.
Методологической основой для написания работы послужили теории личности и социализации, принадлежащие западным выдающимся исследователям З. Фрейду, Ж. Пиаже, Д. Смелзеру, которые не утратили актуальности и сегодня, и позволяют рассматривать процесс семейной социализации и его результаты, как позитивные, так и негативные.
База и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в МОУ СОШ № 27 города Волгограда.
ГЛАВА 1. Семья как главный агент семейной социализации
В современной социологии семья понимается в двух значениях – как социальный институт и как малая социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. Что же такое семья? Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная (семейная социализация) и восстановительная.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
1. 2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно- и полигамию. Моногамная семья – такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.
Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.
Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла:
Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).
1. 3. Исторические особенности семейной социализации в России
В наше время с семьёй у нас неблагополучно. Внутри семьи возникают постоянные конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым». И это не для кого не секрет. В чем же причина этого? Есть мнение, что все это происходит из-за неправильного воспитания подрастающего поколения. Вот в прежние времена всё было понятно. Молодёжь повторяла путь, пройденный своими родителями. Воспитание шло по определённой системе. Родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется. Молодое поколение, фактически, воспитывает себя само. Ему предоставлена полная свобода выбора. У современной молодёжи совсем другие ценности, другие моральные установки. Раньше, увидев на улице панка или хиппи, родители показывали на него пальцем и говорили своим детям, что так делать нельзя. Сейчас же это совсем обычное дело. Хотя и до сих пор сохранились такие семьи, где воспитание идёт по системе «как меня, так и я», т.е. родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их самих. И, естественно, такие семьи преобладают, их гораздо больше.
С переходом к капиталистическому развитию страны проблема семейной социализации стала ещё более актуальной. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идет по новому пути.
В XX веке уменьшение воспитательной роли семьи обнаружилось в индустриальных, развитых странах в связи с кризисом семьи и семейного образа жизни в ходе определенных процессов:
Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с «модернизацией» индустриально развитых стран, привела к ряду негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи. Социальный порядок устранил ценностные опоры семейного родительства, погасив стремления семьи к обзаведению несколькими детьми.
Ускоренная урбанизация и