Особенности семейной социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Семья как главный агент семейной социализации
1.1. Сущность, структура и функции семьи 5
1.2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи 8
1.3. Исторические особенности семейной социализации
в России 8
1.4. Теории личности и социализации 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Изучение особенностей социализации в процессе взаимодействия
с семьей школьника
2.1. Анализ семьи в процессе практической работы 18
Выводы по второй главе 24
Заключение 25
Литература 28
Приложение 29

Файлы: 1 файл

Курсовая педагогика.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Для более точного и детального анализа семьи школьников мы выбрали  двух учеников, рассмотрели их личное дело, провели интервью, провели беседу с классным руководителем.

Целью данного анализа является исследование семьи как важнейшего агента социализации и выявления  каких-либо негативных факторов. Безусловно, такую работу должен выполнять специальный сотрудник школы, но как любой специализированный педагог, учитель обязан замечать и выявлять факторы, влияющие на развитие индивида, особенно когда дело касается семьи.

Цель социально-педагогического  мониторинга – создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Для этого и проводится социальная диагностика семей, составляется программа  помощи семье, и даже возможно назначаются  встречи с  родителями, где обсуждаются  вопросы воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному  назначению стремится по возможности  предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику  различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.


    

 

 

 

 

 

 

Одна из форм работы социального  педагога с семьей – социальный патронаж, представляющая собой диагностические, контрольные, адаптационно – реабилитационные цели, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с  семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать  семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.  Проведение патронажа требует соблюдения ряда  этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

    • диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
    • контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
    • адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Для написания данной работы проводилось анкетирование и индивидуальная беседа с учениками и их родителями; проводился диагностический патронаж.1 И так как мы не являемся квалифицированными специалистами в данной области, мы не предлагали какой-либо специальной социально-педагогической помощи.

После проведения опроса и заполнения анкеты (см. Приложение) мы пришли к  выводу, что оба ученика воспитываются в приличных семьях, и никаких серьезных неблагоприятных факторов, которые нарушали целостность личности, не обнаружилось.

У одного ученика неполная семья, воспитывается матерью и бабушкой, но при этом родитель обеспечивает своего ребенка, как и материально, так и духовно. Мальчик очень доволен своей семьей и гордится ею. Атмосфера в доме, по его словам, всегда спокойная, доброжелательная и уютная. Никаких ссор или ругани. У мамы имеется высшее образование и постоянная работа. Она всегда находит время, чтобы провести его с сыном (помогает с  домашним заданием, читает, смотрит фильмы, гуляют, ездят отдыхать на природу и т.д.) Также, по словам классного руководителя, мама мальчика участвует во всех школьных мероприятиях и посещает классные часы и собрания. За учеником не было замечено никакого девиантного поведения. Но так как в семье отсутствует роль отца (отец умер), мальчику не хватает мужского внимания или мужского образца в жизни. При этом ребенок уже сознательно понимает, что он – единственный мужчина в семье, и он несет ответственность за своих родных и близких, и что в скором времени он должен будет содержать свою семью.

Проживает  в двухкомнатной квартире, где у него своя комната, оборудованная всеми удобствами.

Немного другая ситуация состоит с  другой ученицей. У нее полная семья, а также имеется старшая сестра. Второй ребенок (то есть эта девочка) – поздний ребенок. У отца и  матери есть высшее образование; отец работает, мать – домохозяйка. Сестра является студенткой 4ого курса высшего учебного заведения. Проживает вдали от школы, и по возможности папа довозит ее на машине. Живут в трехкомнатной квартире; делят комнату с сестрой. Отношения в доме стабильные, ссор, скандалов не наблюдалось. Семья шумная, веселая, часто проводят время все вместе (совместный отдых, прогулки, просмотр фильмов, ездят на каток и т.д.) Из-за того, что девочка является вторым ребенком, родители закрывают глаза на неважную успеваемость. По сути, девочка немного капризная и  разбаловная. Особо серьезных наказаний из-за плохого поведения родители не назначают. Так как мама часто дома, у девочки не развито чувство ответственности и самостоятельности. Она привыкла, что все делают за нее.

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Итак, цель социально-педагогического мониторинга — обнаружение разрушающих факторов на личность ребенка, а также возможное создание в семье ощущение безопасности.

Педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода.

Изучив  исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально – педагогической помощи различным типам семей и, проанализировав алгоритм работы социального педагога, мы выделили следующие этапы работы социального педагога, реализуемые непосредственно через школу и представили в виде схемы


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

Учителю на протяжении всей своей учебной деятельности приходится сталкивается с разными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

   Поэтому и требуются знания об особенностях семейной социализации, а также нужен анализ семьи. Требуется повседневная защита ребенка, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

   Именно  в таких семьях у ребенка  наблюдается отклонения в поведении.  Когда в семье нет контактов,  когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, новое поколение, приходящее на смену  старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный  опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

Социализация  – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы  его группы таким образом, что  через формирование собственного «Я»  проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.

Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли

Это общество, построенное  на принципах добра и справедливости.

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла  индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей  и на желание обзавестись в  будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях - отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в «бремя». И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейного бремени между мужем и женой.

Процесс социализации достигает определенной степени  завершенности при достижении личностью  социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные  формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

 

 

Литература

  1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. М., 2003.
  2. Василькова Т.А., Василькова Ю.В.   Социальная педагогика: учебное пособие. – М.: «Академия», 1999. – 440с.;
  3. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43.
  4. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск, 2001.
  5. Мудрик А.В.   Социальная педагогика: учебное пособие– М.: «Академия», 2000. – 200с.;
  6. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003.
  7. Реан А.А. Семьи и дети группы риска. //Беспризорник. 2004. №3. С. 44-47.
  8. Социальная педагогика.  / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.
  9. Сеньчукова И.В., Малафеева А.И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2002.
  10. Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями в Англии: Пер. с англ. — М., 1993.
  11. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал, Л. Я. Олиференко и др. — М., 1993.
  12. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М., 1992.
  13. Титарснко В. Я. Семья и формирование личности. — М., 1987.
  14. Эйдсмиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 199

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Приложение 1

«Социальный паспорт  5 «Б» класса»

  1. Классный руководитель:   Кудрявцева Юлия Владимировна
  2. Общее количество учащихся (мальчиков, девочек):  26:

мальчиков – 13,

девочек – 13.

  1. Число многодетных семей (фамилии): - Сарафанников А., Гусейнов С.
  2. Число детей из многодетных семей:  - 3 человека.
  3. Число детей из неполных семей: а) вдовы, б) разведенные, г) матери-одиночки:

а) Толмачева А

б) Агеев Данил, Плужников Михаил, Чернецов Дмитрий, Терлянская Анастасия, Ефремова Мария, Климов Никита

          в) Число детей – инвалидов:  Нет.

г) Ефремова Мария

  1. Число детей, обучающихся на дому.  Нет.
  2. Число детей, находящихся под опекой - Нет.
  3. Число детей из семей «беженцев» (переселенцев).  - Нет.
  4. Число детей, родители которых участники локальных конфликтов –

Информация о работе Особенности семейной социализации