Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:16, курсовая работа
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
Введение 3
Глава 1. Семья как главный агент семейной социализации
1.1. Сущность, структура и функции семьи 5
1.2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи 8
1.3. Исторические особенности семейной социализации
в России 8
1.4. Теории личности и социализации 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Изучение особенностей социализации в процессе взаимодействия
с семьей школьника
2.1. Анализ семьи в процессе практической работы 18
Выводы по второй главе 24
Заключение 25
Литература 28
Приложение 29
Для более точного и детального анализа семьи школьников мы выбрали двух учеников, рассмотрели их личное дело, провели интервью, провели беседу с классным руководителем.
Целью данного анализа является исследование семьи как важнейшего агента социализации и выявления каких-либо негативных факторов. Безусловно, такую работу должен выполнять специальный сотрудник школы, но как любой специализированный педагог, учитель обязан замечать и выявлять факторы, влияющие на развитие индивида, особенно когда дело касается семьи.
Цель социально-
Для этого и проводится социальная диагностика семей, составляется программа помощи семье, и даже возможно назначаются встречи с родителями, где обсуждаются вопросы воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педаг
Одна из форм работы социального педагога с семьей – социальный патронаж, представляющая собой диагностические, контрольные, адаптационно – реабилитационные цели, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
Для написания данной работы проводилось анкетирование и индивидуальная беседа с учениками и их родителями; проводился диагностический патронаж.1 И так как мы не являемся квалифицированными специалистами в данной области, мы не предлагали какой-либо специальной социально-педагогической помощи.
После проведения опроса и заполнения анкеты (см. Приложение) мы пришли к выводу, что оба ученика воспитываются в приличных семьях, и никаких серьезных неблагоприятных факторов, которые нарушали целостность личности, не обнаружилось.
У одного ученика неполная семья, воспитывается матерью и бабушкой, но при этом родитель обеспечивает своего ребенка, как и материально, так и духовно. Мальчик очень доволен своей семьей и гордится ею. Атмосфера в доме, по его словам, всегда спокойная, доброжелательная и уютная. Никаких ссор или ругани. У мамы имеется высшее образование и постоянная работа. Она всегда находит время, чтобы провести его с сыном (помогает с домашним заданием, читает, смотрит фильмы, гуляют, ездят отдыхать на природу и т.д.) Также, по словам классного руководителя, мама мальчика участвует во всех школьных мероприятиях и посещает классные часы и собрания. За учеником не было замечено никакого девиантного поведения. Но так как в семье отсутствует роль отца (отец умер), мальчику не хватает мужского внимания или мужского образца в жизни. При этом ребенок уже сознательно понимает, что он – единственный мужчина в семье, и он несет ответственность за своих родных и близких, и что в скором времени он должен будет содержать свою семью.
Проживает в двухкомнатной квартире, где у него своя комната, оборудованная всеми удобствами.
Немного другая ситуация состоит с
другой ученицей. У нее полная семья,
а также имеется старшая
Выводы по второй главе
Итак, цель социально-педагогического мониторинга — обнаружение разрушающих факторов на личность ребенка, а также возможное создание в семье ощущение безопасности.
Педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода.
Изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально – педагогической помощи различным типам семей и, проанализировав алгоритм работы социального педагога, мы выделили следующие этапы работы социального педагога, реализуемые непосредственно через школу и представили в виде схемы
Учителю на протяжении всей своей учебной деятельности приходится сталкивается с разными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Поэтому и требуются знания об особенностях семейной социализации, а также нужен анализ семьи. Требуется повседневная защита ребенка, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно
в таких семьях у ребенка
наблюдается отклонения в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
новое поколение, приходящее на смену
старому, способно научиться социальным
ролям только в процессе социализации.
Семья – агент первичной
Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.
Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли
Это общество, построенное
на принципах добра и
Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе.
Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях - отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в «бремя». И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейного бремени между мужем и женой.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
«Социальный паспорт 5 «Б» класса»
мальчиков – 13,
девочек – 13.
а) Толмачева А
б) Агеев Данил, Плужников Михаил, Чернецов Дмитрий, Терлянская Анастасия, Ефремова Мария, Климов Никита
в) Число детей – инвалидов: Нет.
г) Ефремова Мария