Особенности семейной социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Семья как главный агент семейной социализации
1.1. Сущность, структура и функции семьи 5
1.2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи 8
1.3. Исторические особенности семейной социализации
в России 8
1.4. Теории личности и социализации 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Изучение особенностей социализации в процессе взаимодействия
с семьей школьника
2.1. Анализ семьи в процессе практической работы 18
Выводы по второй главе 24
Заключение 25
Литература 28
Приложение 29

Файлы: 1 файл

Курсовая педагогика.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Раскол семейного авторитета происходит также при разрушении семейного производства как арены совместной деятельности родителей и детей, как арены трудового воспитания и формирования семейных династий по профессиональной их ориентации. В семейном домопроизводстве никто не чувствует себя батраком, наемником, а семейный авторитет родителей укрепляется благодаря их профессиональному мастерству, передаваемому в процессе обучения. Отсутствие у семьи общесемейного дела лишает членов семьи чувства хозяина своей жизни, самоуважения и достоинства. Только родители, имеющие свободные профессии, занимающиеся творчеством в стенах дома, способны передать по наследству свои профессиональные знания, навыки – только немногие в условиях капиталистического наемничества способны создавать семейные династии артистов, художников, писателей, музыкантов. Эти немногочисленные исключения подтверждают огромное значение совместного общесемейного дела родителей и детей как ведущего фактора полноценной социализации потомства и поддержания высокой планки семейного авторитета.

Индустриализация и вовлечение женщин в систему государственного производства ведут к еще одной разновидности дробления семейного авторитета. Занятость женщин-матерей вне дома ставит матерей и отцов в положение конкурентов. Взамен взаимно дополняющих друг друга ролей матери и отца в системе семейного производства, взамен единства родительского авторитета и единства родительского влияния на детей и подростков, занятость женщин, понижающая уровень оплаты труда мужчин, привела к конкуренции мужей и жен на рынке труда. Подобная конфликтность не могла не сказаться и на семейных отношениях отцов и матерей, что и является причиной роста разводов. Общий семейный авторитет был раздроблен на два родительских авторитета, находящихся в противостоянии. Более того, произошло снижение авторитета отца, и усиление авторитета матери. Перекос семейного авторитета в сторону роли матери обусловлен также перевесом женских поколений над мужскими в первое послевоенное десятилетие. Распространение матерей-одиночек способствовало укреплению социального признания альтернативных семей с одним родителем, легитимности статуса матерей-одиночек.

Занятость родителей и детей  вне дома, ведущая к дефициту эмоционального контакта между ними, толкает детей  к поиску глубоко личных интимных отношений в неформальных группах сверстников, возникающих в рамках целевых формальных воспитательных учреждений и в территориальных объединениях по месту жительства. Разваливающийся семейный авторитет компенсируется при этом авторитетом группы равных и авторитетом ее лидера. И вскоре эти группировки приобретают самостоятельную ценность в глазах их участников, все более закрепляя их отчуждение от семьи.

Эти особенности присущи не только российской действительности, но и  многим западным. Единственное различие состоит в том, что на Западе этот процесс уже прошел, а мы лишь только находимся на уровне вхождения в капиталистическую стадию развития, и поэтому у нас еще все впереди.

1. 4. Теории личности  и социализации

При информационном воздействии семьи  индивид разделяет семейную картину  мира, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со стороны других. Семьи «традиционные» и «современные» различаются между собой не как носители нормативного или информационного влияния, а по соотношению их участия в процессе социализации. Ослабление сплоченности семьи уменьшает как силу ее нормативного воздействия, так и ее надежность и устойчивость как источника информации для индивида. Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атрибуты того, что «мы свои».

Нуклеарная семья является той изначальной социальной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки Я. Семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи и других родственников и лишь затем на социальное окружение и общество в целом. Для социолога и педагога в том числе важно знать, как именно в семье индивид (начиная с момента рождения) становится личностью.

Индивид рождается с генетически  заданным набором физиологических  потребностей. Но это рождение происходит в разных по социально-экономическим условиям семьях (семейных ситуациях). Поэтому, анализируя процесс социализации, следует выделять типические ситуации в семьях разного типа, различным образом воздействующие на удовлетворение тех или иных потребностей. Иными словами, надо знать, какие именно семейные ситуации по фазам семейного цикла и каким образом влияют на те или иные конкретные потребности социализируемого ребенка.

В разных теориях социализации подчеркиваются и разные аспекты семейной социализации, что, собственно, и отличает одну теорию от другой.

В психоанализе внимание фокусируется на инстинктивных влечениях и  на роли бессознательного. Семейные ситуации типологизируются по взаимоотношениям матери - сына, отца - дочери. Среди потребностей выделяется либидо (половое влечение). Изначальная социокультурная конфликтность ролей родителей и детей обнаруживается, в самых ранних детских возрастах. И если она не находит своего разрешения в семье, то активизирует влечения взрослого все его оставшуюся жизнь. Психоанализ интересен структурированием личности как взаимодействия противоречащих друг другу «сверх Я» и «Оно», достигающих уравновешивания в «Я».

В когнитивных теориях, акцентирующих  рациональность человеческого поведения, роль семьи обнаруживается в моральном  развитии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как когнитивную незрелость, как веру в то, что и другие определяют ситуации и события точно так же, как и ребенок, т.е. помещая его в центр Вселенной. Любовь и забота родителей, согласно этой точке зрения, укрепляют этот «реализм», когда мир искривляется под себя и когда оказывается невозможной подлинная кооперация с другими.

В теории Дж. Мида процесс формирования Я рассматривается как своего рода отход от центристской тенденции, как включение в свой мир других людей, как, с другой стороны, умение войти в их роль. Подражая родителям, ребенок учится входить в роль и выходить из нее, но, главное, он научается видеть себя со стороны. «Я-образ» - это представление о себе, увиденное глазами других. Чем значимее эти другие для ребенка, тем больше вероятность, что Я-образ будет формироваться под влиянием оценок этих

«значимых других».

Социализация в семье может  трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей – потребности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности. Вместе с тем указанная последовательность этих потребностей раскрывает их изначальную иерархию - прежде чем ломать голову над смыслом бытия и стремиться оберегать свое Я в общении с другими, надо быть хотя бы относительно сытым и одетым. В повседневности все взаимосвязано и та или иная направленность личности обнаруживается лишь как тенденция в массе повторяющихся ситуаций.

Среди потребностей социального уровня – в образовании, труде, творчестве – выделим и потребности в браке и семье. Важно выяснить их значимость для социального самосохранения личности, то, какую роль они играют для сохранения и повышения социального статуса индивида, а также для творческого самосовершенствования личности, для ее полноценной самореализации.

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется:

    • элементарная или первичная социализация;
    • нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;
    • концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.

Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

    • в качестве трудоспособного члена общества;
    • в связи с выходом на пенсию.

Семейная социализация ребенка  имеет решающее значение для становления  семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях - отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в «бремя». И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе

Вступая в общественную жизнь, ребенок  становится членом множества самых  различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных  коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, требования, правила, так как любая  организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами. Семья является наиважнейшим институтом социализации. В семье ребенок принимается безусловно, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства  к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Традиционная семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет она это весьма успешно, ибо ничто так не защищает личность, как устойчивый, стабильный институт семьи. Залогом этой стабильности является преемственность традиций, социальных ролей, обычаев, которые дают возможность личности выработать устойчивые адаптационные механизмы для жизни в социуме, даже в условиях ухудшения материального и социального положения.  

На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения жизненного опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т. п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

 

 

ГЛАВА 2. Изучение особенностей социализации в процессе  взаимодействия с семьей школьника

2. 1. Социально-педагогический  мониторинг семьи в процессе практической работы

Педагогическую практику в первом полугодии 2010-2011 уч.года мы проходили в МОУ СОШ № 27, которая расположена на территории пос. Спартановка Тракторозаводского района города Волгограда. Общее количество обучающихся составляет 833 человека. Образовательную программу школы реализует сильный педагогический коллектив, состоящий из 55 человек. Педагогический коллектив школы характеризуется уровнем профессиональной компетентности, достаточным для выполнения миссии школы, а при определенных условиях и для функционирования в режиме развития: пятеро из них имеют звание магистров, 53 – высшее образование, 2 – среднее специальное образование. 15 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 35 – первую, 2 – вторую. Также имеется школьный психолог, который работает по сменам.

Эта школа занимает  уважаемое  положение в Волгограде т. к неоднократно участвуя в смотре-конкурсе учебных кабинетов, это учебное заведение занимала первое место в районе по количеству победителей и призёров и по многим другим параметрам.

Выбранная  нами тема  курсовой очень интересная, ее можно обсуждать часами, потому что  семья и школа являются наиболее важными агентами социализации в процессе становления личности. Зная всю необходимую информацию о семье ученика, социальный педагог может выявить какие-либо нарушения в процессе становления личности, а также оказать определенную помощь и содействие. 

 На практике нам довелось проходить практику в 5 «Б» классе. Классным руководителем данного класса является Кудрявцева Юлия Владимировна. Стоит отметить, что Кудрявцева Ю.В. обладает огромным профессиональным самосознанием. Она – квалифицированный компетентный педагог,  который чутко и с душой относится к своим ученикам. Хотя и является классным руководителем 5 «Б» класса всего лишь один год.

В 5 «Б» классе обучается 26 человек: 13 мальчиков, 13 девочек. Состав по возрасту в основном одинаков:  1999 г.р. –24; 1998 г.р. – 2; Пять детей из неполных семей (родители разведены). Двое детей – из  многодетных семей. Неблагополучных семей нет. Родители учащихся по составу представители интеллигенции, рабочего класса. Большинство имеет высшее или среднее специальное образование. 5 «Б» класс сформирован на основе бывшего 4 «А» класса – 16 человек, 9  - учащиеся  4 «Г» класса.

При начальном анализе семей  школьниов, мы рассмотрели социальный паспорт всего класса (см. Приложение). Согласно социальному паспорту среди  семей школьников отсутствуют неблагополучные, асоциальные, группы-риска. Основная часть – это благополучные семьи, с довольно высоким социально-экономическим, социально-культурным и социально-психологическим уровнями.

Информация о работе Особенности семейной социализации