Особенности учебных интересов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

При современном уровне научного знания вся созидательная деятельность людей опирается на знание закономерностей тех явлений и процессов, которыми человек стремиться овладеть и управлять в соответствии с поставленными задачами. Чтобы систематически и целеустремленно формировать человека, необходимо знать законы этого формирования опираться на них в своей работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИНТЕРЕС В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
1.1 Включение ребенка в учебную деятельность – важное условие развития познавательной потребности
1.2 Общее понятие об интересе
1.3 Интересы и мотивация
1.4 Учебная мотивация
Глава 2. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ
2.1 Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на развитие интересов
2.2 Интерес как фактор формирования способностей
2.3 Взаимосвязь познавательной потребности с возрастом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 37.70 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

Особенности учебных  интересов младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ИНТЕРЕС В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

1.1 Включение ребенка  в учебную деятельность – важное  условие развития познавательной  потребности

1.2 Общее понятие  об интересе

1.3 Интересы и  мотивация

1.4 Учебная мотивация

Глава 2. ВЛИЯНИЕ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ

2.1 Роль диалога  в учебной деятельности и его  влияние на развитие интересов

2.2 Интерес как  фактор формирования способностей

2.3 Взаимосвязь познавательной  потребности с возрастом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

При современном  уровне научного знания вся созидательная  деятельность людей опирается на знание закономерностей тех явлений  и процессов, которыми человек стремиться овладеть и управлять в соответствии с поставленными задачами. Чтобы  систематически и целеустремленно  формировать человека, необходимо знать  законы этого формирования опираться  на них в своей работе.

Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психологического развития ребенка  в разные возрасты. Младший школьный возраст, как и все возрасты, открывается  критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при  переходе от дошкольного возраста к  школьному очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Ведущей деятельностью детей после семи лет становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает свое знакомство с миром природы и людей, с их, настоящей и прошлой жизнью. В учебной, строго регламентированной деятельности школьник узнает законы языка и чисел, пространства и времени, узнает самого себя как субъекта труда и познания. В учебной деятельности складываются новые отношения подрастающего человека с окружающим его миром предметов, природы и людей.

Чем старше становится ученик, тем все большую роль в  формировании личности начинает играть общественно-трудовая деятельность.

Начальный школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Повышенная внушаемость, впечатлительность  детей, создают по-своему благоприятные  условия для обогащения и развития психики.

Школа же и, непосредственно, преподаватель не только открывает  мир перед учеником, но утверждает ребенка в окружающем мире как  активного творца, созидателя, испытывающего  чувство гордости за свои успехи. В  процессе становления ребенка как  самостоятельной личности учитель  помогает ему определиться в своих  интересах.

Интересы выражаются в деятельности. Отсюда мы можем  сделать вывод, что их надо искать среди явлений, которые называются активной психической работой (внимание, память, воображение) [1].

Вопрос об особенности  учебных интересов младших школьников впервые возник в начале ХХ века, когда началась история детской  психологии как самостоятельной  отрасли знания. Значительную роль в изучении интересов младших  школьников сыграли такие выдающиеся психологи, как Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.А. Любимова, А.П. Нечаев и многие другие психологи с мировыми именами.

Не утеряна актуальность данной темы и в настоящее время. По-прежнему остро стоят вопросы: Что такое интерес? Что интересует школьника в современном мире? Как можно использовать знания об особенностях интересов в современном  образовании? Ответы на эти и многие другие, связанные с данной темой  и актуальные в наше время, вопросы, являются главной целью нашей  исследовательской работы.

 

ГЛАВА 1. ИНТЕРЕС В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

 

1.1   Включение ребенка в учебную деятельность – важное условие развития познавательной потребности

В этом возрасте мы никогда не увидим ребенка в пассивном  состоянии. Он всегда чем-то занят: то он внимательно наблюдает за другими  детьми, то увлечен рассматриванием  новой книги, то лезет на дерево, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность. Жизнь во всем ее разнообразии - вот что возбуждает его деятельность и жизнь не иллюзорную, а самую  настоящую.

Дети приходят в  школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к самим  знаниям. При этом интерес к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению - как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу. Маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. При этом их привлекают именно серьезные занятия и значительно холоднее относятся к тем видам работы, которые им напоминают занятия дошкольного типа. Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения младших школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Подобное отношение к отметке в дальнейшем исчезает; его наличие свидетельствует, что первоначально социальный смысл учебной деятельности заключается для детей не сколько в ее результате, сколько в самом процессе учебного труда. Это остатки еще неизжитого отношения ребенка к своей деятельности, которое было типично для него в дошкольном возрасте. Приход в школу позволяет ребенку выйти за пределы своего детского образа жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности, которая дает богатый материал для удовлетворения познавательных интересов. Это создает психологические предпосылки возникновения у него подлинной потребности в усвоении теоретических знаний.

В самом начале школьной жизни у ребенка еще нет  такой потребности – она возникает  на основе познавательных интересов  и в процессе реального усвоения детьми элементарных теоретических  знаний. При этом необходимо совместное выполнение с учителем простейших предметных учебных действий, направленных на решение соответствующих задач. Иными словами «потребность в  теоретических знаниях как психологическая  основа учебной деятельности не предшествует ее реальному выполнению, а возникает  в процессе ее собственного формирования». Это обстоятельство в свое время  было отмечено Л.С. Выгодским, который  писал: «Развитие психологической  основы обучения… не предшествует началу обучения, а совершается в  неразрывной связи с ним, в  ходе его поступательного движения».

Таким образом, поступление  ребенка в школу и содержание учебной деятельности в виде теоретических  знаний является важнейшим условием развития познавательных интересов  в младшем школьном возрасте.

 

1.2   Общее понятие об интересе

В общепсихологическом  определении интерес-это эмоциональное  переживание познавательной потребности. Характеризуя его как один из компонентов  учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном, бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации. Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес- это сложное неоднородное явление. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы»[9-с.17], и здесь важна дифференциация видов интереса и отношение к учению. Согласно А.К. Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально – содержательным, учебно-познавательным и его преобразующим [9].

Важность создания условий возникновения интереса к учению и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной  деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность  и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению –  использование таких вопросов и  заданий, решение которых требует  от учащихся активной поисковой деятельности. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с  трудностью, которую они не могут  разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь  с трудностью, они убеждаются в  необходимости получения новых  знаний или применения старых в новой  ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного  напряжения. Легкий материал, не требующий  умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в  учебной деятельности – важнейшее  условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала  и учебной задачи приводит к повышению  интереса только тогда, когда эта  трудность посильна, преодолима, в  противном случае интерес быстро падает.

Учебный материал и  приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и  тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса – отстранение, то есть показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала – важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему, однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний – одно из основных условий появления интереса к учебному материалу – его эмоциональная окраска, живое слово учителя. Эти положения могут служить определенной программой организации учебного процесса, специально направленной на формирование интереса[6]. Задача школы двойная. Школа должна, во-первых, понять «наличные интересы учащихся, чтобы связать с ними последующую учебную работу; во-вторых, она должна воспитать в них интересы определенного рода, в зависимости от того или другого педагогического идеала»[11-с.199]. Какими же средствами, возможно, определить наличные интересы учащихся? От чего зависит, что усвоение одних учебных предметов оказывается для ученика приятнее и легче (т.е. интереснее), чем других.

Этот вопрос чрезвычайно  сложен. Сравнительную легкость или  трудность учебного предмета обуславливает  множество обстоятельств: более  или менее удачное распределение  умственного труда во время урока, умение учителя целесообразно подготовить  внимание учащихся, отношение формы  и предмета обучения к обычным  ассоциациям учеников, доступность  данной точки зрения, легкость запоминания  и усвоения предполагаемого материала. Таким образом, исследование вопроса  об интересах, соответствующих природным  способностям учащихся, оказывается  очень сложной работой, «которая естественно распадается на целый  ряд более специальных изысканий: о господствующих настроениях и  наличном круге представлений, обусловливающих  привычную точку зрения учащихся, о характере их привычных ассоциаций»[11-с.200].

Интересы человека самым тесным образом связаны  с теми ассоциациями, которые господствуют в его создании. Кто чем интересуется, тот невольно об этом чаще всего  и вспоминает. Поэтому, наблюдая, какого рода представления легче всего  вызываются в создании учащихся можно  до известной степени определить их интересы. Иначе говоря, одним  из приемов изучения интересов учащихся может быть исследование характера  представлений, мотиваций, по преимуществу возникающих в их сознании.

1.3   Интересы и мотивация

Как известно, деятельность человека соотносится с определенной потребностью, а действия – с  мотивами. Отметим, что мотивация  является одной из фундаментальных  проблем как отечественной, так  и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его  деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. В самом общем плане мотив  – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действий, включенного  в определенную этим мотивом деятельность. В отечественной психологии мотивация  рассматривается как сложный  многоуровневый регулятор жизнедеятельности  человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно – волевой. Различные  виды интереса, например результативный, познавательный, процессуальный, учебно-познавательный и другие, могут быть соотнесены с мотивационными ориентациями. По мнению Е.И. Савонько и Н.М. Симонова, особенности связей между мотивационными ориентациями позволяют выделить две существенные их характеристики: во-первых, стабильность связей между мотивационными ориентациями на «оценку преподавателем», а с другой «избеганием неприятностей», т.е. относительную независимость их от условий обучения; во-вторых, вариабельность связей (по критерию доминирования и «удельному весу») в зависимости от условий обучения; этими авторами установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью школьников. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на оценку преподавателем. Связь ориентации на избегание неприятностей с успеваемостью слабая. Понимая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследования определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

По Рубинштейну  трактовка мотива соотносит это  понятие либо с потребностью, либо с переживанием этой потребности  и ее удовлетворение, либо с предметом  потребности. Определение А.Н. Леонтьевым мотива как «опредмеченной потребности», позволяет определить его как внутренний мотив, входящий в структуру самой деятельности. Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л.И. Божович. Мотив – это, то ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представление, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность»[5-с.53].

Информация о работе Особенности учебных интересов младших школьников