Особенности воспитания детей в современной российской семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение особенностей воспитания детей в современной российской семье.
Задачи исследования:
1. показать сущность понятия семейное воспитание;
2. провести историко – педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье;
3. показать значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблем воспитания детей в современной Российской семье…………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятия «семейное воспитание»……………………….6
1.2. Историко-педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье………………………………………………………..11
Глава 2. Условия эффективной подготовки семей к воспитанию детей………………………………………………………………………………20
2.1. Значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье ……..……………………………………………………………………..20
2.2. Роль психолога в подготовке родителей к воспитанию ребенка в современной российской семье ……..…………………………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

РЕАЛЬНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

1.2 Историко – педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье.

 

Семья на всех этапах жизни человека  - один из важнейших компонентов  в микросоциуме. В качестве непосредственного  социального окружения она обладает максимальными по сравнению с  любым другим институтом воспитания возможностями для постепенного приобщения детей к нравственным ценностям, введениях в сложный и противоречивый мир [17, с. 67].

Семья является основным носителем  культурных образцов, передаваемых из поколения в поколение, а также  необходимым условием социализации личности. Правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества [27, с. 18].

Начиная с глубокой древности русский  народ создавал свою педагогику, готовил  детей к жизни и практической деятельности с помощью разнообразных воспитательных приемов [15, с. 58].

В древних славянских племенах (6-9вв) воспитание детей осуществлялось по принципу половой идентификации. До 4 - 5 лет дети обоего пола воспитывались  в доме матери, позже мальчики переходили в дом мужчин, где обучались практическим умениям: стрелять, охотиться, изготовлять орудия и т.д. Позже воспитанием детей занимались ближайшие родственники (как правило, дядька).

Историк В.О. Ключевский считал, что  в древности главное внимание педагогики  было обращено на житейские правила, а не на научные знания. Он считал, что важный прием древнерусской педагогики – живой пример, наглядный образец. Начальной образовательной школой были дом, семья. Ребенок воспитывался той нравственной атмосферой, которой он дышал, впитывал в себя сведения, взгляды, привычки.[12, с. 129]

Рассмотрим роль семьи на воспитание детей в царских, дворянских, купеческих, мещанских и крестьянских семьях.

Царская, а затем императорская  семья состояла из самого государя, его жены и детей, его братьев и сестер с их супругами и детьми. Все цари стремились обзавестись максимальным возможным числом детей, чтобы упрочить положение своего рода на престоле и помимо основного наследника престола иметь «запасные варианты» наследования.

Все течение жизни царских детей должно было быть «чинным» и регулировалось традицией и системой народных представлений.

До пятилетнего возраста мальчики находились в женских руках и  жили на женской половине дворца, в  особых комнатах. Мать сколько угодно могла ласкать и «тетешкать» ребенка, играть с ним и на него любоваться, но вся будничная забота о малыше ложилась на специально приставленный и довольно многочисленный женский штат. Одной из обязанностей женского штата было всячески скрывать царственное дитя от посторонних глаз. Это делалось и для безопасности и, главным образом, для защиты от наговора и колдовства.

В таком строгом затворе мальчики пребывали до совершеннолетия, пятнадцати лет, а девочки - по сути, всю жизнь, ибо этикет воспрещал не только девице, но и женщине царского дома показываться на глаза посторонним.

Царские дети с детства были наставляемы  и крепко утверждаемы в православной вере и благочестии. То было нравственное воспитание, взросление в страхе Божьем, а страх Божий – начало «добродетели».

По достижении пятилетнего возраста мальчиков передавали в мужские руки и поселяли в специально сооруженных отдельных хоромах. Ответственным за воспитание и обучение наследника становился «дядька», назначенный, как тогда выражались, «для бережения и научения».

С пяти лет начинали учить не только царских сыновей, но и дочерей. Им ни воспитателей, ни учителей не полагалось. Приставленные к девочкам мамка и большинство нянек оставались с ними на всю жизнь, но после пяти лет начинали обходиться с детьми строже и, если требовалось, наказывали их.

В тринадцать – четырнадцать лет  у царских дочерей наступал брачный  возраст, однако надежды на замужество у них практически не было. Царская  дочь могла выйти замуж только за православного и только за ровню  – царского сына.

Между тринадцатью и пятнадцатью годами царевича выводили из «затвора» и «объявляли» народу как наследника. С этого времени царевич считался совершеннолетним и везде появлялся вместе с отцом. В шестнадцать – семнадцать лет его женили.

Как мы видим, царские дети должны были расти, надежно спрятанными от дурного глаза и житейских будней. Их почти не касались людские пороки, зависть, злость и недоброжелательство: если дети и видели что-то подобное, то лишь во взаимоотношениях своей челяди [3, с. 99].

К дворянским детям в семье применялось так называемое «нормативное воспитание», т.е. воспитание строго ориентированное на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона. Такое воспитание не столько раскрывало индивидуальность ребенка, сколько отшлифовывало его личность по определенному образцу.

Главная установка  в воспитании дворянского ребенка состояла в  том, что его ориентировали не нас успех, а на идеал. Ему следовало  быть храбрым, честным, сильным духом  и образованным, потому что он дворянин. Согласно дворянской этике, честь – одна из главных добродетелей, и именно она определяла поведение дворянина.

Физическая сила и ловкость высоко ценились в дворянском обществе и  старательно прививались детям. Девочек подолгу заставляли лежать на полу, «чтобы спины были ровные», мальчикам предписывался ежедневный минимум физических упражнений.

Таким образом, семейное дворянское  воспитание – это не педагогическая система, не особая методика, это образ  жизни, это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают [7, 63].

Купечество – социальный слой, занимающийся торговлей. Внутрисемейные отношения в купеческой семье  были патриархальными, в детях видели продолжение рода и опору в  старости. Забота о состоянии и  здоровье детей лежала на матери, которая  должна была следить за тем, чтобы дети были обуты, одеты, накормлены. В обязанности отца входило религиозно-нравственное воспитание детей. Молодое поколение с уважением относилось к родителям, считало их своими наставниками.

  До зрелых лет о сыновьях  заботились, постепенно вводя их в курс торговых дел, обеспечивали им определенный уровень благосостояния. Достигнув совершеннолетия, могли с  разрешения отца открыть свое дело и уже самостоятельно нести ответственность за свои торговые дела.

  По-другому воспитывали девочек, их  с малых лет  старались приучить к хозяйству. Дочери купцов должны были помогать матери следить  в доме за порядком, присматривать за младшими детьми. Девочек обучали вязать кружева, шить, готовить приданое, знакомили с обязанностями хозяйки дома. Образование девиц ограничивалось умением читать и писать.

   Наставления отцов, даваемые  в купеческих завещаниях, показывают  их беспокойство за судьбы  детей. В последней своей воле  они завещали своим детям жить  в любви и согласии, оказывать  матери своей должное послушание и почтение, ставили им определенные условия, чтобы предостеречь от разбазаривания наследства и определяли конкретные действия и поступки детей, побуждающих к приумножению капитала [11, 114].

Мещанское сословие существовало с  конца 18 века. В это сословие входили посадские  люди – ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Они объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления.

   Отношения  в семье  в основном оставались патриархальными.  Мужчина был главой семьи, который пользовался среди домочадцев практически неограниченной властью, распоряжался единолично семейным имуществом и личной судьбой каждого из них, женил детей по своей воле и мог отдавать их в работы на определенны срок даже без их желания. Дети очень рано приобщались к труду: мальчики осваивали ремесло. А девочки – домашнее хозяйство.

  Знакомство и сближение городской  молодежи, достигшей брачного возраста, происходило преимущественно внутри  той же социальной среды. Право  брачного выбора принадлежало  не столько лицам, вступавшим в брак, сколько их родителям. В среде мещанства был распространен взгляд, что мужчина должен был жениться тогда, когда у него в руках есть ремесло и он может прокормить семью [5, 73].

Рассмотрим уклад  жизни крестьянских семей. Основой всей крестьянской жизни всегда были семья, воспитание детей. Ее авторитет в народе был очень высок. В такой семье было большое количество  детей, т.е. репродуктивная функция осуществлялась на максимуме физиологических возможностей.

  К традициям  воспитания, сложившимся в крестьянской  среде, относятся: следование  определенным возрастным этапам  при установлении отношений между  родителями и детьми, ранняя социально  - половая ориентация, разделение  воспитательных ролей и функций  отца и матери, различный подход к воспитанию мальчиков и девочек [32, 13].

   Первые  годы преимущественно мать занималась  воспитанием младенца, и на ней  лежала ответственность за его  здоровье, благополучное развитие  и воспитание. С момента рождения  начиналось приобщение к ожидаемым нормам полоролевого поведения. С девочкой родители общаются мягче, а с мальчиком строже, энергичнее, девочке позволяют капризничать, плакать, а для мальчика слезы были противопоказаны.

  После года  дети выхаживались с помощью  стариков и старших в семье детей. Когда у матери было очень много забот, помощь нянек начиналась раньше.

  Дети подрастали  и большую часть времени проводили на деревенской улице. Малыши играли в разные игры. Народные игры имели большое воспитательно - образовательное значение и передавались из поколения в поколение. Дедушка и бабушка рассказывали детям сказки, предания, разного рода поверья, внушая страх перед домовыми, лешими, русалками, наставляя передавали все лучшее, что сами приобрели за сою жизнь. Народный эпос имел большое воспитательное значение. Произведения устного народного творчества учили детей уважать и любить народ, его труд, подвиги, показывали образцы мудрости, смелости, мужества, высмеивали пороки [23, 83].

Отношения родителей  к детям отличались в целом любовью, заботой и терпимостью. Не потеряли своего значения традиции воспитания религиозно - нравственного характера: уважительное отношение к родителям, страшим членам семьи; почитание родительского дома; ответственность за судьбу вдов, и сирот; милосердие, взаимопомощь, гостеприимство русского народа. [15, 91].

    Русские крестьяне строго придерживались обычая выдавать дочерей замуж по старшинству. Плохая репутация семьи, физические недостатки девушки создавали серьезные проблемы для вступления  в брак.

    Парни, достигшие совершеннолетия,  могли уже самостоятельно выполнять  достаточно сложные хозяйственные  работы, распоряжаться деньгами. Их  допускали к мужским разговорам  и играм во взрослых компаниях,  на улице могли называть по имени-отчеству [23, 48].

      Таким образом,  отношение к детям в разные  возрастные периоды в русской  крестьянской семье было принципиально  различным, а важнейшими моментами  подготовки к их будущей взрослой  жизни являлись: участие в трудовой  деятельности, нацеленность на создание собственной семьи, воспитание нравственности и забота о престарелых родителях.

Историко – педагогический анализ семей различных сословий показал, что  на воспитание детей влияют следующие особенности семейного  уклада: правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни, интересы, потребности, ценностные ориентации, внутрисемейные отношения, личный пример родителей, психолого – педагогическая культура, здоровье членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ  ПОДГОТОВКИ СЕМЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

 

2.1 Значение государственной  семейной политики в семейном воспитании

 

Семья, материнство, отцовство и  детство в Российской Федерации  находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Основным источником семейного  права является Семейный кодекс РФ, принятый 8 декабря 1995 года и введенный  в действие с 1 марта 1996 года [6, с. 11].

В деятельности государства по отношению  к семье укрепляются позитивные тенденции. Складывается идеология государственной семейной политики. Конституция РФ включает положения, определяющие ответственность государства за поддержку семьи, материнства и детства. Поддерживаются программы в области охраны материнтсва и детства, занятости, социального обеспечения. Сформирована концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. Действует система семейных пособий, призванная смягчить негативное влияние социально-экономической ситуации в стране на уровень жизни семей с детьми. Определены главные направления государственной семейной политики. Формируются практические механизмы ее реализации, в том числе федеральные, отраслевые и региональные программы, направленные на решение наиболее острых проблем [8, с. 87].

          В качестве объекта семейной политики выступает семья. В число субъектов государственной семейной политики включены как органы государственной власти всех уровней, так и негосударственные институты.

Информация о работе Особенности воспитания детей в современной российской семье