Особенности воспитания детей в современной российской семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение особенностей воспитания детей в современной российской семье.
Задачи исследования:
1. показать сущность понятия семейное воспитание;
2. провести историко – педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье;
3. показать значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблем воспитания детей в современной Российской семье…………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятия «семейное воспитание»……………………….6
1.2. Историко-педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье………………………………………………………..11
Глава 2. Условия эффективной подготовки семей к воспитанию детей………………………………………………………………………………20
2.1. Значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье ……..……………………………………………………………………..20
2.2. Роль психолога в подготовке родителей к воспитанию ребенка в современной российской семье ……..…………………………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

РЕАЛЬНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Основные задачи психологической помощи семье, ожидающей ребенка:

- формирование родительской позиции  на ценностно – смысловом и  мотивационном уровне, включая родительскую  ответственность;

- повышение уровня когнитивной  осведомленности о внутриутробном  развитии ребенка, течении беременности и родов, их психологическом значении для ребенка и матери;

- повышение уровня психолого-педагогической  компетентности в вопросах развития  и воспитания детей младенческого  и раннего возраста;

- формирование навыков саморегуляции  функциональных и психических состояний, поведения  в родах, ухода за ребенком;

- оптимизация супружеских отношений,  помощь в планировании жизненного  стиля семьи, распределение обязанностей  после рождения ребенка;

- развитие навыков открытого  субъектно – ориентированного эмоционального общения с ребенком в период беременности, помощь в формировании образа ребенка [13, с. 302].

Функция психолога в работе с беременными женщинами — это прежде всего функция поддержки. Глубинная психотерапевтическая работа в этот период недопустима вследствие ранимости психики будущей мамы и возможных негативных последствий для развивающегося ребенка.

Все формы поддержки, применяемые  в гуманистической психотерапии являются актуальными в работе с беременными женщинами и направлены на повышение ее уверенности в себе и в своих силах и на улучшение ее взаимопонимания с ребенком.

Поддержка психолога должна ограничиваться принципом минимальной достаточности. Демонстрация психологом большей, чем  у самой женщины, заинтересованности в благополучии ребенка или в тех или иных ее действиях, выдает личностную не проработанность консультанта и мешает успеху его работы. При такой подходе женщина с большой вероятностью закроется  или переложит ответственность за решение своих проблем на психолога.

Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы, в конечном итоге должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям», к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, ухода за ребенком и его воспитания. При этом надо понимать, что хорошо проделанная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.

Специальная работа по формированию родительской позиции осуществляется в родительских школах и школах сознательного материнства, где задачи диагностики и коррекции готовности родителей к отцовству и материнству, профилактики дестурктивных процессов в семье и развития родительской компетентности могут быть с успехом решены [1, с. 147].

Таким образом, мы выяснили, что роль психолога в подготовке семьи к воспитанию ребенка направлена на: поддержку будущей матери,  на повышение ее уверенности в себе и в своих силах, и на улучшение ее взаимопонимания с ребенком; формирование родительской позиции у молодых супругов; формирование навыков ухода за ребенком и общения с ним; содействие формированию ответственного и компетентного родителя.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек испытывает воздействие семьи  со дня своего рождения до конца  жизни. Влияние семьи на ребенка  глубоко индивидуально и исходит из образа жизни, своеобразных нравственных устоев, ценностных ориентаций и межличностных отношений в семье, главным образом отношений между родителями-супругами.

Анализ социальной, педагогической и психологической литературы, дает нам возможность показать сущность понятия «семейное воспитание». На основе изученного материала, мы выяснили, что семейное воспитание имеет особую специфику, которая отличает его от воспитания общественного. Заключается эта специфика в том, что воспитание в семье основано главным образом на взаимной любви и доверии ее членов, имеет длительное воздействие на личность, органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека, а также в связи с тем, что семья представляет собой разновозрастную группу, ребенок, сталкиваясь с  различными ценностными ориентациями, различными идеалами и убеждениями, учиться не только отстаивать свою точку зрения, но и понимать другого. Так же мы выявили то, что семейное воспитание основано на определенных принципах, которые исходят из специфики семьи как персональной среды развития ребенка, а главная задача семьи – воспитать личность.

Историко-педагогический анализ проблем  воспитания детей в российской семье  показал, что воспитание детей в  семьях различных сословий имело  общие черты: авторитет родителей был непререкаем, их уважали, им подчинялись; воспитание осуществлялось по принципу половой идентификации, опиралось на традиции, определенные правила, нормы поведения и религию; дети до совершеннолетия имели определенные ограничения в свободе: не могли самостоятельно, без ведома родителей, принимать решения, выбирать спутника жизни и т.п. Отсюда и могли возникать разногласия между родителями и детьми, но в отличие от современной молодежи, которые во что бы то ни стало, пытаются отстоять свою точку зрения, будь она верной или нет,  дети тех времен беспрекословно подчинялись старшим.

Рассматривая значение государственной  семейной политики  в семейном воспитании, мы пришли к выводу о том, что она  направлена на: социальную защиту института семьи; создание необходимых условий для успешной реализации семьей репродуктивной, экономической, воспитательной и др. ее функций; создание необходимых условий для саморазвития семей, стабилизацию их материального положения; улучшение охраны здоровья семьи; финансовую поддержку для воспитания ребенка и уходу за ним; формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних; создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков. Так же нами были приведены примеры пособий, установленные Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» и региональные программы, направленные на помощь семьям имеющих детей.

Влияние психолога в подготовке семьи к воспитанию ребенка, как мы выяснили, имеет немаловажное значение. Современное общество недооценивает социальную значимость материнства. Женщины теперь на первое место ставят получение образования, продвижение по карьерной лестнице, налаживание бизнеса и т.д. И порой забывают о своей главной роли – быть матерью.  И тогда беременность может стать неожиданностью как для женщины, так и для мужчины  - они могут быть не готовы к изменению структуры семьи и освоению новой социальной роли; не осведомлены об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях по уходу за ним и общении. Оказать помощь такой семье может психолог и целью его работы будет - содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Также работа с будущими родителями направлена на: развитие интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, ухода за ребенком и его воспитания.   Работая с беременными женщинами, психолог выполняет функцию поддержки, чтобы повысить ее уверенность в себе и  своих силах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Класс, 2006. – 284 с.

  1. Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. И.  Артамонова, Е. А. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
  2. Бокова В. М. Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола / В. М. Бокова. – Ломоносов, 2011. – 340 с.
  3. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер // Перевод с немецкого: Ирина Белякова Научный редактор: Михаил Бурняшев . — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 304 с.
  4. Волков Г. Н.  Этнопедагогика: уче. для сред. и высш. учебн. Заведений / Г. Н. Волков. - М: Академия, 2005. - 168 с.
  5. Воробьева Л. В.Семейное право Российской Федерации : учебное пособие / Л.В. Воробьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 84 с.
  6. Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака: учеб. Пособие / С. Н. Гавров. -  М.: НИЦ МГУДТ, 2009. – 134 с.
  7. Гаранина Е. Ю. Семьеведение: учебное пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф.  Карабанова. – М.: Флинта: МПСИ,  2009. – 384 с.
  8. Елизаров В. В. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми / Е. Н. Феоктистова, Г. И. Кяиманотов и др. – М.: Просвещение, 2003.  -544 с.
  9. Елизаров В. В. Семейная политика и экономическая поддержка семьи в современной России // Уровень жизни населения регионов России. -  2002. -  № 6. -  С.7.
  10. Здравомыслова О. М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации / О. М. Здравомыслова. - М.: Едиториал УРСС, 2008. - 571 с.
  11. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О. Л. Зверева, А. Н.  Ганичева, Т. В. Кротова. – М.: ТУ Сфера, - 2009. – 256 с.
  12. Карабанова О. А.  Писхология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
  13. Киммел Т. Воспитание с любовью и логикой: детская психология / Т. Киммел, Ф. В. Клайн, Д. Фэй, С. Р. Бенуа // переводчик: М. С. Мацковский. – Цетр общечеловеческих ценностей. – 2005. – 110 с.
  14. Ключевский В. О. История сословий в России: полный курс лекций / В. О. Ключевский. - М.: 2006. – 267 с.
  15. Короткий В. И. Основы семейной психопедагогики (курс лекций) / В.И. Короткий. — Архангельск: М'арт, 2006. — 178 с.
  16. Лодкина Т. В. Семья на Русском Севере: воспитание на традициях. Монография / Т. В. Лодкина, Т. А. Маркова. -  Вологда: ВИБ, 2008. – 214 с.
  17. Лукьянова Е. И. Семьеведение: Учебное пособие. / Е. И.  Лукьянова, Э. М. Прохорова, Л. П. Шиловская / Под ред. Е. А. Сигиды. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 265 с.
  18. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
  19. Посысоев Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
  20. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник / Л. М. Пчелинцева. - М.:  Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М), 2006. - 672 с.
  21. Рузакова О.А. Семейное право: учебник / О. А. Рузакова. – М.: Эксмо, 2010. – 172 с.
  22. Рябцев Ю.С.  Крестьянская семья. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI–XVII веков / Ю. Рябцев. -  М., - 2006. -  231с.
  23. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 212 с.
  24. Целуйко В. М. Психологические проблемы современной семьи / В. М. Целуйко.  – Екатеринбург: У – Фактория, 2007. – 496с.
  25. Целуйко В.М. Психология современной  семьи / В. М. Целуйко.  – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. -  288 с.
  26. Черствая О.Е. Семейная педагогика и семейный уклад: учебное пособие / О.Е. Черствая. – Вологда: ВГПУ, 2011. – 202 с.
  27. Семья. Семейная политика. Помощь семье: Тезисы международной практической конференции / Под общей редакцией к.п.н., доцента О.Е. Черствой. – Бохум – Вологда: изд-во ВГПУ, 2009. – 186 с.
  28. Шилов И. Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). Практикум / И. Ю. Шилов. – СПб.: Петрополис, 2006. – 220 с.
  29. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. / Л. Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, - 2006. – 768 с.
  30. Шнейдер Л. Б.  Психология семенных отношении, Курс лекции / Л. Б.  Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс,  2000. -  512 с.
  31. Власова Т. Духовное содержание ценностей семейного воспитания в Древней Руси // Т. Власова [Электронный ресурс] // Режим доступа: // URL: http:// nansysan.narod. ru/index3021.html (2013, 1март.)
  32. Плаксий А. Н. Социально-педагогическое сопрвождение беременных женщин //http://journals.uspu.ru (2013,13 мая)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Особенности воспитания детей в современной российской семье