Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение особенностей воспитания детей в современной российской семье.
Задачи исследования:
1. показать сущность понятия семейное воспитание;
2. провести историко – педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье;
3. показать значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблем воспитания детей в современной Российской семье…………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятия «семейное воспитание»……………………….6
1.2. Историко-педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье………………………………………………………..11
Глава 2. Условия эффективной подготовки семей к воспитанию детей………………………………………………………………………………20
2.1. Значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье ……..……………………………………………………………………..20
2.2. Роль психолога в подготовке родителей к воспитанию ребенка в современной российской семье ……..…………………………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………….34
Основные задачи психологической помощи семье, ожидающей ребенка:
- формирование родительской
- повышение уровня когнитивной
осведомленности о
- повышение уровня психолого-
- формирование навыков
- оптимизация супружеских
- развитие навыков открытого субъектно – ориентированного эмоционального общения с ребенком в период беременности, помощь в формировании образа ребенка [13, с. 302].
Функция психолога в работе с беременными женщинами — это прежде всего функция поддержки. Глубинная психотерапевтическая работа в этот период недопустима вследствие ранимости психики будущей мамы и возможных негативных последствий для развивающегося ребенка.
Все формы поддержки, применяемые в гуманистической психотерапии являются актуальными в работе с беременными женщинами и направлены на повышение ее уверенности в себе и в своих силах и на улучшение ее взаимопонимания с ребенком.
Поддержка психолога должна ограничиваться
принципом минимальной
Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы, в конечном итоге должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям», к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, ухода за ребенком и его воспитания. При этом надо понимать, что хорошо проделанная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.
Специальная работа по формированию родительской позиции осуществляется в родительских школах и школах сознательного материнства, где задачи диагностики и коррекции готовности родителей к отцовству и материнству, профилактики дестурктивных процессов в семье и развития родительской компетентности могут быть с успехом решены [1, с. 147].
Таким образом, мы выяснили, что роль психолога в подготовке семьи к воспитанию ребенка направлена на: поддержку будущей матери, на повышение ее уверенности в себе и в своих силах, и на улучшение ее взаимопонимания с ребенком; формирование родительской позиции у молодых супругов; формирование навыков ухода за ребенком и общения с ним; содействие формированию ответственного и компетентного родителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек испытывает воздействие семьи со дня своего рождения до конца жизни. Влияние семьи на ребенка глубоко индивидуально и исходит из образа жизни, своеобразных нравственных устоев, ценностных ориентаций и межличностных отношений в семье, главным образом отношений между родителями-супругами.
Анализ социальной, педагогической и психологической литературы, дает нам возможность показать сущность понятия «семейное воспитание». На основе изученного материала, мы выяснили, что семейное воспитание имеет особую специфику, которая отличает его от воспитания общественного. Заключается эта специфика в том, что воспитание в семье основано главным образом на взаимной любви и доверии ее членов, имеет длительное воздействие на личность, органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека, а также в связи с тем, что семья представляет собой разновозрастную группу, ребенок, сталкиваясь с различными ценностными ориентациями, различными идеалами и убеждениями, учиться не только отстаивать свою точку зрения, но и понимать другого. Так же мы выявили то, что семейное воспитание основано на определенных принципах, которые исходят из специфики семьи как персональной среды развития ребенка, а главная задача семьи – воспитать личность.
Историко-педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье показал, что воспитание детей в семьях различных сословий имело общие черты: авторитет родителей был непререкаем, их уважали, им подчинялись; воспитание осуществлялось по принципу половой идентификации, опиралось на традиции, определенные правила, нормы поведения и религию; дети до совершеннолетия имели определенные ограничения в свободе: не могли самостоятельно, без ведома родителей, принимать решения, выбирать спутника жизни и т.п. Отсюда и могли возникать разногласия между родителями и детьми, но в отличие от современной молодежи, которые во что бы то ни стало, пытаются отстоять свою точку зрения, будь она верной или нет, дети тех времен беспрекословно подчинялись старшим.
Рассматривая значение государственной семейной политики в семейном воспитании, мы пришли к выводу о том, что она направлена на: социальную защиту института семьи; создание необходимых условий для успешной реализации семьей репродуктивной, экономической, воспитательной и др. ее функций; создание необходимых условий для саморазвития семей, стабилизацию их материального положения; улучшение охраны здоровья семьи; финансовую поддержку для воспитания ребенка и уходу за ним; формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних; создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков. Так же нами были приведены примеры пособий, установленные Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» и региональные программы, направленные на помощь семьям имеющих детей.
Влияние психолога в подготовке семьи к воспитанию ребенка, как мы выяснили, имеет немаловажное значение. Современное общество недооценивает социальную значимость материнства. Женщины теперь на первое место ставят получение образования, продвижение по карьерной лестнице, налаживание бизнеса и т.д. И порой забывают о своей главной роли – быть матерью. И тогда беременность может стать неожиданностью как для женщины, так и для мужчины - они могут быть не готовы к изменению структуры семьи и освоению новой социальной роли; не осведомлены об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях по уходу за ним и общении. Оказать помощь такой семье может психолог и целью его работы будет - содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Также работа с будущими родителями направлена на: развитие интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, ухода за ребенком и его воспитания. Работая с беременными женщинами, психолог выполняет функцию поддержки, чтобы повысить ее уверенность в себе и своих силах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Особенности воспитания детей в современной российской семье