Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение особенностей воспитания детей в современной российской семье.
Задачи исследования:
1. показать сущность понятия семейное воспитание;
2. провести историко – педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье;
3. показать значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблем воспитания детей в современной Российской семье…………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятия «семейное воспитание»……………………….6
1.2. Историко-педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье………………………………………………………..11
Глава 2. Условия эффективной подготовки семей к воспитанию детей………………………………………………………………………………20
2.1. Значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье ……..……………………………………………………………………..20
2.2. Роль психолога в подготовке родителей к воспитанию ребенка в современной российской семье ……..…………………………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………….34
Целью семейной политики провозглашено обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций. Основные направления государственной семейной политики во многом согласуются с предшествовавшей им Концепцией государственной семейной политики Российской Федерации, в которой указаны такие функции семьи как экономическая, репродуктивная, воспитательная, психологическая, жизнеохранительная и сексуальная [24, c. 33].
Выделяют четыре главных направления семейной политики:
1) обеспечение условий для
2) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (поддержка экономической, репродуктивной и психологической функций0;
3) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
4) усиление помощи семье в воспитании детей [10, C. 7].
Четвертое направление семейной политики «усиление помощи семье в воспитании детей» происходит путем:
а) государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;
б) распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;
в) запрета на изготовление,
распространение и
г) государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних;
е) создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно - воспитательных учреждениях; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психического насилия);
ж) совершенствования
Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» устанавливает следующие виды государственных пособий:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- единовременное пособие на ребенка при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие
- ежемесячное пособие на
ребенка военнослужащего,
В дополнение к социальным гарантиям и льготам для семей с детьми, установленным на федеральном уровне, субъекты РФ принимают меры поддержки семей с детьми по принципу нуждаемости. Разрабатываются и реализуются региональные программы социальной помощи.
Значительная часть предусмотренных мер содержится не в программах, адресованные семье, а в программах социальной защиты населения и адресной социальной помощи. Причиной такого положения является большая по сравнению с законодательным оформлением региональной семейной политики мобильность и гибкость программного метода, что особенно важно в отсутствие надежных и устойчивых источников финансирования. Кроме того, региональные программы являются инструментом реализации мер, предусмотренных соответствующими федеральными программами [9,с. 331].
Совершенствуются программы
Принимаются меры по улучшению пенсионного обеспечения. Лицам, на иждивении которых находятся Дети, не достигшие 18 лет. Дети умершего кормильца старше 18 лет, если они до достижения 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничения способности к трудовой деятельности, размер базовой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере с учетом иждивенцев.
Дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети одиноких матерей, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, в том числе трудовую, имеют право на социальную пенсию.
В отношении одиноких и многодетных
родителей, воспитывающих
В целях снижения масштабов социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних с 1997 г. Осуществляется федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Продолжается развитие сети доступных
для семей внешкольных
В перспективе семейная политика призвана решать следующие задачи:
- обеспечит социальную
- создавать необходимые условия
для стабилизации семейно-
- содействовать адаптации семей
различных типов к
- предоставлять гарантии
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная семейная политика находится в стадии активного становления. Государство заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать жизненную стратегию, обеспечить не только ее выживание, но и развитие. Поэтому программы государственной семейной политики включают меры по решению проблем демографического развития семьи, социализации детей, материального обеспечения малоимущих семей, профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних.
2.2 Роль психолога в подготовке семьи к воспитанию ребенка
Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. [30, с. 321].
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становлении психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель – ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития. [2, с. 67].
Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменятся, наполняется все новым и новым содержанием [25, с. 211].
Переход к родительской роли начинается с желания иметь детей. Женщины гораздо чаще испытывают амбивалентные чувства в отношении детей. Изменение роли женщины в современном обществе существенно повлияло на желание женщин иметь детей. В результате беременности приходится вносить коррективы в свой образ жизни и в свои жизненные планы. Женщины опасаются, что мужчина не станет делить с ними ответственность по воспитанию детей.
Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Нередко эта роль принимается под давлением культуры, так как родительство требует существенных ограничений в личной жизни. Молодые люди понимают, что с появлением ребенка им придется отказаться от привычных способов проведения свободного времени, денежных трат и, возможно, изменить свои карьерные планы [20, с. 151].
В период ожидания ребенка чрезвычайно важна та внутренняя работа, которая связана с осознанием своих новых жизненных задач. Формирование родительской позиции означает окончательное приобщение к взрослому поколению; принятие беременности обоими супругами; их готовность к изменению структуры семьи и освоению новой социальной роли, готовность к той высокой ответственности и тем многочисленным обязанностям матери, отца, которые она несет с собой; возникновение привязанности к будущему ребенку.
Современные социокультурные установки, касающиеся материнства, достаточно противоречивы, и, забеременев, женщина испытывает на себе их влияние. Например, в современном обществе недооценивается социальная значимость материнства, женщина-мать имеет низкий социальный статус.
При этом роль матери предполагает такую
высокую степень
Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско - детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях по уходу за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым сталкивается мать – это ее собственный ребенок. В этих условиях молодые родители обращаются к поиску недостающей информации. [4, с. 87]
Цель психологической работы с будущими родителями — содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами и т.п., работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет, перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готовности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств [16, с. 89].
Информация о работе Особенности воспитания детей в современной российской семье