Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:36, отчет по практике
Цель исследования является теоретическое обоснование и разработка проекта совершенствования организационной культуры в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования профессионального лицея № 82 Аургазинского района, с. Толбазы.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретическое исследование персонала организации и
организационной культуры …………………..……………………..7
1.1 Понятие персонала как управленческой категории…………...……7
1.2 Понятие, составляющие элементы и факторы организационной
культуры……………………………………………………………....12
1.3 Виды организационной культуры………………………………......23
1.4 Процесс формирования организационной культуры……………35
Глава 2. Анализ и совершенствование организационной культуры
государственного бюджетного образовательного учреждения
начального профессионального образования………..……………..44
2.1 Общая характеристика ГБОУ НПО профессионального
лицея № 82 Аургазинского района, с.Толбазы……………………44
2.2 Анализ персонала организации………………………………..…46
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной
культуры……………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………60
Список использованной литературы………………………………………..63
В случае преобладания
предпринимательской
1) работники
интересуются только своими
2) лучший способ заставить организацию работать — нанять настойчивых, агрессивно настроенных людей и постараться сохранить контроль над ними в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Не исключено, что в этой агрессивной среде детальная проработка задач организации окажется бессмысленным делом, поскольку решающим фактором является инициатива самих работников54;
3) наиболее эффективный
способ мотивации работников
— вызов, который открывает
хорошую возможность для их
самореализации. При этом вызов
должен быть соразмерен
4) властные полномочия
редко кому-нибудь
5) ответственность не предписывается работникам, но она принимается на себя теми, кто готов при любых обстоятельствах выполнить свои обязательства, несмотря на сопряженный с этим риск. Именно эти качества особенно высоко ценятся в подчиненных, что создает в коллективе атмосферу повышенной тревожности и побуждает работников трудиться с полной самоотдачей, не глядя на часы;
6) для таких
одержимых работой
В структуре
предпринимательской
Формальная
организация имеет сильную
Главное достоинство бюрократии, по Веберу, - это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знания, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Таковы основные достоинства бюрократического управления организацией. Главный же недостаток - игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости58. М. Вебер считал, что можно выработать определенные гарантии от бюрократических недостатков и злоупотреблений властью.
При доминировании
бюрократической
1) работники — прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации, поэтому менеджер, несущий ответственность за функционирование персонала организации, должен уделять особое внимание стимулированию работы подчиненных;
2) для работников побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому следует делать все для того, чтобы обеспечить им максимальный доход59;
3) организационная
структура должна быть
4) поскольку
работники по своей натуре
склонны противодействовать
5) на руководящую
работу могут выдвигаться те
немногие работники, которые
Партиципативная
- для этого типа организационной
культуры особенно характерны отношения
социального партнерства. Это система
взаимоотношений между
При партиципативной организационной культуре менеджер по персоналу в своей деятельности исходит из того, что:
1) подавляющее
большинство работников готовы
напряженно трудиться ради
2) каждый индивидуум
уникален, поэтому стандартные управленче
3) индивидуумы
достаточно гибки для того, чтобы
органично сочетать свои
4) взаимодополнительность
способностей членов команды
и общность основных
5) для координации усилий многих людей необходимы наличие осмысленной коммуникации между членами группы, незаурядные цели должны формулироваться таким образом, чтобы энергия команды могла быть конструктивно направлена на их достижение, требуются новый тип руководства и освоение новых умений и навыков всеми членами команды;
6) процесс командообразования
предполагает активное участие
всех членов команды в анализе
проблем и перспектив, планировании
совместных действий, оценке (и самооценке)
полученных результатов и
Из вышесказанного
можно сделать вывод, что существенное
различие перечисленных культур
касается таких основополагающих параметров
организации, как: способ выделения
лидера и процесс принятия решений;
правила распределения
1.4 Процесс формирования организационной культуры
Формирование
организационной культуры — это
попытка конструктивного
Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала.
Теоретически сформировать
эффективную организационную
К формированию культуры приступают, не имея подготовленной стратегии. Это недопустимо, так как именно долгосрочная перспектива определяет набор ценностей, которые необходимы для этой цели65.
Не всегда разработанные миссия, цели организации и пути их достижения разделяются группами и членами коллектива, т.е. соответствуют их интересам и правильно ими понимаются. Лучший способ добиться общности позиции и взглядов на будущее организации - вырабатывать стратегию долгосрочного развития всем коллективом. Правда, находятся отдельные личности, преследующие только свои цели, т.е. потребительски относящиеся к фирме и ее клиентам, поэтому подобных сотрудников лучше сразу «выкорчевывать» из фирмы66.
Перед формированием эффективной культуры следует еще раз обратиться к анализу сильных и слабых сторон организации, к исследованию возможностей и угроз со стороны внешней среды. Понимание уже одних этих факторов членами коллектива способствует и пониманию стратегии организации (конечно, при условии, что стратегия построена с учетом SWOT-анализа), и росту доверия персонала к руководителям («шефам можно верить, они знают, что делают»).
Часто рисуется только желаемый профиль культуры и не исследуется сформировавшийся на данный момент профиль. То есть, не определен разрыв между желаемой и имеющейся культурой, следовательно, не существует программы исправления культуры (смены одних ценностей на другие)67.
Не всегда учитываются факторы, влияющие на формирование культуры напрямую: движущие силы организации, устремления правящего блока, желания сотрудников, морально-психологический климат организации, распределение ответственности, прав и власти, способы выработки и принятия решений, коммуникации и их качество, востребованные инициативы и инновации, типы контроля и т.д.
Понимая необходимость пересмотра ценностей, лидеры организации не могут или не хотят меняться сами.
Смена ценностных ориентаций и изменение критериев оценки успешности (в рыночной и клиентоориентированной культуре они существенно отличаются) - большой стресс для сотрудников, который не все могут выдержать. Не следует препятствовать уходу сотрудников, так как интересы фирмы - превыше всего. Но иногда руководители «грешат» стремлением любой ценой удержать доселе «верный и успешный» персонал, в результате «новая» культура остается несформированной68.
Эффективную культуру часто формируют при слабом доверии членов коллектива друг другу. При подобном отношении сделать ее эффективной будет невозможно, так как нельзя будет определить совместные разделяемые ценности («никто не скажет правду»). Поэтому лучше сначала направить усилия на формирование доверительных отношений. Доверие - это надежда на то, что люди, от которых мы зависим, оправдают наши ожидания.
Степень доверия определяется прозрачностью информации для персонала по ключевым аспектам совместной деятельности (целям, альтернативе, рискам, ресурсам, приоритетам и др.), ее правдивостью. Также доверие зависит от влияния, которое выражается в согласии принять влияние других людей вместе с их целями, методами и оценками, а также передать им часть своего влияния. И, наконец, на доверии сказывается контроль - регулирование и ограничение поведения других людей, которые выражаются в принятии взаимозависимости или односторонней зависимости от определенного субъекта69.
Нередко за работу над формированием эффективной культуры принимаются в тот момент, когда в коллективе царят такие настроения, как паника, уныние, равнодушие или тревожность. В такой момент члены организации не в состоянии рассуждать о ценностях. Необходимо сначала вселить в людей хотя бы надежду. Совсем хорошо будет, если удастся придать им уверенности, добиться эмоционального подъема и энтузиазма.
Клиентоориентированную организацию пытаются сформировать в «больной» организации (организация «больна», если она имеет такие отклонения от нормы, которые не позволяют ей достигать целей). Ниже приводится перечень организационных патологий.
Не принимаются во внимание типы занятых сотрудников70.
Посмотрим, с какими потребителями каждый день имеют дело сотрудники крупных брэндовых клиентоориентированных организаций сферы услуг и торговли. Клиенты - люди не бедные, успешные в карьере и в бизнесе, авторитетные, нередко сами являющиеся «лидерами мнений». Это люди с достаточно высоким интеллектом, с развитой речью, следящие за своим внешним видом, интересующиеся модой, чаще не обывательского, а «продвинутого» потребительского поведения (цена играет для них далеко не главную роль при выборе товара или услуги, поиск товара или услуги - расширенный - сравнения, множество критериев выбора, большое количество источников информации), требовательны к сервису и качеству, обучаемы, в общении признают равных себе, реагируют на престижность, ценят время, качественную информацию, дисциплину, логичность...
Совершенно очевидно, что организационная культура клиентоориентированных организаций требует от персонала71: