Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 16:58, аттестационная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать влияние пальчиковой гимнастики на уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства развития речи.
Задачи:
• Проанализировать литературу по теории речевого развития детей дошкольного возраста.
• Описать психолого-педагогическое значение игр с пальчиками.
• Рассмотреть методику использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и, как следствие, развития речи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Речь как основная психическая функция человека. Особенности ее формирования в раннем и дошкольном возрасте 6
ГЛАВА II. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА…. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников.docx

— 28.49 Кб (Скачать файл)

- слова-стимулы и слова-реакции относятся к разным частям речи ("весело - веселый", "высоко - высокий", "лисий - лиса").

5. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова. Чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа ("стол - столы", "бабочка - бабочки").

6. Фонетические ассоциации, когда слово-реакция созвучно слову-стимулу, но явная семантическая связь между словами отсутствует ("Бабочка-бабушка", "петь-пить"). Эти ассоциации у детей встречаются редко.

7. Случайные ассоциации, когда между словом-стимулом и словом-реакцией отсутствует как смысловая и грамматическая связи, так и звуковое сходство ("быстро - группа", "лисий - лодка"). Чаще всего в ответ на слово-стимул дети называют предметы окружающей обстановки. Этот тип ассоциаций очень распространен у детей 5-6 лет.

В процессе речевого развития у ребенка меняется характер вербальных ассоциаций. По данным Н.В. Серебряковой в 7 лет у детей происходит качественный скачок в формировании лексической системности, в организации семантических полей [11]. Это выражается в том, что существенно претерпевает изменение соотношение парадигматических и синтагматических реакций в ассоциативном поле. У детей 5-6 лет синтагматические реакции преобладают над парадигматическими. Они встречаются во много раз чаще. В 7-8 лет, наоборот, парадигматические реакции встречаются гораздо чаще, чем синтагматические.

У детей 5-6 лет большую распространенность имеют тематические ассоциации. В 7 лет тематические ассоциации наблюдаются значительно реже, чем парадигматические. Это свидетельствует о том, что у детей 7-8 лет уже начинает формироваться ядро семантического поля. Таким образом, стратегия поиска ассоциативных реакций у детей меняется с возрастом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста

Как уже было отмечено выше, движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Научные исследования убедительно доказывают, что развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимо при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности [15]. Что же такое моторика?

Моторика – это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.  Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Восточные медики утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Э. Франус различает три вида подражательных реакций: 1) повторение собственных движений; 2) повторение знакомых движений взрослого; 3) повторение новых движений [9]. Повторение собственных движений выражается в том, что ребенок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем снова первой и т. д. Примеров такого самоподражания можно видеть очень много. Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки») ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их.  Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной [4].

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша [2].

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозг [5].

 По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.

Простые движения рук убирают напряжение с рук, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга — это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом гомункулусе Пенфилда.  Величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения [5]. 

  Таким образом, пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Она способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

 Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений [13]. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
  • Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Из вышесказанного следует, что внедрение пальчиковой гимнастики в детском саду очень необходимая, эффективная  и практически незатратная методика.

Важно включать пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта. Для успешной работы необходима систематичность, для этого нужно сформировать картотеку «Пальчиковый игротренинг», в которую будут входить следующие виды игр:

    • Игры с пальчиками «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и др.
    • Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим» и др. [10]

Необходимо также совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: (произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие – память, речь детей); развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук. Для развития мелкой моторики, необходимой для успешного овладения пальчиковой гимнастикой необходимо тренировать пальчики и в других видах деятельности:

Игровой: д/игры: “Шнуровки”, “Пазлы”, “Выложи узор” (из камешков, “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы и многое другое), с/ролевые: “Электромонтер” (дети «работают» с электроприборами: провода, розетки, выключатели, крутят, щелкают, соединяют и т. д.),  “Плотницкая мастерская” - мальчики работают инструментами (пилят, строгают, забивают гвозди и т. д.), “Салон красоты и здоровья” - девочки делают массажи куклам, маски, прически, маникюр и т. д.

Трудовой: собирание камушков, веточек.

Изобразительной: обрывная аппликация, рисование пальчиками, штриховка, закрашивание трафаретов, лепка из соленого теста и др.

Развивающую среду группы нужно дополнить разными видами театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей “Театр пальчиков”, “Театр рукавичек”, “Театр теней”. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют “руками” - детскими пальцами.

При организации занятий пальчиковой гимнастикой определенными условиями являются:

    • Создание развивающей среды.
    • Подбор специальных методов.
    • Отбор наиболее эффективных приемов.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В работе необходимо использовать накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав должны варьироваться в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

И поэтому необходимо использовать следующие приемы:

Информация о работе Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников