Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 16:58, аттестационная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать влияние пальчиковой гимнастики на уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства развития речи.
Задачи:
• Проанализировать литературу по теории речевого развития детей дошкольного возраста.
• Описать психолого-педагогическое значение игр с пальчиками.
• Рассмотреть методику использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и, как следствие, развития речи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Речь как основная психическая функция человека. Особенности ее формирования в раннем и дошкольном возрасте 6
ГЛАВА II. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА…. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников.docx

— 28.49 Кб (Скачать файл)

Систематичность и планомерность проведения пальчиковой гимнастики.

Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.

Последовательность – (от простого к сложному).

 Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

 Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным.

Существуют следующие рекомендации по проведению пальчиковых игр:

    • перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
    • выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
    • при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
    • выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
    • не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
    • вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;
    • никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
    • стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи [16].

Очень важно приобщать родителей к пониманию важности пальчиковых игр и обучению родителей, как комплексам пальчиковой гимнастики, так и чтению методической литературы по данной теме, чтобы они могли убедиться в эффективности ее применения.

Поэтому с родителями рекомендуется проводить следующие мероприятия:

    • Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
    • консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики»,  «Пальчиковые шаги» (Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы);
    • Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.
    • мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики». Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр;
    • беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
    • родительские собрания: знакомство с проектом «Весёлые ручки».
    • Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
    • семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить». Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
    • Анализ проделанной работы «Время подводить итоги» с родителями. Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Из всего вышесказанного следует, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогут педагогу добиться хороших результатов. Эти результаты обязательно дадут  положительную динамику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы выяснили, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. У ребенка развиваются познавательные психические процессы (память, воображение, мышление). В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма и благотворно скажется на общем развитии ребенка.

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть практическую значимость исследования, которая состоит в том, что полученные результаты могут быть применены в практике дошкольных образовательных учреждений, в семейном воспитании. Пальчиковая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста может быть включена в образовательные и коррекционные программы для детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и речевыми нарушениями.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  • Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967.
  • Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966 – 142 с.
  • Бондарко Л. В., Зиндер Л. Р., Штерн А. С. Некоторые статистические характеристики русской речи // Слух и речь в норме и патологии. - Л., 1977.
  • Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
  • Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – Л., 1975. – 132 с.
  • Кубрякова Е.С. - Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. -2004.
  • Лаврентьева А.Н. Детская речь (становление языковой способности в онтогенезе): учеб. пособие для студ. пед. ун-тов / А.И. Лаврентьева. - М.: МГПУ, 2003
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Московский Университет, 1969. – 504 с.
  • Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999.
  • Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. - Издательство: АСТ Год: 2005.
  • Cхeмa логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н. В. Серебрякова, Л. C. Соломахина // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство - пресс.2001. - 576 с. 
  • Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. - Журнал Дефектология. 2004. № 5. с.4-16
  • Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи.- М., 1971. – 242 с.
  • Фрадкина Ф.И. Лехтман – Абрамович Р.Я. Этапы развития игры и предметных действий в раннем возрасте. М., 1949.
  • Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.
  • Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: ООО Издательство "Дом.ХХI век", 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплексы пальчиковой гимнастики для детей всех возрастов

ЗАМОК!

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

ЯГОДКИ

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

- С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

- И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

- Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

- Я попробую немножко.

- Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

- Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

РЫБКИ

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли

- В чистой тепленькой воде.

- То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

- Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

- То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

 

ЗАЙКА.

Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.

- Скачет, скачет зайка,

- Ты его поймай-ка!

и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

ЧЕРЕПАШКА.

 

- "Сколько пыли, сколько сора -

- До дверей дойду не скоро", -

- И вздыхает тяжко

- Наша черепашка.

 

Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

МИШКА.

 

- Мишка топает ногой,

- Мишка топает другой,

- Ух, как веселится

- В доме половица!

 

Топаем "ножками" - пальчиками.

 

- А пока танцует Мишка,

- Мы похлопаем в ладоши.

- Вместе с лисонькой-плутишкой

- Будем зрителями тоже.

 

Хлопаем в ладоши.

ЖУРАВЛИ.

 

- "До свиданья, до свиданья,

- Возвращайтесь поскорей!" -

- Провожаем, провожаем

- В путь-дорогу журавлей.

 

Машем ручкой вслед птицам.

 

- Крылышками машем:

- "До свиданья, Маша!

- Полетели мы на юг,

- Вспоминай нас, добрый друг!"

 

Ладошками изображаются крылья птиц.

РАК.

- Как хватает рыбу рак?

- Да клешней своей - вот так!

- Манит он своей клешнею:

- "Пощипаемся с тобою!"

Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

ЛОШАДКА.

- Одной рукой я травку рву,

выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

- Другой рукой я тоже рву.

- Я травкой накормлю коня.

вытянуть руки вперед

- Вот сколько пальцев у меня!

и повернуть ладонями вверх

ДОМ

- Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга

- Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук

- Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

- Буду жить я в доме том.

похлопать ладонями

ТЕСТО

- Тесто ручками помнем

сжимаем и разжимаем пальчики

- Сладкий тортик испечем

как будто мнем тесто

- Серединку смажем джемом

круговые движения ладошками по плоскости стола

- А верхушку сладким кремом

- И кокосовую крошкой

- Мы присыплем торт немножко

Информация о работе Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников