Патриотическое воспитание дошкольников в процессе дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: использование дидактических игр для патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
Рассмотреть сущность патриотического воспитания дошкольников;
Изучить психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника;
Исследовать использование дидактических игр в процессе патриотического воспитания дошкольников;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
5
1.1 Сущность патриотического воспитания
5
1.2 Психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника

13
1.3 Использование дидактических игр в процессе патриотического воспитания дошкольников

23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

27
2.1 Диагностика исследования
27
2.2 Описание эксперимента
30
2.3 Результаты исследования
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

peredelat_1.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и т.д.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

В соответствии с системно-структурным походом патриотическое воспитание рассматривается как целостная педагогическая система, состоящая из взаимосвязанных структурных компонентов: задачи, содержание, средства, методы работы, формой организации, условия и результат.

Комплексный подход предполагает взаимосвязь и преемственность всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса.

Решение задач патриотического воспитания предполагает комплексное использование содержания, средств и методов различных разделов воспитания патриотического, нравственного, интерсоциального, умственного, эстетического, трудового, экологического, сенсорного.

Деятельностный подход позволяет реализовать содержание программы в различных видах деятельности. Деятельность детей выполняет свою воспитательно-образовательную функцию лишь в том случае, если она доведена до уровня самостоятельности.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе значимых мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра.

Средовой подход позволяет целенаправленно решить задачу организации образовательного пространства патриотического воспитания. Изготовление и внесение дидактических игр и пособий, атрибутов и элементов костюмов, использование различного оборудования и ТСО.

Вывод по 1 главе. Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в  детском саду, так и в семье. Ученые доказывают, что предпосылки  будущих нравственных представлений  складываются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В этот период малыши особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них.

Используя различные формы организации  игр, занятий, инсценировок и других видов деятельности воспитатель  знакомит ребенка с великими русскими князьями, полководцами, правителями, строительством городов, подвигами  в сражениях.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных национальностей, профессий, представление о трудовой деятельности. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета.

Детям дошкольного возраста доступны знания об истории, культуре, традициях своего Отечества.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в воспитании патриотизма и при правильном руководстве педагогов может успешно решать задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Деятельность дошкольника, доведенная до уровня самостоятельности, является эффективным средством патриотического воспитания. Разные виды деятельности оказывают различное влияние на ее структурные компоненты: знания, поведение, потребности и интересы.

Общеизвестным педагогическим основанием является признание того, что любая деятельность, в том числе – игра, становится средством воспитания лишь тогда, когда она доведена до уровня самостоятельности. С целью практической реализации этого тезиса с детьми была проведена поэтапная работа, направленная на руководство процессом становления игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Диагностика исследования

 

Для определения уровня сформированности представлений дошкольников о родном крае было исследовано 20 детей старшей группы ДУ № 3 г.п. Заславль Минской области  и ДУ №503 г.Минска.

С целью диагностики уровня развития патриотизма как нравственного качества у старших дошкольников применялись следующие методы: наблюдение, анализ содержания вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми.

В исследовании были использованы:

1. Индивидуальные беседы  по вопросам (о названии страны, её столицы, области и областном центре).

2. Практические задания (игры "Где находится памятник?", "Найди  свой флаг" и "Сложи герб").

3. Словесные задания (индивидуальные  вопросы по теме: "Мой любимый  Рогачев").

4. Беседы по картинкам, изображающим достопримечательные места родного города, посещение патриотического уголка, конкурс рисунков.

Работа была разделена на 4 блока:

Ø "Моя Родина - Беларусь".

Ø "Родной город".

Ø "Символика родного города".

Ø "Личностное отношение к родному краю".

С целью определения уровня развития у детей представлений о родной стране была проведена беседа на тему: "Моя Родина - Беларусь". Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком по следующим вопросам:

  • как называется страна, в которой ты живешь?
  • как называется столица Беларуси?
  • в какой области ты живешь?
  • название областного центра?

Предварительно было проведено посещение патриотического уголка, рассматривание альбома "Моя Беларусь", "Наш Минск".

Ответы детей оценивались следующим образом: полный развернутый ответ - 3 балла, ответ неполный, с уточнениями педагога - 2 балла, на поставленный вопрос отвечает с трудом, в основном неверно - 1 балл.

В ходе беседы выяснилось, что в экспериментальной группе все дети знают название страны, в которой они живут, больше половины знают название столицы Беларуси, не все дошкольники могут ответить правильно на вопросы: в какой области ты живешь?, как называется областной центр?

Практически все знают название своей области, и только несколько ребят затруднились назвать областной город, не проявляли интереса к беседе, отвлекались.

С целью определения уровня развития у детей представлений о родном городе была проведена игра "Где находится памятник?".

Ответы детей оценивались следующим образом: задание выполнено полностью, без ошибок - 3 балла, задание выполнено частично, с подсказкой педагога - 2 балла, задание выполнено неверно - 1 балл.

В экспериментальной группе только 10% детей справились с заданием полностью, без подсказок педагога. Они играли с удовольствием, проявляли интерес к игре и быстро справлялись с предложенным заданием.

Некоторые дети неправильно называли памятник, но ставили фишки на нужные места, им требовалась подсказка педагога. Другие же наоборот - название памятника говорили правильно, но фишку располагали в другом месте.

В контрольной группе дети более активно играли, с удовольствием расставляли фишки в нужные места, многим все же требовалась подсказка педагога, несколько детей не проявили нужного интереса к игре, что отразилось на результатах диагностики.

Для определения уровня развития у детей представлений о символике родного города были проведены игры: "Найди свой флаг" и "Сложи герб". Предварительно было проведено посещение патриотического уголка, рассматривание герба и флага.

Ответы детей оценивались следующим образом: задание выполнено полностью, без ошибок - 3 балла, задание выполнено частично, с подсказкой педагога - 2 балла, задание выполнено неверно - 1 балл.

В экспериментальной группе только 15% (3 дошкольника) получили высокий балл, несмотря на то, что при рассматривании флага и герба города Рогачева в патриотическом уголке во время предварительной работы многие дети внимательно слушали рассказ воспитателя о символике родного города.

В контрольной группе 25% детей с высоким баллом. Они быстро справились с заданием и с интересом наблюдали за остальными.

С целью выявления личностного отношения дошкольников к родному краю детям в индивидуальной форме были заданы следующие вопросы:

  • за что ты любишь свой город?
  • какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями?
  • что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Ответы детей оценивались следующим образом: полный развернутый ответ, заинтересованность ребенка - 3 балла, ответ неполный, ребенок отвлекается, теряет интерес - 2 балла, на поставленный вопрос отвечает с трудом, нет желания беседовать на предложенную тему - 1 балл.

В экспериментальной группе полные, глубокие знания, заинтересованность и удовольствие в ходе беседы было выявлено у 10% (2 ребенка). Не проявляли интереса к беседе, с трудом отвечали на вопрос 30% дошкольников, остальные дети давали неполные ответы, теряли интерес, иногда отвлекались во время беседы.

В контрольной группе высокий балл выявлен лишь у одного ребенка - 5%, низкий - у 25% , остальные давали неполные ответы, некоторые стеснялись.

Анализируя проведенную работу и результаты диагностики, можно констатировать, что в контрольной группе, дети которой проживают в городе, уровень развития патриотизма выше, чем у детей экспериментальной группы, проживающих в сельской местности и посещающих сельский детский сад.

Дети городского сада (контрольная группа) с радостью и удовольствием отвечали на вопросы, играли в игры, проявляли интерес к теме, продолжали общаться между собой на тему о родном крае вне занятий, на прогулке.

Некоторые из детей сада г.Заславля (экспериментальная группа) проявляли равнодушие, нежелание играть или отвечать на вопросы воспитателя, но больше дошкольников увлекались играми, с интересом слушали рассказы педагога, задавали вопросы, тем самым проявляли интерес к информации о родном крае, об истории и достопримечательностях города.

Анализ полученных данных также показал, что большинство детей не знают особенностей своего города, его памятных мест.

Большинство детей исследуемых групп знает название своего родного города и улицы, на которой живут. Однако их знания не отличаются глубиной: только около трети всех опрошенных могли сказать, кем был человек, в честь которого названа их улица; а название области и областного центра знают только 35% детей.

Таким образом, на основании изучения знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о достопримечательностях родного края - можно отметить, что у старших дошкольников имеются знания о стране, в которой они проживают, о родном городе, о некоторых исторических событиях, что говорит о возможности усвоения ими определенного объема знаний общественной тематики.

Анализ ответов детей на вопросы в ходе беседы показал, что, во-первых, дети не умели включиться в беседу, часто "уходили" от ответов, рассказывали не о своем крае, а о том, где они отдыхали летом (опрос-беседа проводился в сентябре), что видели. Такое поведение объяснялось неустойчивым вниманием, узким кругом интересов, неуверенностью в своих знаниях.

Во-вторых, был отмечен низкий уровень знаний дошкольников о родном крае и его символике. Конечно, здесь сказалось и длительное отсутствие многих детей летом, и наличие в группе новых воспитанников, но главная причина была в несистематической работе родителей и педагогов по ознакомлению детей с городом.

При статистическом анализе данных были выявлены следующие уровни сформированности патриотизма у старших дошкольников:

высокий уровень: в экспериментальной группе 4 ребенка, что составило 20% , от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 6 детей, что составило 30%.

средний уровень: в экспериментальной группе 10 детей, что составило 50%, от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 11 испытуемых, что составило 55%.

низкий уровень: в экспериментальной группе 6 дошкольников, что составило 30% , от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 3 испытуемых, что составило 15%.

Полученные статистические результаты представлены в таблице 2.2.1.

На констатирующем этапе эксперимента с помощью проведения диагностических процедур были измерены показатели когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов и определены уровни проявления патриотизма у старших дошкольников.

 

Таблица 2.2.1. Уровень развития патриотизма у старших дошкольников (констатирующий этап исследования)

Группы

Уровни

 

высокий

средний

низкий

Эксп. гр.

4 (20 %)

10 (50%)

6(30%)

Контр. гр.

6 (30%)

11 (55%)

3(15%)

Информация о работе Патриотическое воспитание дошкольников в процессе дидактических игр