Патриотическое воспитание дошкольников в процессе дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: использование дидактических игр для патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
Рассмотреть сущность патриотического воспитания дошкольников;
Изучить психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника;
Исследовать использование дидактических игр в процессе патриотического воспитания дошкольников;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
5
1.1 Сущность патриотического воспитания
5
1.2 Психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника

13
1.3 Использование дидактических игр в процессе патриотического воспитания дошкольников

23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

27
2.1 Диагностика исследования
27
2.2 Описание эксперимента
30
2.3 Результаты исследования
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

peredelat_1.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что в экспериментальной группе вырос процент детей, имеющих высокий уровень представлений с 20% (4 человека) до 50% (10 человек); детей со средним уровнем представлений стало меньше - с 50% (10 человек) до 45% (9 человек); низкий уровень представлений остался лишь у 5% (1человек) детей группы, а был у 30% (6 человек). Можно сделать заключение о том, что знания детей экспериментальной группы о достопримечательностях родного края значительно обогатились.

 

Таблица 2.3.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента (в %)

Этап

Группа

Уровни

   

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий

Эксп. гр.

20

50

30

 

Контр. гр.

30

55

15

Контрольный

Эксп.гр.

50

45

5

 

Контр. гр.

40

50

10


 

Анализируя полученные данные, мы видим, что в экспериментальной группе вырос процент детей с высоким уровнем с 20% (4 человека) до 50% (10 человек), количество детей со средним уровнем уменьшилось с 50% (10 человек) до 45% (9 человек), также уменьшилось количество детей с низким уровнем - с 30% (6 человек) до 5% (1 человек). В контрольной же группе также произошли изменения в сторону улучшения, но они не столь значительные, как в экспериментальной группе.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной нами программы и методики ее реализации по воспитанию у старших дошкольников чувств патриотизма в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края.

Выводы по 2-ой главе:

Анализ результатов опроса педагогов и родителей указал на важность и значимость решения проблемы патриотического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Взрослые уделяют определенное внимание решению этой сложной задачи, однако недостаточная эффективность этого процесса во многом объясняется отсутствием системы и целенаправленности в этой работе.

Диагностика уровня развития патриотизма как нравственного качества детей старшего дошкольного возраста включала в себя:

Ø выявление уровня сформированности представлений детей о родном крае и его культурно-исторических традициях с помощью проведения занятий, бесед, игровой и изобразительной деятельности;

Ø изучение эмоциональной отзывчивости, особенности отношения и интереса ребенка к знаниям о своем родном городе при помощи проведения методики "Личностное отношение к родному краю";

Ø определение содержания деятельностного компонента через проведение серии наблюдений за детьми в разных видах деятельности.

Результаты диагностики показали, что большинство старших дошкольников находятся на среднем уровне развития патриотизма.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, а также математическая обработка этих результатов позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, которые произошли в развитии уровня проявления старшими дошкольниками патриотизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне, воспитания чувств собственного достоинства, уверенности в себе, своей причастности к судьбе Родины. Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка -- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -- писал К.Д. Ушинский, -- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Дидактические игры оказывают помощь в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольников. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
  2. Алябьева, Е.А. Тематические дни и недели в детском саду / Е.А. Алябьева. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. - 64 с.
  3. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005. - №1. - С .16-24.
  4. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 1998. - 175 с.
  5. Валеева, Г.X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Г. X. Валеева; Челябинский гос. пед. ун-т. - Магнитогорск, 2006. - 23 с.
  6. Варанецкая, Л. М. Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці дзяцей старэйшага дашкольнага ўзросту: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Л. М. Варанецкая; БДПУ. - Мінск, 1997. - 20 с.
  7. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение,1980. - 192с.
  8. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
  9. Збор помнiкаў гiсторыi I культуры Беларусi. / АН БССР,Iн-т мастацтвазнаўства, этнаграфii i фальклору; Рэд.кал.: С.В. Марцэлаў (гал.рэд) i iнш. - Мiнск:Сав. Энцыклапедыя,1985.-383с.
  10. Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П. Зубко // Праблемы выхавання. - 2005. - № 1. - С.12-16.
  11. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н.А. Ивашкина; Московский гуманитарный ун-т. - М., 2008. - 22 с.
  12. Казетова, А.X. Формирование патриотизма как нравственной ценности детей предшкольного возраста в процессе краеведческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / А.X. Казетова; Западно-Казахст. гос. ун-т им. М. Утемисова. - Атырау, 2006. - 29 с.
  13. Кедярова, Р.Н. Роль патриотического воспитания в современных условиях / Р.Н. Кедярова / /Сацыяльна-педагагічная работа. - 2005. - №5. - С. 3-6.
  14. Козакова, И.C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. - 2003. - №6. - С.8-12.
  15. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / О.С. Колпачук, И.Г. Добрицкая // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Минск: БГПУ, 2006. - С.66-68.
  16. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. - 208 с.
  17. Крехалёва, В.А. Воспитание любви к родному краю / В.А. Крехалёва // Дошкольное воспитание. - 1989. - №11. - С. 42-46.
  18. Лысова, Л.Н. Психолого-педагогические проблемы дошкольников / Л.Н. Лысова. - М.: Айрис Пресс Рольф, 1983. - 267 с.
  19. Маленькие граждане большой страны: программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Спадчына" / Л.В. Дубовская; под. ред. В.М. Теленченко. - Мозырь: Содействие, 2007. - 220 с.
  20. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками / С.О Николаева. - М.: Владос, 2007. - 112 с.
  21. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 1991. - 112 с.
  22. Новиков, Л.И. Государственная символика и патриотическое воспитание молодёжи / Л.И. Новиков// Веснiк адукацыi. - 2005. - № 2. - С.18-26.
  23. Прохоренко, А.Г. Патриотизм как качество личности: генезис и структура / А.Г. Прохоренко // Вecцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія. - 2006. - № 1. - С. 24-27.
  24. Сиволюбова, Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н.А. Сиволюбова; Ставропольский гос. ун-т; Ставрополь, 2003. - 21 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ

(учебно-развивающая  игра)

 

Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

Ход игры. Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение.

Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

ГЕРБ ГОРОДА

(игра)

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. Дети по контурному  шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

  1. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь 
    на память.
  2. Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета 
    лей при помощи шаблонов-накладок.
  3. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же 
    игровой задачи.

РАЙОН, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ

(настольная  игра)

 

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.

                    

ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА

(игра-лото)

 

 Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием обьекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.

 

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД

(игра)

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

 

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: «расколдовать» город.

 

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

- Как называется наша страна?

  • Как называется город, в котором вы живёте?
  • Как давно был основан наш город?
  • Какие улицы города вы знаете?

- Как называется улица, на которой ты живёшь?

—Какие памятники нашего города вы знаете?

- Какие памятники старины есть в нашем городе?

—Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе? 
    Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

 

                                   Путешествие по городу

Информация о работе Патриотическое воспитание дошкольников в процессе дидактических игр