Патриотическое воспитание дошкольников в процессе дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: использование дидактических игр для патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
Рассмотреть сущность патриотического воспитания дошкольников;
Изучить психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника;
Исследовать использование дидактических игр в процессе патриотического воспитания дошкольников;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
5
1.1 Сущность патриотического воспитания
5
1.2 Психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника

13
1.3 Использование дидактических игр в процессе патриотического воспитания дошкольников

23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

27
2.1 Диагностика исследования
27
2.2 Описание эксперимента
30
2.3 Результаты исследования
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

peredelat_1.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, в целом в группах преобладает средний уровень сформированности представлений о родном крае, городе и его достопримечательностях.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что у большинства детей интерес к родному краю является ситуативным, эпизодическим. Поэтому разработка программы, способствующей эффективному воспитанию устойчивого интереса к родному краю, его достопримечательностям и формирование патриотизма у старших дошкольников представляется актуальной педагогической задачей.

 

 

2.2 Описание эксперимента   

 

Экспериментальная работа проводилась на базе ДУ № 3 г.п. Заславль Минской области  и ДУ №503 г.Минска.

В саду №503 создан патриотический уголок. В исследуемой группе ДУ №3 также имеется уголок по патриотическому воспитанию и уголок природы, который создавали дети.

Наиболее распространенными сочетаниями методов в практике проведения занятий с детьми по ознакомлению с родным городом являлись: рассказ взрослого, чтение художественного произведения, рассматривание картины или иллюстраций к книге; рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, рассматривание картины. Использование музыкального сопровождения сочетается на занятии (немузыкальном) с рассказом воспитателя, с чтением поэтических произведений; технические средства - с рассказом воспитателя; наблюдение окружающего - с рассказом воспитателя и чтением художественного произведения. Значительно чаще воспитатели используют на занятиях один метод, например, только рассматривание картины, только чтение художественного произведения, только наблюдение. Такое использование методов, как показал анализ результатов занятий, оправдано лишь в отдельных случаях: когда педагог ставит задачу, например, сформировать у детей конкретные представления о процессе труда, о музеях города и т. д. В таком случае можно использовать какой-то один из методов обучения. Но занятия, на которых детей знакомят с тем или иным событием общественной жизни города, обязательно должны сочетать две задачи: сообщение знаний и воспитание чувств. Использования одного какого-то метода недостаточно, так как это делает занятия по ознакомлению с родным городом малоинтересными для детей и неэффективными в эмоциональном воздействии на них. О последнем свидетельствует высокий процент забывания детьми информации, получаемой ими на занятиях, а также отсутствие игр, возникающих по инициативе детей и связанных с содержанием занятий.

Успешность проведения занятий по формированию патриотических чувств во многом зависит и от методических приемов, используемых педагогом. Методические приемы, которыми пользуются воспитатели: игры, загадки (отгадывание и придумывание детьми новых загадок), составление детьми рассказов и придумывание их концовок, ответы на вопросы воспитателя, включение детей в воображаемую ситуацию .

На занятиях дети получали знания о воинах белорусской Армии. В качестве методических приемов использовались: прослушивание художественных произведений, рассматривание картин, ответы на вопросы воспитателя. Следует отметить низкий процент приемов, направленных на развитие самостоятельности мышления детей, проявления воображения, творчества. Мало используются на занятиях наглядные материалы. Однообразна индивидуальная работа с детьми, которая сводится к помощи по ходу выполнения задания и не учитывает индивидуальные интересы детей, общий уровень их развития. Воспитатели мало используют опыт детей, не активизируют его. В целом познавательная и эмоциональная активность детей на занятиях низкая.

Темы занятий в основном соответствуют программе, однако связь между ними не прослеживается.

В программном содержании занятий в планах на первом месте стоят познавательные и речевые задачи: формировать у детей представления о воинах белорусской Армии, закрепить понимание слова пограничник, сформировать представления о жизни города в условиях ВОВ, обогатить словарь детей новыми словами: воин-освободитель, защитник, победа, граница, обучить связной речи и т. д. Воспитательные задачи, как правило, планируются в очень общем виде: воспитывать патриотические чувства, воспитывать уважение к трудящимся и др. Планируемые воспитательные задачи не всегда способствуют формированию моральных качеств детей, их ориентировке на образцы нравственного поведения. Организация занятий в группах достаточно однообразна. Занятия проводились преимущественно в форме беседы. Итоговые занятия - в форме опроса, дети, отвечая на вопросы педагога, иногда составляли индивидуальные рассказы по картинкам.

Были выявлены и такие недостатки в планировании и проведении занятий, как:

однообразие используемых методов обучения детей (рассказ воспитателя с целью сообщения знаний, беседы);

редко используются такие методы в проведении занятий, как составление детьми рассказов из личного опыта с использованием их рисунков на темы: "Дом, в котором я живу", "Моя улица", "Любимый город"; беседы "Почему так названа улица города?";

не планируются тематические вечера с приглашением ветеранов войны;

формулировка задач в программном содержании занятий носит обобщенный, неконкретный характер типа: "Познакомить дошкольников с достопримечательностями родного города. Воспитывать любовь к родному краю (городу)";

не раскрывается словарная работа с детьми (активизация и обогащение, словаря);

крайне ограничено число занятий продуктивного характера (рисование, лепка, аппликация, конструирование), связанных с данной темой;

слабо отражена предварительная и последующая работа по закреплению знаний детей, а также совместная работа с семьей в этом вопросе.

Все это снижает потенциальные возможности занятий по ознакомлению с родным городом в решении задач патриотического воспитания детей.

Следует отметить также недостаточное внимание воспитателя к целенаправленному сообщению детям знаний вне занятий, в повседневной жизни. В анализируемых материалах данных групп можно отметить лишь наблюдение (за транспортом, за трудом взрослых и др.) как метод обогащения знаний детей об окружающем и индивидуальные беседы по уточнению представлений дошкольников. И здесь видны типичные недостатки в работе педагогов: воспитатели заботятся о накоплении знаний детьми и мало внимания уделяют их творческому освоению и воспитанию чувств дошкольников.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с городом краем.

Успеха в данном вопросе воспитания можно достигнуть, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего края, сможет отобрать те знания, которые будут доступны детям старшего дошкольного возраста, сможет вызвать у детей чувство восторга и гордости, любви к с родному краю.

Способность детей старшего дошкольного возраста осознанно воспринимать события и явления общественной жизни родного края в наибольшей мере проявляется при особой, целенаправленной организации процесса обучения, которая стимулирует детей к проявлению любознательности, творчества, самостоятельности в усвоении знаний.

Большой интерес вызывали у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое родного края). В таких играх ребенок приобретал и совершенствовал знания об окружающем: об историческом прошлом родного края, о его современной настоящей жизни, т.е. у детей проявлялась познавательная активность, а на основании комбинирования полученных знаний при построении сюжетов, в стремлении детей подражать любимым героям формировалась творческая активность. Немаловажным являлось и то, что находя партнеров для игр и устанавливая с ними игровые и реальные отношения, создавая игровой образ и выражая свое отношение к выбранному герою, проявляя при этом личные качества, происходила реализация социальной активности детей.

Огромное значение при организации игровой деятельности, направленной на ознакомление старших дошкольников с родным краем, имело педагогическое общение, которое помогало не только управлять развитием активности в игре, но и оказывало большое влияние на формирование у ребенка чувства любви к родному городу.

Большая работа проводилась по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче.

Основная работа проходила вне занятий. Информация, которую дети получают на занятиях, закреплялась во время бесед с детьми в дидактических играх и упражнениях.

При разработке занятий по воспитанию патриотизма в процессе ознакомления дошкольников с достопримечательностями родного края мы учитывали комплексно-интегрированный характер деятельности детей, в которой одна тема как бы "привязана" к другой, где интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к тематическому планированию, к решению задач, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию детей средствами разнообразных видов и форм детской деятельности (общения, познавательно-практической, театрально-художественной, игровой, трудовой и т.д.).

Так, например, при планировании темы беседы "История возникновения города" кроме основных занятий включали следующие виды деятельности: составление с детьми карты города, рассматривание фотоальбома "Прошлое и настоящие города", творческое задание "Я - архитектор", "Самое современное здание в городепроведение дидактических игр "Узнай, где я нахожусь?", "Почтальон", вызывающих интерес к изучению истории своего города, чтение таких художественных произведений, как "Вокзал" из книги "Что я видел" Б. Житкова, "По городу" В. Берестова, легенд и преданий. В конце была оформлена выставка рисунков "Мой любимый город". То есть одна и та же тема интегрировалась в разные виды и формы занятий, а также в самостоятельную деятельность детей.

Формированию представлений детей о родном крае способствовали элементы театрально-художественной деятельности. Например, "Потерялся ребёнок", "Помоги иностранному туристу". Чтение и беседы: "Адкуль пайшла назва Беларусь", " Памяць зямлі" В. Віткі, "Адкуль пайшлі Беларусы", пословицы и поговорки, прыказкі і прымаўкі.

При закреплении знаний о городе, полученных на занятиях и в повседневной жизни, было проведено заключительное занятие в форме игры-конкурса, проводились различные дидактические игры, описание которых представлены в приложении.

При знакомстве дошкольников с историей родного края приходилось многое им рассказывать. От того, как это делалось, зависело, воспримет ли ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще. Вследствие этого:

♦ По ходу рассказа мы использовали наглядный материал. Это были фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы и др.

♦ Составляя рассказ, мы включали в него вопросы к детям. Это было необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ превращался из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствовало более успешному усвоению знаний.

♦ Рассказывая о каких-то исторических событиях, мы старались часто не употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, мы употребляли выражения: "Это было очень-очень давно", "Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими" и т.д.

♦ Мы старались, чтобы язык рассказа был очень простым. Если в рассказе встречались незнакомые детям слова, мы объясняли их значение, не перегружали рассказ сложными грамматическими конструкциями, так как дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.

♦ В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного края, мы рассказывали им о различных архитектурных сооружениях. При этом выделяли что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Усиливало эмоциональное воздействие занятий предложение детям пофантазировать: "К нам приехал гость, он никогда у нас не был. Что мы ему покажем, куда поведем?".

Были проведены экскурсии в библиотеку, на почту, в магазин. Содержание экскурсий служило основанием для последующей деятельности детей: рисования, лепки, игр, конструирования и др. Дети наблюдали за возведением жилого дома и по возращении строили дом из большого напольного строительного материала. Показателем успешно проведенной экскурсии считается возникновение по инициативе детей сюжетно-ролевых игр. Это означает, что экскурсия вызвала эмоционально положительное отношение, потребность выразить его в собственной деятельности. Так возникла игра в библиотеку, строительство дома.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Результаты исследования

 

С целью выявления эффективности проведенной работы мы провели контрольный эксперимент по той же методике, что и формирующий.

патриотизм нравственный дошкольник достопримечательность

Таблица 2.3 1. Уровень развития патриотизма у старших дошкольников (контрольный этап исследования)

Группы

Уровни

 

высокий

средний

низкий

Эксп. гр.

10 (50%)

9 (45%)

1 (5%)

Контр. гр.

8 (40%)

10 (50%)

2 (10%)

Информация о работе Патриотическое воспитание дошкольников в процессе дидактических игр