Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 00:09, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность деятельности общественного объединения «Юный жуковец» в патриотическом воспитании младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
Раскрыть теоретические аспекты патриотического воспитания школьников.
Рассмотреть содержание патриотического воспитания школьников.
Дать сущностную характеристику детского общественного объединения «Юный жуковец» как обеспечивающего патриотическое воспитание младших школьников.
Проверить в опытно - экспериментальной работе эффективность деятельности общественного объединения «Юный жуковец» в патриотическом воспитании с младшими школьниками.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Патриотическое воспитание школьников как социально-
педагогическая проблема
1.1. Содержание патриотического воспитания школьников...................7
1.2. Возможности детского общественного объединения в
патриотическом воспитании младших школьников……………….9 Глава 2. Система деятельности общественного объединения «Юный
жуковец» в патриотическом воспитании младших
школьников
2.1. Программа деятельности детского общественного
объединения «Юный жуковец»……………………………………….14
2.2. Показатели эффективности патриотического воспитания младших
школьников в детском общественном объединение «Юный
жуковец»...................................................................................................17
2.3. Результаты опытно- экспериментальной работы по
патриотическому воспитанию младших школьников ........................21
Заключение……………………………………………………………………….23 Список литературы………………………………………………………………24
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личного становления человека. Указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал. Что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» (12, стр. 132 )
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно- нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделенность, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: СМИ, общественные организации, объединения, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого- педагогические компоненты, которые в свое совокупности выступают как носители указанного качества. Таким компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно - мотивационный, конгнитивно - интеллектуальный, эмоционально- чувственный, поведенческий и волевой компоненты.
Потребностно - мотивационный компонент патриотизма в детском общественном объединении.
Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей. Мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых трудных ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждается в нем чувства сопереживания. Благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость, за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно - мотивационной сферы учащихся указывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, проза Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, М. Шолохова,
А. Твардовского и др.).
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершавшими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе через детское общественное объединение отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Когнитивно - интеллектуальный компонент патриотизма в детском общественном объединении. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно- художественные гостиные, фольклорно- этнические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально- чувственный компонент патриотизма в детском общественном объединении. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма в детском общественном объединении - это формирование способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащимися в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристко- краеведческая работа, историко- этнографические экспедиции, празднование историко- юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
Таким образом, детское общественное объединение имеет большие возможности в патриотическом воспитании школьников.
2. СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Программа деятельности
объединения «Юный жуковец».
В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится роль не только школы, но и детского и подросткового общественного движения, которое позволяет ребенку реализовать свои потребности и раскрыть способности.
Тем не менее, городское детское общественное объединение «Юный жуковец» позволит решить ряд проблем, с которыми дети и подростки сталкиваются сегодня. А это - отсутствие интереса к изучению истории своего Отечества, края, города, семьи, что мешает подростку стать истинным патриотом, создает возрастной барьер между поколениями и приводит к небрежному отношению к ветеранам Великой Отечественной войны, не позволяет деятельно общаться и сотрудничать младшим и старшим школьникам.
Целью детского общественного объединения «Юный жуковец» является
воспитание детей и подростков в духе патриотизма и уважения к истории и культуре родного края и Отечества.
Были поставлены следующие задачи:
Направления деятельности детского общественного объединения.
3. Активизация поисковой и исследовательской деятельности.
4. Развитие основ нравственности и активной жизненной позиции.
5. Укрепление здоровья и физической выносливости, приобретение военно-прикладных навыков.
6. Сотрудничество с организациями ветеранов войны и труда.
7. Координация совместной деятельности с Ассоциацией детских и подростковых организаций города.
8. Реализация функций детской общественной организации по защите прав и интересов ее членов.
реализация целей и задач Объединения осуществляется через направления, содержащие и структуру деятельности, законы и правила жизни коллективов.
Содержание деятельности основывается на принципах возрастного подхода к деятельности детского объединения и предполагает рост члена объединения посредством участия в ее работе, определенной «ступенями» — этапами роста, идеями которых являются следующие понятия: «Я», «Семья», «История», «Дело», «Мастерство», «Лидерство».
На каждой ступени члены Объединения получают опыт социальных отношений и должны быть готовы к выполнению новой социальной функции:
1 ступень — 3—5 классы — «следопыты»;
2 ступень — 6—7 классы — «организаторы»;
3 ступень — 8—9 классы — «мастера»;
4 ступень — 10—11 классы — «командиры»,
Для получения очередного статуса член объединения должен:
= на 1 ступени
- читать книги и смотреть фильмы об истории родной страны, города,
о Великой Отечественной войне, замечательных людях — взрослых и детях;
- интересоваться историей своей семьи, рода;
- посещать краеведческий музей, выставочные залы;
- помогать старшим, защищать младших;
- заниматься физической культурой.
= на 2 ступени
- изучать историю своей Родины, биографию маршала Жукова;
- оформлять поисковые материалы;
- участвовать в слетах юных жуковцев;
- вести личный «Дневник роста»;
- шефствовать над младшими, ветеранами;
- организовывать экскурсионную работу с жуковцами 1 ступени;
- вести здоровый образ жизни.
=на 3 ступени
- входить в органы управления Жуковскими отрядами;
- иметь нравственные ориентиры и уметь их отстоять;