Патриотическое воспитание младших школьников в детском общественном объединении «Юный жуковец»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность деятельности общественного объединения «Юный жуковец» в патриотическом воспитании младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
Раскрыть теоретические аспекты патриотического воспитания школьников.
Рассмотреть содержание патриотического воспитания школьников.
Дать сущностную характеристику детского общественного объединения «Юный жуковец» как обеспечивающего патриотическое воспитание младших школьников.
Проверить в опытно - экспериментальной работе эффективность деятельности общественного объединения «Юный жуковец» в патриотическом воспитании с младшими школьниками.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Патриотическое воспитание школьников как социально-
педагогическая проблема

1.1. Содержание патриотического воспитания школьников...................7

1.2. Возможности детского общественного объединения в
патриотическом воспитании младших школьников……………….9 Глава 2. Система деятельности общественного объединения «Юный
жуковец» в патриотическом воспитании младших
школьников

2.1. Программа деятельности детского общественного
объединения «Юный жуковец»……………………………………….14

2.2. Показатели эффективности патриотического воспитания младших
школьников в детском общественном объединение «Юный
жуковец»...................................................................................................17

2.3. Результаты опытно- экспериментальной работы по
патриотическому воспитанию младших школьников ........................21

Заключение……………………………………………………………………….23 Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

kursovaya_patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikovpokshina_21_04_06.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

= на 4 ступени

  • водить в городские органы управления объединения;
  • самостоятельно определять направления работы и организовывать ее с жуковцами 1 - 3 ступеней;
  • заниматься самовоспитанием и самообразованием;
  • готовиться к службе в рядах Российской армии, учебе в специализированных учебных заведениях, к профессиональной деятельности.

Таким образом, городская Программа деятельности детского общественного объединения обеспечивает системный подход к патриотическому воспитанию школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Показатели эффективности патриотического  воспитания младших

школьников в детском общественном объединении «Юный

жуковец».

Очевидно, что воспитание патриотизма молодежи должно строится на великих примерах патриотизма и героизма нашего народа, которыми полна наша отечественная история. Еще живы наши ветераны, те, кто не щадил своей жизни во имя Победы. В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится роль не только школы, но и детского и подросткового общественного движения, которое позволяет ребенку реализовать свои потребности и раскрыть способности. Одним из  решений проблемы патриотического воспитания школьников  стало создание детского объединения школьников МОУ №32 и разработка Программы ее деятельности.

Школьное объединение «Юный жуковец» позволит решить ряд проблем, с которыми дети и подростки сталкиваются сегодня. А это - отсутствие интереса к изучению истории своего Отечества, края, города, семьи, что мешает подростку стать истинным патриотом, создает возрастной барьер между поколениями и приводит к небрежному отношению к ветеранам Великой Отечественной войны, не позволяет деятельно общаться и сотрудничать младшим и старшим школьникам.

Целью объединения являются:

- воспитание детей и подростков в духе патриотизма и уважения к истории и культуре родного края и Отечества.

 Задачи:

  • организация деятельности, способствующей развитию у детей и подростков личностных качеств юного патриота, активизирующей включение подрастающего поколения в жизнь общества;
  • формирование   организаторских  навыков  средствами   коллективной  творческой деятельности;
  • воспитание чести и достоинства ученика школы;

-   развитие организаторских навыков в работе музея своей школы;

  • создание условий для изучения жизни полководцев, героев войн и учиться умению рассказывать об их боевых подвигах.

 Детского объединение  «Юные жуковцы» включает следующие направления работы:

1. Изучение военной истории нашей страны и биографии великих полководцев.

2. Изучение жизни и деятельности Г.К. Жукова.

3. Развитие основ нравственности и активной жизненной позиции.

4. Укрепление здоровья, приобретение военно-прикладных навыков.

5. Сотрудничество с организациями ветеранов войны и труда.

6. Координация совместной деятельности с Ассоциацией детских и подростковых организаций города.

7. Реализация функций детского общественного объединения по защите прав и интересов ее членов.

Реализация целей и задач объединения «Юных жуковцев» осуществляется   через организацию деятельности жизни коллектива детей.

  Членство в объединении определяется следующим образом:

- объединение предусматривает индивидуальное и коллективное членство;

- членами объединения могут быть лица, признающие Устав;

-  прием в объединение осуществляется Советом объединения на основе добровольности;

- решение о прекращении членства в объединении принимается Советом

объединения

Права и обязанности членов  объединения

  Права:

  • участвовать во всех мероприятиях объединения и получать информацию о ее деятельности;
  • вносить в руководящие органы предложения по улучшению работы объединения и лично участвовать в их реализации;

- объединяться внутри объединения по направлениям деятельности или по специализированным программам.

Обязанности;

- соблюдать Устав объединения и выполнять решения руководящих органов;

- содействовать выполнению целей и задач объединения;

- способствовать осуществлению и участвовать в реализации программ объединения;

- уважать символы и ритуалы своей Родины;

      - оказывать  поддержку и помощь своим друзьям  по объединению.

 Организационная структура и руководящие органы.

  Высшим органом объединения является Слет жуковских отрядов, который созывается один раз в год.

 Компетенцией Слета жуковских отрядов являются:

  • принятие Устава, символов и атрибутов объединения;
  • избрание Совета объединения;

- утверждение программы деятельности на период между созывами Слета и отчетов о работе жуковских отрядов;

- определение основных задач и направлений развития объединения.

  Компетенцией Совета объединения являются:

- руководство деятельностью объединения в период между созывами Слета;

  • разработка программ деятельности, символики и атрибутики;
  • утверждение плана работы объединения;

- принятие решения о приеме новых членов в объединение и вывод из него;

- внесение дополнений и изменений в Устав объединения с последующим принятием на Слете. Школьный совет собирается один раз в месяц. Решение школьного совета считается правомочным, если на заседании присутствуют не менее 2/3 его членов. Решения принимаются прямым голосованием.

 Так через  сеть традиций Жуковского движения, школьное объединение  достигает  главную цель. Это воспитание  личности гражданина в духе  патриотизма и уважения к культуре  и истории страны на основе  исторических ценностей. Таким образом, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма эффективно через детское школьное объединение «Юный жуковец».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты опытно- экспериментальной  работы по

патриотическому воспитанию младших школьников

 

Патриотическое воспитание  через детское общественное объединение представляет собой организованный процесс воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие младших школьников.

Через жуковское движение за два года прошло 354 обучающихся (3-4 классы). Результат Жуковского движения прослеживается в том, что ребята с желанием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами трудового фронта, приглашают их на праздники, посещают их на дому, дарят им подарки, сделанные своими руками.

Интерес к Жуковскому движению у ребят проявляется в том, что они с помощью классного руководителя  придумывают атрибутику юного жуковца. Каждый отряд имеет форму, название, девиз, песню, план деятельности и командира отряда.

Традиционны в школе стали уроки мужества, слеты Жуковских отрядов, праздник «День единства поколений», конкурсы чтецов, конкурс рисунков и плакатов, игра «Колесо истории», операции «Поздравляю», «Ветеран живет рядом», общение с клубом «Фронтовые подруги» и изучение их вокального творчества. (Приложение 1, 2).

Наши ребята не знали войны, им посчастливилось родиться и жить в мирное время, но знать какой ценой достигается мир должен знать каждый ребенок. И в школе все возможные пути для работы с ребятами в этом направлении открыты.

Панорама добрых дел это вечные общечеловеческие ценности и планируя воспитательную работу через детское объединение «Юный жуковец» мы воспитываем у  обучающихся любовь к Родине, к ее земле, к ее народу. Зажигаем огоньки памяти и уважения, которым вечно жить.

Для выявления у учащихся знаний о понятии патриотизма были предложены анкеты. В начале учебного года в опросе приняли участие 158 обучающихся (3- 4 классов), что составило 97%.

По мнению 56% респондентов о понятие патриотизма они узнали от учителя, 34% от родителей, 10% не знакомы.

Большинство опрошенных (77%) знают, что такое патриотизм. 87% ответили, что такие качества, как смелость, отвага, мужество, любовь к Родине, присуще патриоту.

135 обучающихся  уверены в том, что ученик начальной школы является патриотом и  86% считают себя таковым.

Опрос показывает, что у детей поверхностные знания о патриотизме. Данные результаты показывают, что в школе должна вестись системная работа по патриотическому воспитанию. В работе необходимо опираться на школьное детское общественное объединение «Юный жуковец».

В апреле 2006 года на параллели 3- 4 классов проводился повторный опрос по патриотическому воспитанию среди Жуковских отрядов.

В опросе приняло участие 165 обучающихся, что составило 100%. Целью данного опроса являлось прослеживание эффективности деятельности детского общественного объединения «Юный жуковец» по патриотическому воспитанию.

С понятием патриотизм знакомы 100% обучающихся, большинство опрошенных знакомы, что такое патриотизм.

Такие поступки школьника, как изучение своей страны, края, участие в мероприятиях, помощь ветеранам говорит о его патриотизме, писали ребята.100% опрошенных считают себя патриотами.

Данные результаты анкеты показывают эффективность деятельность детского общественного объединения «Юный жуковец» по патриотическому воспитанию. (Приложение 3).

Изучение истории государственных символов России имеет особую ценностно- смысловую нагрузку, ибо обозначает принадлежность людей к определенному социальному пространству; оказывает влияние на формирование чувства гордости за кровное родство с далекими предками, отстоявшим честь, свободу и независимость России.

Будущее есть у того народа, который помнит прошлое, уважает людей, чья жизнь уже стала историей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема патриотического воспитания младших школьников является актуальной на всех этапах развития человеческого общества. В наше время в связи с кардинальными преобразованиями всей жизни нашего общества данная проблема приобретает особое значение. Изменения, происходящие в социальной, политической, педагогической сферах требуют специального анализа сущности и содержания понятия «Патриотизма».

Процесс патриотического воспитания младших школьников осуществляется на основе детского общественного объединения «Юный жуковец», отражающие общие закономерности целостного педагогического и особенности данного направления воспитательной работы: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; координация взаимодействия школы; семьи и общественности; методов, средств и приемом патриотического воспитания историческими традициями народа; органическая взаимосвязь учебного материала и содержания внеклассных мероприятий; зависимость содержания, форм и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных воспитанников; интегративно- деятельностный подход; гибкость и вариативность; опора на положительное.

Социально - экономическое развитие нашего государства связано с патриотическим воспитанием будущего поколения. Именно патриотически настроенная молодежь будет решать глобальные задачи, стоящие перед обществом.  Таким образом, патриотизм является той направляющей силой, способной преодолеть кризисные явления в обществе.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1989г.
  2. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989г.
  3. Воробьева С.В. Символика и традиции: Документальное обеспечение воспитательного процесса. Классный руководитель.- 1998г.- № 2. С.30-34.
  4. Ипполитова Н.В. патриотическое воспитание в современных условиях. Челябинск, 1997г.
  5. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание. – Москва, 2005г.
  6. Квятковский Ю. Патриотическое воспитание- веление времени.- Внешкольник. 1998.- № 12.- С29-32.
  7. О военно- патриотических молодежных и детских объединениях.- Вестник образования.- 2000.- № 18- С.29-32
  8. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание в современных условиях.- Челябинск, 1997г.
  9. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации». Воспитание школьников.- 2002.- № 6.- С.2-6
  10. Сборник «Городская детская общественная организация «Юные жуковцы». Сургут. 2001г.
  11. Харланова Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли. Образование в современной школе.- 2004.- № 4. С.52-62.
  12. Харламов И.Ф. Педагогика, 2001г

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников в детском общественном объединении «Юный жуковец»