Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 00:09, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность деятельности общественного объединения «Юный жуковец» в патриотическом воспитании младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
Раскрыть теоретические аспекты патриотического воспитания школьников.
Рассмотреть содержание патриотического воспитания школьников.
Дать сущностную характеристику детского общественного объединения «Юный жуковец» как обеспечивающего патриотическое воспитание младших школьников.
Проверить в опытно - экспериментальной работе эффективность деятельности общественного объединения «Юный жуковец» в патриотическом воспитании с младшими школьниками.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Патриотическое воспитание школьников как социально-
педагогическая проблема
1.1. Содержание патриотического воспитания школьников...................7
1.2. Возможности детского общественного объединения в
патриотическом воспитании младших школьников……………….9 Глава 2. Система деятельности общественного объединения «Юный
жуковец» в патриотическом воспитании младших
школьников
2.1. Программа деятельности детского общественного
объединения «Юный жуковец»……………………………………….14
2.2. Показатели эффективности патриотического воспитания младших
школьников в детском общественном объединение «Юный
жуковец»...................................................................................................17
2.3. Результаты опытно- экспериментальной работы по
патриотическому воспитанию младших школьников ........................21
Заключение……………………………………………………………………….23 Список литературы………………………………………………………………24
Департамент образования и науки
Администрации Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Сургутский государственный педагогический университет
Факультет дошкольного, начального, изобразительного, музыкального образования
Кафедра теоретических основ дошкольного и начального образования
«Патриотическое воспитание младших школьников в детском общественном объединении
«Юный жуковец».
Курсовая работа
Сургут 2006
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Патриотическое воспитание школьников как социально-
педагогическая проблема
1.1.
Содержание патриотического
1.2. Возможности детского общественного объединения в
патриотическом воспитании
жуковец» в патриотическом воспитании младших
школьников
2.1. Программа деятельности детского общественного
объединения «Юный жуковец»…………
2.2. Показатели эффективности
школьников в детском
жуковец»......................
2.3. Результаты опытно- экспериментальной работы по
патриотическому воспитанию
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Серьезные изменения, происходящие во всех социальных сферах жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения жизненных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников образовательного процесса, прежде всего, в школе, где многие задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены традиционными средствами.
Изменения, происходящие в нашей стране, не обошли стороной и систему образования. Система воспитания претерпела серьезные преобразования, и наиболее болезненными они стали для такого важнейшего направления работы, как патриотическое воспитание. Вернуть истинное значение таким понятиям, как «Отечество», «патриотический долг» - в этом на сегодняшний день состоит главная задача педагогов.
В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится роль не только школы, но и детского и подросткового общественного движения, которое позволяет ребенку реализовать свои потребности и раскрыть способности.
Таким образом, существуют следующие противоречия:
- между необходимостью
активного патриотического
- между объективно высоким
воспитательным потенциалом
- между потребностями
детей, членов объединений в
- между насущной потребностью в координаторе, организаторе, лидере детского движения и отсутствием системы «выращивания» таковых в деятельности общественных объединений.
Несмотря на достаточную разработанность отдельных вопросов патриотического воспитания школьников, в педагогической литературе не уделено значительного внимания проблемам патриотического воспитания младших школьников средствами детского общественного объединения. Это обусловило проблему исследования, которая состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями детского общественного объединения как средства активизации патриотического воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью теории и практики ее реализации.
Данная проблема позволила определить тему нашего исследования: «Патриотическое воспитание младших школьников в детском общественном объединении «Юный жуковец».
Объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – деятельность детского общественного объединения «Юный жуковец» в патриотическом воспитании младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность деятельности общественного объединения «Юный жуковец» в патриотическом воспитании младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
Детское общественное объединение «Юный жуковец» способно обеспечить патриотическое воспитание младших школьников если:
В работе использовались методы, адекватные целям и задачам исследования: включенное наблюдение, экспериментальная беседа, анкетирование, интервьюирование; изучение продуктов деятельности младших школьников (видеозаписи, фотоснимки, аудиозаписи, сочинения, оформительская продукция); методики незаконченных предложений, степени выраженности личностных качеств. В качестве дополнительных методов исследования использовались организация и проведение комплексных игр.
База исследования: МОУ СОШ № 6, 7, 22, 32.
Курсовая работа состоит из 2 глав, 5 параграфов, введения, списка литературы, приложения.
1.1. Содержание патриотического воспитания школьников.
В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы» (далее именуется Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов, религиозных конфессий.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее – патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно- нравственного единства общества.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно- правовых, организационных, научно- исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.
Программа предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику, опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив.
Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.
В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают религиозные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.
В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально- этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны. Разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения- детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу образовательных учреждений как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений). (9, стр. 4)
1.2. Возможности детского общественного объединения в
патриотическом воспитании
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют значение в социально- гражданском и духовном развитии личности ученика через детское общественное объединение. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.