Патриотическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение состояния патриотизма младшего школьника и форм его развития.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
изучить проблему воспитания патриотизма, исторические особенности формирования патриотизма, в отечественной педагогике;
проанализировать особенности воспитания младших школьников;
провести анализ научных источников, в которых описано состояние патриотического воспитания младших школьников на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………..6
Патриотическое воспитание как основа национальной идеи…..…......................................................................................………6
Цели, задачи, принципы патриотического воспитания в современном российском обществе……………………..............…………………..……………...14
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста……….....................................................................................…20
Глава 2. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ…....................................................................................................….25
2.1. Форма и характеристики патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………25
2.2. Особенности реализации патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………32
Заключение………………....…………………………………….....................38
Список литературы………………………….....………………………………………41

Файлы: 1 файл

patrioticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

В то же время современная ситуация оценивается как нестабильная. Это связано с  существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи,  ее отчуждением от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, с отсутствием  чётких  перспектив  в  воспитании  личности.  Под  влиянием  западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного  моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребенок, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку – молодому и взрослому - стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязывают ему извне. И как результат – рост наркомании, пьянства, детской преступности, отказ молодых людей от службы в Вооруженных Силах. Значительная  часть  молодежи  выдвигает  главным  приоритетом  в  своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих  мыслей,  желаний,  поступков.  Одним  из  уязвимых  моментов  в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах.  Отток  талантливой  молодежи  за  границу, нежелание ее  участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения – всё это угрожает национальной безопасности страны. 

Особую  актуальность  приобретает  вопрос  патриотического  воспитания подрастающего поколения.  Именно патриотическая идея является тем фундаментом,  на  котором  во  все  времена  консолидируются  все  слои  российского  общества.  Патриотическая  направленность  воспитания  всегда  была  присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Со времен «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя» воспитание на Руси мыслилось, прежде всего, как воспитание защитника и радетеля родной земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания. Не случайно К.Д. Ушинский отводил  патриотическому воспитанию в нравственном развитии ребенка ведущую роль. Идея народности стала определяющей  в  становлении  отечественной  педагогической  мысли.  В  обогащении этой мысли народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина  (В.Г.  Белинский,  Н.А.Бердяев, В.П.  Вахтеров, И.А.Ильин, П.Ф.Каптерев, В.О. Ключевский, Н.И.  Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.). 

Патриотизм  предполагает,  в  первую  очередь,  любовь  к родной  земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах. Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой  культуры  и  общечеловеческим  ценностям  лежит  через  постижение  своей родной культуры и национальных ценностей (А.С. Макаренко,  П.И.  Пидкасистый,  В.А.  Сухомлинский и др.).

По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе, и особенно в молодежной среде, отмечается повышенный спрос на патриотическую идею для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость  патриотического  воспитания  в  условиях  современного  образования.

Наличие  довольно    значительного    массива    литературы  по рассматриваемой  проблеме    свидетельствует   о    наметившемся  прорыве в осмыслении  ее  наиболее  существенных  сторон  благодаря    активизации соответствующих  исследований  в  области  философских,  исторических, политологических,    социологических  и  педагогических  наук.  Тем  самым, создан  определенный  задел  для  продолжения  теоретических изысканий по целому  ряду  важнейших  аспектов  проблемы  патриотизма,  его  развития    в российском обществе в новых условиях.

Идея патриотизма  содержит на сегодняшний день ряд противоречий и необъективных суждений. Основной ее недостаток - отсутствие резкой грани между самобытностью исторического пути России, и ее роли в становлении единой  и  многообразной  мировой  цивилизации  с  различными  формами государственности  и  религиозности.  Кроме  того,  Россия  сама  всегда  была многонациональной страной, и брать за основу «русскую идею» - идеологию пусть  даже  и  самого  многочисленного  этноса,  ее  населяющего  -  было  бы признаком  проявления  национализма  по  отношению  к  другим  российским народам.

Сегодня  растет  осознание  необходимости  обновления  многонациональной школы в соответствии с принципом этнокультурной направленности образования, обеспечивающего развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению и плодотворной деятельности в динамичных условиях современной цивилизации.

При этом особо  отмечается важность как можно более  раннего включения компонента народной педагогики в сферу патриотической работы, которую необходимо вести  с детьми уже с первых дней обучения в школе. В работе по патриотическому  воспитанию  младших  школьников  необходимо  учитывать психолого-возрастные  возможности и особенности. Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы – эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств в ходе приобщения к народной культуре. Как отмечают исследователи, именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребенка к прекрасному и нравственному – к глубинам народной культуры.[10, 2]

 

    1. Цели, задачи, принципы патриотического воспитания в современном российском обществе

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейшей задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло на нет. Школьники плохо знают историю своей страны, практически не ориентируются в традициях своего края, народа, не испытывают зачастую гордости за свою школу, город, край, Родину. Этому во многом способствует немало факторов: постоянное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, публикации в интернете, печатных изданиях.

Идеологической основой  патриотического воспитания в современной  школе должны стать духовно-нравственные ценности нации.  Сущность  патриотического  воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия "патриотизм", "патриот" приобретают негативный оттенок. В.В. Путин в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения".  

Однако процессы частичной  утраты патриотизма происходят и  в российском обществе, особенно среди молодежи, по таким причинам, как:

• резкое стремление экономического статуса молодежи, значительная часть  которой находятся на грани бедности и нищеты в силу падения жизненною уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т.д.;

• ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в обществе, что привело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального  потенциала и к падению роли молодежи как социального ресурса в целом;

• усиление духовного  кризиса молодежи, девальвация ее важнейших социально-экономических  ценностей, преобладание негативных, асоциальных  мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и нередко противоправным путем.

Но, как пишет А.В. Усова, "если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи"[30, 89]. Тем более что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, "последним гибнет даже в злодее".

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное  направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

  • во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
  •   во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
  • в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
  • в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
  • в-пятых, истинный патриотизм - в его духовности.

Патриотизм как возвышенное  чувство, незаменимая ценность и  источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно  проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству [30, 93]

В связи с этим мнением при организации воспитательно-образовательного процесса правомерно учитывать замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота.

Осуществление патриотического  воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К  их числу относятся:

  • обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;        
  • обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;       
  • опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
  • опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
  • координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

С учетом особенностей патриотического  воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия "патриотизм", а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.

Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников