Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа
Цель исследования: изучение состояния патриотизма младшего школьника и форм его развития.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
изучить проблему воспитания патриотизма, исторические особенности формирования патриотизма, в отечественной педагогике;
проанализировать особенности воспитания младших школьников;
провести анализ научных источников, в которых описано состояние патриотического воспитания младших школьников на современном этапе.
Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………..6
Патриотическое воспитание как основа национальной идеи…..…......................................................................................………6
Цели, задачи, принципы патриотического воспитания в современном российском обществе……………………..............…………………..……………...14
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста……….....................................................................................…20
Глава 2. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ…....................................................................................................….25
2.1. Форма и характеристики патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………25
2.2. Особенности реализации патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………32
Заключение………………....…………………………………….....................38
Список литературы………………………….....………………………………………41
Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие задачи, реализация которых способствовала бы возрастанию дееспособности подрастающего поколения, значительного повышения уровня его социальной активности, гражданственности и патриотизма:
В этом плане патриотическое воспитание представляет собой единство двух процессов: социализационного процесса становления человека и целенаправленно организуемого патриотического воспитания.
Единицей процесса патриотического воспитания является
педагогическая ситуация, что даёт возможность рассматривать данный процесс как последовательную смену хаотично возникающих и целенаправленно создаваемых педагогом разнообразных форм, моделирующих явления действительности в пространстве образовательного
мероприятия. Ситуации патриотического воспитания выполняют роль «проблемного поля», т.е. тех коллизионных точек, откуда берут своё начало
проблемность, противоречие, противоположность, несоответствие и др., в которых происходят качественные изменения в становлении патриотической позиции учащихся. В процессе патриотического воспитания целесообразно использовать не только ситуации, вызывающие положительные эмоции (гордость, радость, обожание), но и такие, которые вызывают душевную боль, предполагают сомнения в выборе, пробуждают сочувствие и сострадание и тем самым активизируют совесть, обращают молодого человека к собственным критериям сферы ценностей и смыслов, пробуждая в нём великодушие.
Таким образом, выявлены, по меньшей мере, четыре аспекта:
понимание (единство и «резонанс» внешнего во внутреннем, через механизмы идентификации), узнавание (через механизм персонификации как «резонансом своего в другом»), осознание (через механизм социализации, как смыслотворчества «резонанс Я в других»), отношения (через механизмы идентификации).
Под идентификацией понимается: а) признание тождественности,
отождествление объектов, опознание; б) установление тождества объекта или личности по совокупности общих или частных признаков; в) в психологии и социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образом. [29, 476]
Для ребенка младшего школьного возраста патриотизм проявляется в таких моментах как потребность участвовать в делах на благо окружающих людей (к примеру, помогать охранять окружающую среду), появлении таких качеств, как сочувствие, сострадание, находчивость, любознательность, привязанности к окружающим.
Все это в
сочетании с формированием у
ребенка желания совершать
К сожалению, программа формирования патриотизма в нашей стране сложилась не полностью. Но каждому родителю под силу привить любовь к родине своему ребенку.
В процессе патриотического воспитания детей существуют следующие этапы:
И, конечно же, наибольшего эффекта в патриотическом воспитании детей можно добиться путем тесного сотрудничества родителей педагогами школы. С их помощью родители будут обеспечены необходимой педагогической информацией, а также обучены способам общения с ребенком.
Младший школьный возраст - период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. При этом происходит расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. В младшем школьном возрасте чувства вызваны широким кругом социальных явлений. Знакомство детей с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни [5, 48].
Большое значение в формировании у школьников любви к Родине имеет то, что эмоциональные переживания приобретают более глубокий и устойчивый характер. Учащиеся способны проявлять подлинную заботу о близких людях, типичной становится дружба между сверстниками. Чувства детей становятся более осознанными, в результате расширения знаний об окружающем, увеличивается разумность чувств, связанная с возрастанием роли слова в их формировании. В воспитании младших школьников важно большое значение уделять примеру эмоционального отношения к действительности взрослых. Формирование такого сложного многогранного чувства, как патриотизм, осуществляется на основе развивающихся и ставших устойчивыми чувств симпатии, сопереживания, доброты, ласки, доброжелательности. С ростом ребенка растет и чувство, распространяясь на более широкий круг людей. Очень важны чувства, пережитые ребенком в детстве, поэтому все, что переживает ребенок в окружающем мире, должно вызвать в его душе эмоциональный отклик.
Нравственные чувства, к которым относится чувство патриотизма, активно формируется в младшем школьном возрасте на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Нравственные чувства школьников формируются на основе интереса и эмоционального положительного интереса к окружающему.
Немаловажную роль в развитии чувств играют знания и упражнения их в деятельности. В результате овладения знаниями у детей складывается система мотивов, регулирующая их поведение, обеспечивающая формирование нравственно воспитанной личности, ее отношение к окружающему миру. Таким образом, у детей младшего школьного возраста можно сформировать систему общественных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему миру, предпосылкой их патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объема представлений и понятий об окружающем, возрастающая произвольность психических процессов, способность к усвоению связей между явлениями окружающего мира. Чувство патриотизма - устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания об истории и культуре своей страны и крае: о подвигах героев, достижениях ученых, деятелей культуры, которые прославили страну.
В младшем школьном возрасте складываются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим людям, беречь природу, то, что создано трудом человека, ответственно относится к порученному делу. Все это имеет большое значение для формирования патриотизма у школьников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности [7, 120].
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать в процессе формирования патриотизма школьников [5,49].
2.2. Особенности реализации патриотического воспитания младших школьников
Под технологией воспитания нами подразумевается совокупность педагогических установок, которые определяют выбор методов, форм, комбинаций приемов и средств воспитания.
К основным технологиям патриотического воспитания младших школьников мы отнесли следующие:
образно-эмоциональная;
образно-ситуативная;
образно-событийная;
образно-императивная;
образно-ценностная;
образно-креативная.
При проектировании композиции технологических линий патриотического воспитания педагогу следует определить ключевое событие (кульминацию), определяющее проблему (коллизию,противоречие, антагонизм, кризис, перелом) в формировании опыта служения Отечеству как стержня, вокруг коророго будут выстраиваться все воспитательные ситуации. Это может быть ситуация любого типа, но в ней эмоциональные переживания воспитанника должны быть максимальными. Остальные ситуации конструируются как менее сильные по своему воздействию.
Важным условием является то, что вся композиция воспитательных практик должна быть ориентирована на какую-либо одну доминирующую ценность, отражающую смыслообразие служения Отечеству.
Композиция технологических линий предполагает чередование периодов интенсивной смыслотворческой деятельности с периодами созерцания, которые позволяют воспитаннику отрефлексировать свои переживания и результаты собственной деятельности.
Под технологической линией мы понимаем последовательность развёртывания во времени механизма реализации процесса патриотического воспитания с учётом особенностей учащихся, включающей в себя: цели, задачи, субъектные и субъект-объектные отношения, содержание, формы, методы, средства, методы диагностики результатов.
Данные теоретические и научные достижения использованы при составлении государственной программы патриотического воспитания граждан России на 2011-2015 годы.
Что касается школьных программ патриотического воспитания младших школьников, то их существует множество. В основном это авторские программы, созданные в соответствии с государственной программой патриотического воспитания.
Следует отметить,
что совершенствование
учащихся должно
охватывать все сферы образовательно-
а) цели, которые должны быть адекватны структуре готовности к защите Родины, соответствовать возрастным (сензитивным) периодам развития личности;
б) содержание, в котором должны быть четко выделены понятия, категории, мировоззрение, идеи, общечеловеческие ценности (любовь к Родине, защита Отечества, верность гражданскому и воинскому долгу и др.), раскрытие значения которых будет способствовать формированию знаний и убеждений в необходимости служения Отечеству, органически связанных с ценностным «полем» личности;
в) методы, эффективность которых в осуществлении патриотического
воспитания возрастает при условии их соотношения с духовным миром
школьника, его потребностями, интересами, ценностными ориентациями;
г) формы организации учебно-воспитательного процесса, среди которых важную роль играют ситуации групповой работы, моделирующие элементы патриотической деятельности, стимулирующие глубокие переживания школьниками их сопричастности к проблемам защиты Отечества, личной ответственности за безопасность нашей Родины, сохранение мира;
д) теоретическую и методическую подготовку учителя к осуществлению патриотического воспитания.
Таким образом, патриотическое воспитание должно опираться на
глубокое изучение духовной жизни молодых людей, определение «опорных
точек» их внутреннего мира (жизненных планов, потребностей, интересов), анализ сложившегося опыта, их ценностных ориентаций, отбор информации
патриотического характера, проблем, задач, органически связанных с ценностным «полем» личности, выявление группы эмоционально-ценностных стимулов (оценки, чувства, идеалы, убеждения, эмоционально- значимые дела, эпизоды в жизни личности и др.) и адекватных этим ценностям форм поведения.
Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников