Патриотическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение состояния патриотизма младшего школьника и форм его развития.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
изучить проблему воспитания патриотизма, исторические особенности формирования патриотизма, в отечественной педагогике;
проанализировать особенности воспитания младших школьников;
провести анализ научных источников, в которых описано состояние патриотического воспитания младших школьников на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………..6
Патриотическое воспитание как основа национальной идеи…..…......................................................................................………6
Цели, задачи, принципы патриотического воспитания в современном российском обществе……………………..............…………………..……………...14
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста……….....................................................................................…20
Глава 2. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ…....................................................................................................….25
2.1. Форма и характеристики патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………25
2.2. Особенности реализации патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………32
Заключение………………....…………………………………….....................38
Список литературы………………………….....………………………………………41

Файлы: 1 файл

patrioticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

 Основными направлениями  в системе патриотического воспитания  в учреждениях образования можно  определить следующие:

1. Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2. Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

3. Гражданско-патриотическое  воспитание. Воздействует через  систему мероприятий на формирование  правовой культуры и законопослушности,  навыков оценки политических  и правовых процессов в обществе  и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

4. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной  и культурно-исторической преемственности  поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5. Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование  у молодежи высокого патриотического  сознания, идей служения Отечеству,  способности к его вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.

6. Героико-патриотическое. Составная часть патриотического  воспитания, ориентированная на  пропаганду героических профессий,  а также знаменательных героических  и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

7. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых  качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.[23, 15]

Основными  функциями  патриотизма  гражданина  России начала третьего тысячелетия, являющиеся основой процесса его воспитания являются:

— сохранение, сбережение и собирание Российской государственности;

— воспроизводство патриотически-выраженных социальных отношений;

— обеспечение  комфортности  жизнедеятельности  человека  в  данной социокультурной среде;

— защита  государственных  и национальных  интересов России,  ее

целостности;

— идентификация  личности  в  социокультурной  среде  собственной  малой Родины и соотнесения себя с пространством большой Родины;

— мобилизации  ресурсов  личности,  конкретного  коллектива,  общества, государства  в  обеспечении  социальной,  политической  и  экономической стабильности;

--- формирование гражданского  и  патриотического  аспекта  в жизненной позиции и стратегии личности;

— формирование толерантности  в процессе объединения российского общества.

 

    1. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Воспитание   патриотизма младших школьников имеет огромное значение, так как речь  идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые  современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы  воспитания, что приводит  к жизненным противоречиям. Отсюда  -  острая необходимость в воспитании  патриотизма  младших школьников,  которое будет воспитывать  в  молодом  поколении качества  во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Поскольку в воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в единстве сущего и должного.  В педагогике порой забывают об этом единстве. Отсюда возникает множество недоразумений, неточностей при использовании учителем психологических данных об учениках. Вот почему учителю нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при  построении педагогического процесса. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии “не срабатывают”, более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на занятиях.

Возрастные психологические особенности  не догма, а только ориентир для более  четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых.

Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:

  • моторная активность;
  • сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
  • интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение “трудных” ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.);
  • мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, “обозначению”, символизации, комбинаторике, замещению);
  • способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.

Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются  в “самодеятельности” детей этого  возраста. Последний показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.

Воспитание этой способности  через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушению преемственности  с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успехов детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников.

Действия в соответствии с требуемым результатом формирует  у детей такие качества, устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.

Сложность воспитательного  процесса определяется рядом моментов. Так, например, учитель должен помнить, что при коллективной форме занятий  необходимо учитывать возможности  каждого учащегося в отдельности. Кроме того, даже одна и та же по содержанию задача на разных ступенях общего и развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается с существенными отличиями.

Поэтому обязательным качеством  уроков являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любому выполняемому заданию.

Школа призвана заботиться о формировании  психологии ребенка, в  воспитании  его в  духе  терпимости и братской любви  к людям, школа обязана  научить  молодых  людей умению различать  добро и зло.

Система образования  в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель -  создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия России. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с  приобщением учащихся  к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система  должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть  нечутким к трагедиям отечества и народа.[2, 94]

 

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы. 

Во-первых, патриотизм как явление общественной жизни  и компонент общественного  сознания  является  неотъемлемым  структурным  элементом 

отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющих богатую историю и глубокие традиции.

Во-вторых, патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести  и  героизма,  силы  русского  народа,  как  необходимое  условие единства, величия и могущества Российского государства.

В-третьих,  необходимо  отметить,  что  сущность  патриотизма  по-разному  трактовалась  различными  мыслителями,  прежде  всего  в  плане  его духовного выражения и реально-действенного проявления. Характерно, что рассмотрение проблемы патриотизма находилось под воздействием немалого

числа факторов, которые в различных формах ограничивали возможности ее конструктивной и  более основательной разработки, умаляли ее наиболее существенные  стороны,  вплоть  до  стремления  дискредитировать  саму  эту 

идею. 

В-четвертых,  современное  понимание  патриотизма  предполагает деятельное участие всех граждан в упрочении авторитета России как внутри страны,  так  и  в  мире  за  счет  активного  развития  национальной промышленности,  сельского  хозяйства,  культуры  и  искусства,  высоких технологий.

В-пятых, воспитание патриотизма младших школьников необходимо в условиях развития современного общества, в условиях упадка патриотического  сознания на современном этапе. Так  же необходимо учитывать психологические  особенности младших школьников, для более успешного приобретения ими соответствующих навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

 

2.1. Форма и характеристики патриотического воспитания  младших школьников

 

«Русское национальное сознание, - пишет В.К.Левашов, на протяжении многих  веков  формировалось  в  условиях  сменяющих  друг  друга  военных побед  и  поражений.  Многократное  чередование  социальных  и экономических подъёмов и спадов в развитии, периодическое прохождение общества  и  государства  через  кризисы  и  катастрофы,  …  сформировало  и составило  сущностное  своеобразие  великой  русской  культуры,  привело  к закалке русского духа: памяти, ценностных ориентаций, веры, воли и знаний к  достижению  целей.  …  Эта  жизненная  патриотическая  стратегия продолжает  работать  и  сегодня  в  обстановке  «радостей»  и  «ужасов» современного русского российского капитализма, в условиях углубляющихся процессов глобализации». [18, 71]

Совокупность различных подходов к исследованию такого феномена как патриотизм  позволяет  обнаружить  следующие содержательные  характеристики патриотического  воспитания: 

  • направленность  на  становление  смысложизненной  позиции человека  в  мире,  выявление  и реализацию  сущностных  качеств служения Отечеству;
  • смыслообразность,  т.е.  оно  рассматривается  не  только  как онтологический,  но  и  как  социокультурный  феномен, основанный  на  гармонии  интересов  личности,  коллектива, общества, государства;
  • уникальность,  что  отражается  в  своеобразных  траекториях  и  способах  становления человека культуры, гражданина, патриота;
  • трансцендентность, что  обеспечивает  сохранение  и  трансляцию любви  к  Родине  и  преданность  ей,  что  представляет  собой неравновесную систему.

По  мнению  В.И.Лутовинова:  «Главная  цель  патриотического 

воспитания  может быть сформулирована следующим  образом: возрождение 

в  нашем  обществе  патриотизма  как  важнейшей  духовно-нравственной  и 

социальной  ценности, формирование и развитие подрастающего поколения,

обладающего  важнейшими  граждански  активными  социально  значимыми 

качествами, способного проявить их в  созидательном процессе в интересах 

нашего общества, в укреплении и совершенствовании  его основ, в том числе

и в тех видах  деятельности, которые связаны с  его защитой» [18, 94]

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников