Патриотическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение состояния патриотизма младшего школьника и форм его развития.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
изучить проблему воспитания патриотизма, исторические особенности формирования патриотизма, в отечественной педагогике;
проанализировать особенности воспитания младших школьников;
провести анализ научных источников, в которых описано состояние патриотического воспитания младших школьников на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………..6
Патриотическое воспитание как основа национальной идеи…..…......................................................................................………6
Цели, задачи, принципы патриотического воспитания в современном российском обществе……………………..............…………………..……………...14
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста……….....................................................................................…20
Глава 2. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ…....................................................................................................….25
2.1. Форма и характеристики патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………25
2.2. Особенности реализации патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………32
Заключение………………....…………………………………….....................38
Список литературы………………………….....………………………………………41

Файлы: 1 файл

patrioticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….…….3

Глава 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………..6

    1. Патриотическое воспитание как основа национальной идеи…..…......................................................................................………6
    2. Цели, задачи, принципы патриотического воспитания в современном российском обществе……………………..............…………………..……………...14
    3. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста……….....................................................................................…20

Глава 2. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ…....................................................................................................….25

2.1.     Форма и характеристики патриотического воспитания  младших школьников……………………………………………………………………25

2.2.    Особенности реализации патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………32

Заключение………………....…………………………………….....................38

Список литературы………………………….....………………………………………41

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее  время наше общество столкнулось  с серьезной проблемой - у молодого поколения наблюдается отсутствие стремления к саморазвитию и самоактуализации, а также нежелание способствовать развитию своей страны. Во многом это связано с тем, что старая система воспитания была развалена, а новая так и не создана. В результате этого даже такое качество личности, как патриотизм стало восприниматься как нечто не модное и даже как совершенно ненужное для современного человека.  А так как патриотизм проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности (общение, учебная деятельность, трудовая деятельность), то и негативные явления, связанные с его отсутствием, проявляются в каждой из этих сфер. Такое состояние дел в общественной жизни неотвратимо приводит к выводу о том, что необходимо создавать новые формы воспитательной работы с детьми, так как легче не допустить развитие негативного явления, чем потом его корректировать.

Вследствие  этого, вступила в силу государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы", которая разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания. Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, ответственности личности и готовности к выполнению духовно – нравственных, социокультурных, конституционных обязанностей.

Актуальность  настоящего исследования  определяется широкими возможностями патриотического воспитания, его влияния на подрастающее поколение, влияние на социализацию и развитие личности в целом.

Объект  исследования: особенности патриотического воспитания в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: организация патриотического воспитания младшего школьника.

Цель исследования: изучение состояния патриотизма младшего школьника и форм его развития.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:

  • изучить проблему воспитания патриотизма, исторические особенности формирования патриотизма, в отечественной педагогике;
  • проанализировать особенности воспитания младших школьников;
  • провести анализ научных источников, в которых описано состояние патриотического воспитания младших школьников на современном этапе;

Теоретические основы исследования. В своем исследовании мы опирались на положения и выводы, сделанные относительно патриотизма в работах Платона,  Аристотеля,  Цицерона,  Ф.Бэкона,  А.Шартье, Н.Макиавелли,  Ш.Монтескье,  Ж.-Ж.Руссо,  Г.В..Гегеля, З.Фрейда,  Н.Ф.  Федорова,  Ф.М.  Достоевского,  Н.А  Бердяева Б.Г. Ананьева,  Е.А Ануфриева,  М.Н. Голубевой,  Г.Н. Сартан, Б.Ф. Славиной, В.С. Соловьева.

           Для достижения сформулированной цели, были использованы следующие методы исследования: анализ литературы; синтез полученной информации.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней дана содержательная характеристика воспитания патриотизма младших школьников.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Патриотическое воспитание как основа национальной идеи

 

Патриотизм  представляет собой своеобразный формат жизненных  ориентаций  гражданина  России  в  реализации  его  жизненной стратегии соответствующий  реальным социальным интересам и  ожиданиям окружающего  его  коллектива,  общества  и  государства,  запечатлённый  в  его сознании,  найденный  в  смысле  собственного  существования  и опредмеченный в образе жизни.

Формат  патриотизма  –  это  этнокультурное,  геополитическое, экономическое  пространство  России,  её  мощный  потенциал  развития. Нивелирование  патриотических  ценностей  под  эгидой  общепланетарного мышления  и  «общечеловеческих  ценностей»    привело  к  актуализации вопроса о том, что отличает один народ от другого, что является основой его самоидентификации и без чего народ перестает существовать. Именно  поэтому  стоит  сделать  основополагающее  утверждение  о том, что патриотизм есть основа жизненных ориентаций, определяющая стратегию развития  личности,  общества,  государства,  смысл  и самоценность жизни гражданина России.

В  данном  случае  патриотизм  выступает  в  качестве  особой внутренней  взаимосвязи  прошлого  и настоящего,  выступающей  как связь,  сцепление всех  основных  компонентов духа  российского общества (традиций,  смыслов,  ценностей,  характера и др.)  друг  с другом  при одновременной направленности  этого «сцепления» на  целостность, самоидентичность  современного  российского общества.  Россияне    сегодня хотят знать,  какую Россию  думают  возродить  нынешние  реформаторы, какую  Родину  они  должны  защищать  и  созидать,  в  каком  государстве предстоит жить их потомкам.

Патриотизм  —  это  добровольно  принимаемая  позиция  индивидов,  в которой  приоритет  государственного  выступает  не  ограничением,  а стимулом  индивидуальной  свободы  и  условиями  становления  и  развития гражданского общества. 

Это определяет патриотизм как универсальную норму, регулирующую любые отношения, интересы или деятельность лишь в одном  направлении: в возможности всего этого соотноситься с самобытностью, что и переживается

как чувство  и образ Родины (императивный аспект).

Патриотизм  в  современной  России  предполагает  соответствующую 

активную  социокультурную  и  другую  деятельность  человека  в  коллективе, участие коллектива в общественных процессах, активизацию роли общества в  делах  государства.  Он  всегда  выступает  как  личностная  позиция  или отношение  к обществу,  он  становиться содержанием свободы человека, силой его  жизненной активности  и является  внутренней  мерой жизнеспособности  личности,  коллектива,  общества  и государства.

     Патриотизм,  как  фундаментальное,  социальное,  культурное, субъектное  соотношение  интересов  личности,  коллектива,  общества  и государства  к  условиям  своего  существования  и  предполагает  высокую взаимную  ответственность  за  стабильность  и  безопасность.  Это — громадный  ресурс  для  самоуправления,  для  формирования  стратегии регионального и федерального развития.

Патриотизм  как  идея  и  движущая  сила  общества  и  государства рассматривались  мыслителями  в  глубокой  древности.  Разнообразные аспекты данного  социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей,  как  Платон,  Аристотель,  Цицерон,  Ф.Бэкон,  А.Шартье, Н.Макиавелли,  Ш.Монтескье,  Ж.-Ж.Руссо,  Г.В..Гегель, З.Фрейд, и др.

Исследование  «российской национальной идеи»  связана с именами Вл. Соловьева,  Н.Ф.  Федорова,  Ф.М.  Достоевского,  Н.А  Бердяева  и  многих других  русских  философов, педагогов,  писателей и общественных  деятелей. 

Исходя из  выводов  отечественных  мыслителей,  можно  констатировать,  что  национальная  идея  рассматривается  как  явление  культуры,  как концепция,  отражающая  национальное своеобразие познания  общественной  действительности,  картины  мира,  сущности  и  предназначения  человека  и  конкретного индивида. [13, 9]

Смыслу  их  творчества  присуще  рассмотрение  патриотизма  как неотъемлемой и в то же время важнeйшeй характеристики бытия гражданина России,  любого  созидательного  коллектива,  одной  из  основ  жизни российского  общества,  имеющей большое значение  для его дальнейшей судьбы.

           Идея патриотизма во все времена  занимала  особое  место  не только в духовной жизни общества,  но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии,  политике,  культуре,  экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная  часть    национальной  идеи  России,  неотъемлемый  компонент отечественной  науки  и  культуры,  выработанный  веками.  Он  всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства.  Содержание  и направленность  патриотизма определяются,  прежде всего,  духовным  и нравственным  климатом  общества,    его  историческими корнями,  питающими  общественную  жизнь  поколений.  Роль  и  значение патриотизма возрастают на крутых поворотах  истории,  когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его  граждан  (войны,  нашествия,  социальные  конфликты,  революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть,  стихийные и иные  бедствия  и  т.д.).  Проявления  патриотизма  в  такие  периоды  отмечены высокими  благородными  порывами,  особой  жертвенностью  во  имя    своего  народа,    своей    Родины,    что  заставляет  говорить  о  патриотизме  как  о сложном и, безусловно,  неординарном явлении.[13, 15]

В  40-х  и  50-х  годах  XIX  века  в  острых  дискуссиях  славянофилов  (К.С.  Аксаков,  И.В.  Киреевский,  А.С.  Хомяков)  и  «западников»  (Т.Н. Грановский,  К.Д.  Кавелин,  С.М.  Соловьев)    возникла  концепция исторического  развития  России,  в  которой  славянофилы  настойчиво проводили  мысль  о  том,  что  российский  уклад  жизни  уникален  и неповторим,  принципиально  отличен  от  уклада  западных  народов.  По  их мнению, со времен Петра I, произвольно нарушившего гармоничное развитие России,  государство  потеряло  устойчивую  связь  с  народом,  интеллигенция оторвалась  от  народной  жизни,  переняв  западные  модели  образа  жизни.  Западники  же  понятие  «Отечество»  соотносили  с  двумя  субстанциями формирования патриотического сознания человека – государство и личность. Русскую самобытность они оценивали как отсталость, возвеличивая Петра I за  то,  что  именно  при  нем  были  заложены  основы  государственности, началось  освобождение  личности  от  пут  родового  строя.  Оценивая  идеи «западников»  и  славянофилов,  Н.  Бердяев констатировал,  что «русское славянофильство вырождается в национализм самого плохого рода»[12,10] За  последнее  время,    по  мнению    некоторых  политологов,  "русская идея"   вновь  может  претендовать  на роль  духовно-нравственной  и социальной  ценности.

Весьма  плодотворное развитие патриотический компонент "русской

идеи" получил  в космизме отечественных мыслителей,  особенно у В. Соловьева.  Для него понятия общества и человечества имеют не только социологический,  исторический,  но и  нравственный  смысл. Раскрывая  всечеловеческую  природу патриотизма,  Соловьев писал: "...Мы должны любить все народности,  как свою собственную.  Этой заповедью  утверждается  патриотизм  как  естественное и основное чувство,  как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому..."[28, 378]

Выбор пути, по которому предстояло идти стране и русским в XIX - начале XX в.,  оказался непростым. К его осмыслению подключились лучшие умы нации - А.С. Пушкин и  Н.М. Карамзин,  Ф.М. Достоевский и А.И. Герцен, В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев,  И.А. Ильин и П.А. Сорокин. Как известно,  до начала XIX в. наши отечественные мыслители не испытывали  отчетливо    выраженной    необходимости    опираться    на  "свой, специфически  особый  путь"  развития  и  свой  особняком  от  мира  стоящий взгляд на мир[13, 6].

В  лице  В.  Соловьева  патриотизм  был  поднят    на    новую    высоту, представлен  перед  народами  в  виде  высшего  идеала,    цели  их  развития,  в виде объединяющего начала, способствующего  преодолению  национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков. Таким образом,  в  результате  анализа  содержания  патриотических взглядов  мыслителей  нашего  Отечества  с  начала  XIX  в.,  включающих  и "русскую  идею",  можно  утверждать,    что  патриотизм  был  органически вплетен в канву ее развития.

Патриотизм  как  явление  национальной  духовности  и  компонент общественного сознания в настоящее время, когда Россия «собирает камни» своей  истории,  актуален  для  российской  действительности    не  в  меньшей степени, чем много веков назад. Сила любой страны во многом определяется силой патриотизма ее граждан. Одной  из  серьезных  причин  отсутствия  должной  оценки  роли патриотизма  в  современных  условиях  является  неоднозначность  и разновекторность  теоретической  разработки  идей  патриотизма,  их пропаганды  в  СМИ,  установках  политических  партий  и  движений.  Все  это существенно влияет на патриотические установки населения защищать свою Родину.  По  данным  В.В.  Серебрянникова  в  годы  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. до 90-95 % населения были готовы с оружием в руках защищать свою Родину. Настрой на деятельностный патриотизм был очень высок.  В  настоящее  время  по  этому  показателю  (60  %  населения)  наша страна  находится  на  12  месте  в  мире  после  Норвегии,  Дании,  Румынии, Польши,  Швеции,  Финляндии,  Болгарии,  Чехии,  США,  Исландии  и Великобритании. В этих странах от 70 до 85 % населения готовы с оружием в руках  отражать  агрессора. Только  сделав  правильные  выводы  на  основе анализа объективных и субъективных  причин, приведших  к дискредитации идей  патриотизма,  и  понимая  необходимость  воспитания  гражданской позиции  в  обществе,  можно  добиться  в  этой  области существенного перелома.  [17,11].

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников