Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа
Цель исследования: изучение состояния патриотизма младшего школьника и форм его развития.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
изучить проблему воспитания патриотизма, исторические особенности формирования патриотизма, в отечественной педагогике;
проанализировать особенности воспитания младших школьников;
провести анализ научных источников, в которых описано состояние патриотического воспитания младших школьников на современном этапе.
Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………..6
Патриотическое воспитание как основа национальной идеи…..…......................................................................................………6
Цели, задачи, принципы патриотического воспитания в современном российском обществе……………………..............…………………..……………...14
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста……….....................................................................................…20
Глава 2. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ…....................................................................................................….25
2.1. Форма и характеристики патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………25
2.2. Особенности реализации патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………32
Заключение………………....…………………………………….....................38
Список литературы………………………….....………………………………………41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………
Глава 2. АНАЛИЗ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ…........................
2.1. Форма и характеристики патриотического
воспитания младших школьников……………………………………………………
2.2. Особенности реализации
патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………
Заключение………………....…………………………
Список литературы…………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В последнее
время наше общество столкнулось
с серьезной проблемой - у молодого
поколения наблюдается
Вследствие этого, вступила в силу государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы", которая разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания. Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, ответственности личности и готовности к выполнению духовно – нравственных, социокультурных, конституционных обязанностей.
Актуальность настоящего исследования определяется широкими возможностями патриотического воспитания, его влияния на подрастающее поколение, влияние на социализацию и развитие личности в целом.
Объект исследования: особенности патриотического воспитания в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: организация патриотического воспитания младшего школьника.
Цель исследования: изучение состояния патриотизма младшего школьника и форм его развития.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
Теоретические основы исследования. В своем исследовании мы опирались на положения и выводы, сделанные относительно патриотизма в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, Ф.Бэкона, А.Шартье, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Г.В..Гегеля, З.Фрейда, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Н.А Бердяева Б.Г. Ананьева, Е.А Ануфриева, М.Н. Голубевой, Г.Н. Сартан, Б.Ф. Славиной, В.С. Соловьева.
Для достижения сформулированной цели, были использованы следующие методы исследования: анализ литературы; синтез полученной информации.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней дана содержательная характеристика воспитания патриотизма младших школьников.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Патриотизм
представляет собой своеобразный формат
жизненных ориентаций гражданина
России в реализации его
жизненной стратегии
Формат патриотизма – это этнокультурное, геополитическое, экономическое пространство России, её мощный потенциал развития. Нивелирование патриотических ценностей под эгидой общепланетарного мышления и «общечеловеческих ценностей» привело к актуализации вопроса о том, что отличает один народ от другого, что является основой его самоидентификации и без чего народ перестает существовать. Именно поэтому стоит сделать основополагающее утверждение о том, что патриотизм есть основа жизненных ориентаций, определяющая стратегию развития личности, общества, государства, смысл и самоценность жизни гражданина России.
В данном случае патриотизм выступает в качестве особой внутренней взаимосвязи прошлого и настоящего, выступающей как связь, сцепление всех основных компонентов духа российского общества (традиций, смыслов, ценностей, характера и др.) друг с другом при одновременной направленности этого «сцепления» на целостность, самоидентичность современного российского общества. Россияне сегодня хотят знать, какую Россию думают возродить нынешние реформаторы, какую Родину они должны защищать и созидать, в каком государстве предстоит жить их потомкам.
Патриотизм — это добровольно принимаемая позиция индивидов, в которой приоритет государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условиями становления и развития гражданского общества.
Это определяет патриотизм как универсальную норму, регулирующую любые отношения, интересы или деятельность лишь в одном направлении: в возможности всего этого соотноситься с самобытностью, что и переживается
как чувство и образ Родины (императивный аспект).
Патриотизм в современной России предполагает соответствующую
активную социокультурную и другую деятельность человека в коллективе, участие коллектива в общественных процессах, активизацию роли общества в делах государства. Он всегда выступает как личностная позиция или отношение к обществу, он становиться содержанием свободы человека, силой его жизненной активности и является внутренней мерой жизнеспособности личности, коллектива, общества и государства.
Патриотизм, как фундаментальное, социальное, культурное, субъектное соотношение интересов личности, коллектива, общества и государства к условиям своего существования и предполагает высокую взаимную ответственность за стабильность и безопасность. Это — громадный ресурс для самоуправления, для формирования стратегии регионального и федерального развития.
Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.Бэкон, А.Шартье, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Г.В..Гегель, З.Фрейд, и др.
Исследование «российской национальной идеи» связана с именами Вл. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Н.А Бердяева и многих других русских философов, педагогов, писателей и общественных деятелей.
Исходя из выводов отечественных мыслителей, можно констатировать, что национальная идея рассматривается как явление культуры, как концепция, отражающая национальное своеобразие познания общественной действительности, картины мира, сущности и предназначения человека и конкретного индивида. [13, 9]
Смыслу их творчества присуще рассмотрение патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнeйшeй характеристики бытия гражданина России, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.[13, 15]
В 40-х и 50-х годах XIX века в острых дискуссиях славянофилов (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) и «западников» (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев) возникла концепция исторического развития России, в которой славянофилы настойчиво проводили мысль о том, что российский уклад жизни уникален и неповторим, принципиально отличен от уклада западных народов. По их мнению, со времен Петра I, произвольно нарушившего гармоничное развитие России, государство потеряло устойчивую связь с народом, интеллигенция оторвалась от народной жизни, переняв западные модели образа жизни. Западники же понятие «Отечество» соотносили с двумя субстанциями формирования патриотического сознания человека – государство и личность. Русскую самобытность они оценивали как отсталость, возвеличивая Петра I за то, что именно при нем были заложены основы государственности, началось освобождение личности от пут родового строя. Оценивая идеи «западников» и славянофилов, Н. Бердяев констатировал, что «русское славянофильство вырождается в национализм самого плохого рода»[12,10] За последнее время, по мнению некоторых политологов, "русская идея" вновь может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности.
Весьма плодотворное развитие патриотический компонент "русской
идеи" получил в космизме отечественных мыслителей, особенно у В. Соловьева. Для него понятия общества и человечества имеют не только социологический, исторический, но и нравственный смысл. Раскрывая всечеловеческую природу патриотизма, Соловьев писал: "...Мы должны любить все народности, как свою собственную. Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому..."[28, 378]
Выбор пути, по которому предстояло идти стране и русским в XIX - начале XX в., оказался непростым. К его осмыслению подключились лучшие умы нации - А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин, Ф.М. Достоевский и А.И. Герцен, В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и П.А. Сорокин. Как известно, до начала XIX в. наши отечественные мыслители не испытывали отчетливо выраженной необходимости опираться на "свой, специфически особый путь" развития и свой особняком от мира стоящий взгляд на мир[13, 6].
В лице В. Соловьева патриотизм был поднят на новую высоту, представлен перед народами в виде высшего идеала, цели их развития, в виде объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков. Таким образом, в результате анализа содержания патриотических взглядов мыслителей нашего Отечества с начала XIX в., включающих и "русскую идею", можно утверждать, что патриотизм был органически вплетен в канву ее развития.
Патриотизм
как явление национальной духовности
и компонент общественного
Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников