Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:58, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности воспитания патриотизма у младших школьников.
Задачи исследования :
- изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме исследования
- раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников
- выявить принципы патриотического воспитания.
– содействие в развитии национальных культур и языков народов РФ;
– содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;
– развенчание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;
– обеспечение равноправия народов и
– гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
– сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
– формирование у каждого поколения национального самосознания, открытого для восприятия других народов;
– овладение русским языком - средством межнационального
общения и взаимосближения
Таким образом, сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия
педагогов и воспитанников, направленных на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников. Ученые выделяют несколько направлений патриотического воспитания: героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое.
В содержании патриотического воспитания
можно выделить два основных, тесно
взаимосвязанных между собой
компонента. Первый из них характеризуется
более широкой социально-
Сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на реальные действия, направленные на сохранение национальных традиций, развитие лучшего в своем городе, стране, защиту Отечества. Этот компонент патриотического воспитания можно назвать практически-действенным.
В современных условиях в содержании патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
– осознание себя россиянином, то есть гражданином многонационального российского государства;
– наличие гордости за принадлежность к своей национальности, имеющей свои этнические особенности;
– понимание значимости интересов общества и государства для себя лично;
– патриотизм, преданность своему Отечеству;
– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего города, района, области и страны в целом;
– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
–социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Система этих и других ценностей является важным фактором социального становления молодого человека.
В современной педагогической науке еще сохраняется интерес к
разработке проблем
Для осуществления педагогического процесса в сфере патриотического воспитания школьников необходимо сформулировать целевые ориентиры. [5, 118-125]
Глава 2. Практические основы патриотического воспитания младших школьников
2.1. Современные подходы к патриотическому воспитанию по ФГОС
Современная государственная
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся и воспитанников образовательных учреждений в современных условиях выступает для отечественной системы образования одновременно как цель и как результат деятельности педагогических сообществ и коллективов, касается каждого управленческого и педагогического работника.
Актуализация проблемы гражданско-патриотического воспитания в современных условиях обусловлена также попыткой некоторых деструктивных сил расшатать многонациональные основы Российской Федерации. Быть истинным гражданином многонациональной России, отвечать за ее прошлое, настоящее и будущее - это и есть истинный патриотизм, без которого никакое позитивное продвижение общества и государства не может происходить в принципе.
Комплексная модернизация образования, основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», установки стратегии - 2020 требуют ретрансляции на всех уровнях системы образования идеологии гражданско-патриотического воспитания через разработку и реализацию программ развития школ.
Инструментом решения задач государственно-образовательной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания выступает Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, методологическую основу которого представляет концепция духовно-нравственного развития личности учащихся, отражающая нравственно-ценностные ориентиры и механизмы формирования патриота - гражданина России.
В процессе введения ФГОС важно не потерять его замыслы в отношении формирования у учащихся нравственных качеств, личностных и метапредметных результатов, которые как раз и обеспечивают общую и гражданскую культуру личности, ее гражданскую позицию. Необходимо активнее включать в процесс обучения исследовательский подход, проектирование и ИКТ, позволяющие гарантировать формирование положительной мотивации учащихся к процессу обучения и обеспечивающие тем самым нравственно-ценностное отношение к знаниям. Важно уходить от репродуктивной организации учебной и внеучебной деятельности, на смену которым должны придти развивающее обучение, реализуемое на основе способностной педагогики. [18, 3]
2.2.Содержание, формы и методы нравственно-патриотического воспитания
В урочной деятельности:
Основным каналом эффективного
патриотического
Патриотическое воспитание в учебном процессе специфично по применяемым формам и методам в зависимости от возраста учащихся, ступени их образования.
В 1-4 классах дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем своей Родины, значении государственных символов Российской федерации, области, города и их популяризации. Характерные особенности детей младшего школьного возраста – природная любознательность, чрезвычайная эмоциональная отзывчивость, податливость к воспитательным воздействиям – создают предпосылки для успешного развития, обучения и воспитания. Важным методическим условием совершенствования патриотического воспитания в начальной школе является использование межпредметных связей.
В средних и старших классах на основе углубленного и систематического изучения естественно-математических и гуманитарных предметов повышается уровень всей работы по формированию у подростков научного и патриотического мировоззрения, патриотических убеждений, установок, позиций и ценностных ориентаций, усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического поведения.
Каждая наука располагает
На основе гуманитарных знаний формируются мировоззрение человека, его убеждения, т.е. происходит осознание места личности в мире, степени ее ответственности за совершаемые действия и поступки с позиции социальной значимости. Гуманитарное познание дает возможность повысить общую культуру, интеллигентность человека. Оно развивает гибкость мышления, творческий подход к человеческой деятельности, самостоятельности в выборе стратегии и тактики жизненного поведения, способствует формированию и развитию активности, самостоятельности, ответственности, от которых зависит успешность социализации современного подрастающего поколения.
Безусловно, каждая гуманитарная дисциплина в школе обладает своим воспитательно-развивающим потенциалом.
Филологическое образование
Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную информацию. Общественные дисциплины позволяют обеспечить осмысление учащимися ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Здесь ребята знакомятся с образцами подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления.
Именно при изучении гуманитарных дисциплин у учащихся проявляются качественные изменения в своем социально-нравственном и общекультурном развитии.
Патриотическим воспитательным потенциалом обладают и изучаемые в школе естественно-математические науки. Преподавание их основ знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует развитию чувства гордости за свою страну. Изучение географических особенностей нашего государства, его бескрайних просторов должны формировать эмоциональное отношение к природе, ее красоте, нацеливать детей на необходимость охранять объекты живой природы, проявлять заботу о них, т.к. они являются частичками нашей малой и большой родины.
Значительное место в процессе формирования у подростков качеств гражданина и патриота занимает курс ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности) интегрируя с другими предметами.
Основными приемами воспитания школьников содержанием излагаемого материала могут служить следующие:
приведение примера; использование сравнения, сопоставления, противопоставления; яркий рассказ; разъяснение, разоблачение; анализ фактов, явлений.
Воспитательное воздействие на
учащихся оказывает система отношений,
складывающаяся в ходе уроков. Определяющее
влияние на характер этих отношений
оказывает личность учителя, его
педагогическое мастерство. Ведущие
качества учителя – идейная
Во внеурочной деятельности:
В патриотически–воспитывающем
Одним из видов внеурочной деятельности является защита проектов патриотической направленности, которые всесторонне демонстрируют не только учебные результаты ребенка, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося в той или иной области, полученных самостоятельно.
Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников