Патриотическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности воспитания патриотизма у младших школьников.
Задачи исследования :
- изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме исследования
- раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников
- выявить принципы патриотического воспитания.

Файлы: 1 файл

курсович.docx

— 209.25 Кб (Скачать файл)

– содействие в развитии национальных культур  и языков народов РФ;

– содействие мирному разрешению межэтнических  противоречий и конфликтов;

– развенчание  пропаганды расизма, национализма и  религиозной розни;

– обеспечение  равноправия народов и национальных меньшинств страны;

– гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

– сочетание  в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

– формирование у каждого поколения национального самосознания, открытого для восприятия других народов;

– овладение  русским языком - средством межнационального общения и взаимосближения народов  России и СНГ.

Таким образом, сущность и содержание патриотического  воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия

педагогов  и воспитанников, направленных на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников. Ученые выделяют несколько направлений патриотического воспитания: героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое.

В содержании патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно  взаимосвязанных между собой  компонента. Первый из них характеризуется  более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких  элементах, как позитивные мировоззренческие  взгляды и позиция по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей и обеспеченность безопасности граждан  страны и рядом других). Социально-педагогический компонент содержания патриотического  воспитания является доминирующим и  составляет его ядро.

Сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на реальные действия, направленные на сохранение национальных традиций, развитие лучшего в своем городе, стране, защиту Отечества. Этот компонент патриотического воспитания можно назвать практически-действенным.

В современных условиях в содержании патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

– осознание  себя россиянином, то есть гражданином многонационального российского государства;

– наличие  гордости за принадлежность к своей  национальности, имеющей свои этнические особенности;

– понимание  значимости интересов общества и  государства для себя лично;

– патриотизм, преданность своему Отечеству;

– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего города, района, области и  страны в целом;

– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

–социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Система этих и других ценностей является важным фактором социального становления  молодого человека.

В современной педагогической науке еще сохраняется интерес к

разработке проблем патриотического  воспитания в условиях изменений, произошедших и продолжающих происходить в российском обществе. Отражением этих изменений является появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов формирования патриотизма у различных категорий российских граждан, особенно молодежи.

Для осуществления педагогического  процесса в сфере патриотического  воспитания школьников необходимо сформулировать целевые ориентиры. [5, 118-125]

 

 

 

Глава 2. Практические основы патриотического воспитания младших  школьников

2.1. Современные подходы к патриотическому воспитанию по ФГОС

Современная государственная образовательная  политика в России, отраженная в стратегии- 2020, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в ФЦПРО и в материалах по  комплексной модернизации  образования,  направлена  на  обеспечение инновационно-технологического  прорыва в образовании через подготовку  конкурентоспособных выпускников, социализация которых должна быть устойчивой и позитивной. Очевидно, что задача инновационного поступательного развития России не может быть решена вне контекста гражданско-патриотического воспитания,  которое выступает как ресурсный залог в развитии  гражданского  общества  и в формировании  граждан страны,  для которых патриотизм  является  ценностным  основанием мышления, образа жизни, гражданской позиции.

Гражданско-патриотическое  воспитание  учащихся  и  воспитанников  образовательных учреждений  в  современных  условиях  выступает  для  отечественной  системы  образования одновременно  как  цель  и  как  результат  деятельности  педагогических  сообществ  и  коллективов, касается каждого управленческого и педагогического работника.

Актуализация  проблемы  гражданско-патриотического  воспитания  в  современных  условиях обусловлена также попыткой некоторых деструктивных сил расшатать многонациональные основы Российской Федерации. Быть истинным гражданином многонациональной России, отвечать за ее прошлое, настоящее и будущее - это и есть истинный патриотизм, без которого никакое позитивное продвижение общества и государства не может происходить в принципе.

Комплексная модернизация образования, основные положения национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа», установки  стратегии - 2020 требуют ретрансляции на всех уровнях системы  образования  идеологии  гражданско-патриотического  воспитания  через  разработку  и реализацию программ развития школ.

Инструментом решения задач  государственно-образовательной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания выступает Федеральный государственный образовательный стандарт нового  поколения,  методологическую  основу  которого  представляет  концепция  духовно-нравственного  развития  личности  учащихся,  отражающая  нравственно-ценностные  ориентиры  и механизмы формирования патриота - гражданина России.

В процессе введения ФГОС важно не потерять его замыслы в отношении формирования у учащихся  нравственных  качеств,  личностных  и  метапредметных  результатов,  которые  как  раз  и обеспечивают  общую  и  гражданскую  культуру  личности,  ее  гражданскую  позицию.  Необходимо активнее  включать  в  процесс  обучения  исследовательский  подход,  проектирование  и  ИКТ, позволяющие  гарантировать  формирование  положительной  мотивации  учащихся  к  процессу обучения  и  обеспечивающие  тем  самым  нравственно-ценностное  отношение  к  знаниям.  Важно уходить  от  репродуктивной  организации  учебной  и  внеучебной  деятельности,  на  смену  которым должны придти развивающее обучение, реализуемое на основе способностной педагогики. [18, 3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Содержание, формы и методы нравственно-патриотического воспитания

В урочной деятельности:

Основным каналом эффективного патриотического воспитательного  воздействия на учащихся является учебный  процесс, его богатый воспитательный потенциал. Содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность; четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения; отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между  самими обучаемыми; личные качества учителя, его педагогическое мастерство; общий  режим и атмосфера учебного процесса школы – вот те основные факторы, которые оказывают воспитательное влияние на детей в учебном  процессе общеобразовательной школы.

Патриотическое воспитание в учебном  процессе специфично по применяемым  формам и методам в зависимости  от возраста учащихся, ступени их образования.

В 1-4 классах дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем  своей Родины, значении государственных  символов Российской федерации, области, города и их популяризации. Характерные  особенности детей младшего школьного  возраста – природная любознательность, чрезвычайная эмоциональная отзывчивость, податливость к воспитательным воздействиям – создают предпосылки для  успешного развития, обучения и воспитания. Важным методическим условием совершенствования  патриотического воспитания в начальной  школе является использование межпредметных  связей.

В средних и старших классах  на основе углубленного и систематического изучения естественно-математических и гуманитарных предметов повышается уровень всей работы по формированию у подростков научного и патриотического  мировоззрения, патриотических убеждений, установок, позиций и ценностных ориентаций, усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического  поведения.

Каждая наука располагает огромными  воспитательными возможностями, вытекающими  из ее содержания. Особое место в  патриотическом воспитании принадлежит  гуманитарным наукам.

На основе гуманитарных знаний формируются  мировоззрение человека, его убеждения, т.е. происходит осознание места  личности в мире, степени ее ответственности  за совершаемые действия и поступки с позиции социальной значимости. Гуманитарное познание дает возможность  повысить общую культуру, интеллигентность человека. Оно развивает гибкость мышления, творческий подход к человеческой деятельности, самостоятельности в  выборе стратегии и тактики жизненного поведения, способствует формированию и развитию активности, самостоятельности, ответственности, от которых зависит  успешность социализации современного подрастающего поколения.

Безусловно, каждая гуманитарная дисциплина в школе обладает своим воспитательно-развивающим потенциалом.

Филологическое образование нацелено на духовно-нравственное воспитание личности, развитие ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения  к окружающему миру, эстетической культуры.

Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную информацию. Общественные дисциплины позволяют обеспечить осмысление учащимися ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Здесь ребята знакомятся с образцами подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления.

Именно при изучении гуманитарных дисциплин у учащихся проявляются  качественные изменения в своем  социально-нравственном и общекультурном развитии.

Патриотическим воспитательным потенциалом  обладают и изучаемые в школе  естественно-математические науки. Преподавание их основ знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует развитию чувства гордости за свою страну. Изучение географических особенностей нашего государства, его бескрайних просторов должны формировать эмоциональное отношение к природе, ее красоте, нацеливать детей на необходимость охранять объекты живой природы, проявлять заботу о них, т.к. они являются частичками нашей малой и большой родины.

Значительное место в процессе формирования у подростков качеств  гражданина и патриота занимает курс ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности) интегрируя с другими предметами.

Основными приемами воспитания школьников содержанием излагаемого материала могут служить следующие:

приведение примера; использование сравнения, сопоставления, противопоставления;  яркий рассказ;  разъяснение, разоблачение; анализ фактов, явлений.

Воспитательное воздействие на учащихся оказывает система отношений, складывающаяся в ходе уроков. Определяющее влияние на характер этих отношений  оказывает личность учителя, его  педагогическое мастерство. Ведущие  качества учителя – идейная убежденность, высокоразвитое гуманитарное мышление, патриотизм и гражданственность, безупречная  нравственность, научная подготовленность, высокий уровень общей культуры в сочетании с профессиональным мастерством – имеют здесь  решающее значение.

Во внеурочной деятельности:

В патриотически–воспитывающем обучении важное место принадлежит созданию окружающей среды, которая по своему духу и содержанию благоприятствует патриотической самореализации школьников. В школах созданы организации, в которых, наряду с урочной системой занятий, используются и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированной на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности обучающихся, развитие самостоятельности мышления, нравственных качеств личности, эстетической культуры.

Одним из видов внеурочной деятельности является защита проектов патриотической направленности, которые всесторонне  демонстрируют не только учебные  результаты ребенка, но и усилия, приложенные  к их достижению, а также очевидный  прогресс в знаниях и умениях  учащегося в той или иной области, полученных самостоятельно.

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников