Патриотическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности воспитания патриотизма у младших школьников.
Задачи исследования :
- изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме исследования
- раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников
- выявить принципы патриотического воспитания.

Файлы: 1 файл

курсович.docx

— 209.25 Кб (Скачать файл)

«Марш кадетов». Так называется песня  в исполнении хора.

Вед.1 Закончилась война в Афганистане, но вновь не спят матери, провожая своих  сыновей на службу в армию.  Всё  новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте нашей страны, и среди них ставшее для  многих страшным слово «Чечня».

Вед.2  Российские солдаты, вернувшиеся  с чеченской войны, принесли с  собой как бы обновленную любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули  нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского долга. Валерий Дмитриевич! С праздником вас, благополучия вам и вашей семье. Вы прошли школу мужества, а мы пока изучаем начальную военную подготовку в школе.

 «Урок НВП» так называется  сценка в исполнении  10 класса.

Вед. 1  Как страшно думать о  войне, когда ты пережил войну,

Перед собою ты вдвойне в ответе за страну,

Вед.2  Как страшно думать о  войне, когда ты не видал войну.

Мир дан тебе, и ты вдвойне в  ответе за страну.

И чтобы у детей твоих счастливых много было лет,

Борись за мир, за свет для них, пути другого к миру нет!

Вед. 1 Стихотворение читает Ткаченко Женя.

Вед. 2 Мы поздравляем всех ветеранов, всех воинов, всех мужчин нашей школы, всех мальчиков, наших будущих защитников…

Вместе: С праздником!

Вед.1 Когда впервые над столицей салют раздался громовой,

Неслись испуганные птицы над освещённою Москвой.

К Москве суровой, затемненной давно  привыкли и они.

И вдруг огни над Малой Бронной, и над бульварами огни!

Вед. 2 И сейчас для  всех нас тоже прозвучит праздничный салют.

… подарит нашим гостям песню «СЕГОДЯ САЛЮТ!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития человеческого общества. В настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества данная проблема приобретает особое значение.

Изменения, происходящие в политике, экономике, образовании, требуют специального анализа сущности и содержания понятия «патриотизм».

В содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия — Родина и Отечество, что обусловлено, с  одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой — социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Важными особенностями содержания патриотизма в современных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернационализмом; выявление в качестве ключевого понятия «Родина», что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.

Процесс патриотического воспитания осуществляется на основе принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического  процесса и особенности данного  направления воспитательной работы.

В  осуществлении  патриотического  воспитания подрастающего поколения  ведущую роль играют педагоги, поэтому  особо актуальной в современных  условиях становится разработка проблемы подготовки будущих учителей к данному  направлению воспитательной работы.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель.-2007.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ.-2007.
  3. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис....д-ра пед. наук. — Ставрополь.-1997. -31 с.
  4. Быков, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания / А. Быков // Воспитание школьников.- 2006.- №5.- 4-7с.
  5. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. —Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел».-1995.-238с.
  6. Гладилина, И. Технологии  гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе / И. Гладилина // Воспитание  школьников.- 2007.-№9.- 2-6с.
  7. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д.-2008.
  8. Краснова, О.В. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся / О.В. Краснова // Дополнительное образование.-2006.-№7.-49-50с
  9. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня  / В.И. Лутовинов // Педагогика.- 2006.- №5.-52-59с.
  10. Матушкин С.Е. Народность в воспитании гражданственности. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т.-1999.-95 с.
  11. Мичеева, Н.М. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики / Н.М. Мичеева // Начальная школа.-2008.-№7.-22-23с.
  12. Мошер Р., Кении Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы. Пер. с англ. / Под общ. ред. Т.Э. Балуян, Е.И. Яковлева. — М.: Народное образование.-1996.-232 с.
  13. Новик, Р. Л. Воспитать гражданина – патриота / Р.Л. Новик // Классный руководитель – 2008.- №5.- 97-102с.
  14. Осипова, Л. Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования / Л. Осипова // Учитель.- 2007.- №3.- 63-67с.
  15. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология.-М.-2005.- 112-145с.
  16. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство.-1998.-602 с.
  17. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс.-1998.-512с.
  18. Педагогический вестник ЕАО.-2012. -№1.- 3с.
  19. Петрова, Е. Современные формы гражданского воспитания в общеобразовательной школе / Е. Петрова // Педагогическая техника.- 2006.- №2.- 51-56с.
  20. Сазонов, А. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы – россияне»  / А. Сазонов // Сельская школа.- 2008.- №1.- 53-56с.
  21. Ульянова, В. Программа классов гражданско-патриотического направления «Юный патриот»/ В. Ульянова // Школьное планирование.-2008.-№4.- 113-119с.
  22. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).-2005.- 218-236с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Словарь основных понятий

(составлен на основе использования  источников, указанных в библиографическом  списке)

Воспитанность — актуальный уровень  развития личности; согласованность  между знаниями, убеждениями и  поведением личности.

Воспитуемость — возможности ученика  к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми; восприимчивость к воспитанию; потенциальный уровень, зона ближайшего развития личности.

Гражданское воспитание — целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских  качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений  в общественно-государственном образовании.

Целью гражданского воспитания является воспитание гражданина демократического, свободно развивающегося и обеспечивающего  всех равными правами и обязанностями, свободами государства.

Задачи гражданского воспитания: формирование гражданского сознания, чувств и поведения; развитие потребности в гражданских действиях и потребности в гражданской деятельности; формирование политической активности личности как необходимого компонента успешности гражданской деятельности; воспитание уважения и принятия прав и обязанностей демократического государства; формирование уважения к законам государства, нормам и стандартам общества как степени духовной и практической подготовленности личности к жизни в гражданском обществе; формирование чувств патриотизма и интернационализма как необходимого условия выбора жизненной позиции в национально неоднородной среде и как показатель   интеллектуальной   воспитанности   и цивилизованности человека; формирование адекватного отношения к делам государства и к делам собственным как мера воспитанности у личности гражданской ответственности, чувства долга и действенности морально-волевых регуляторов; формирование чувства защищенности со стороны государства как показатель интегрированности человека со своими личностными проявлениями, запросами, потребностями в общественные и государственные интересы, нормативные и правовые отношения.

Гражданственность — интегративное  качество личности, заключающее в  себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства  и дисциплинированность, гармоническое  проявление патриотических чувств и  культуры межнационального общения.

Методология — система принципов  и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методологический подход — совокупность принципов, определяющих общую цель и стратегию соответствующей  деятельности.

Направленность личности — важнейшая  характеристика личности, определяющая цели, которые ставит перед собой  человек; стремления, которые ему  свойственны; мотивы, в соответствии с которыми он действует; интересы, которыми руководствуется человек  в деятельности.

Нравственные  качества  —  устойчивые, укоренившиеся отношения личности к определенным сторонам социальной действительности, отражающие единство сознания, чувств и поведения.

Нравственный принцип—исходное начало, основное правило, требование, определяющее, как человек должен поступать  в конкретной ситуации; определяют порядок взаимоотношений с обществом  и другими людьми.

Нравственные чувства — переживание  человеком своего отношения к  окружающей действительности на основе соотнесения поступков людей  с моральными нормами.

Отечество — понятие, характеризующее  социально-политическое явление, обусловленное  определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. Структура данного понятия включает характеристики политической (политические организации и отношения общества), социальной (общественные отношения и структура общества) и культурной среды (распространенные в обществе формы культуры и духовные ценности).

Патриотизм — социально-нравственная ценность, неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности. В зависимости  от уровня проявления патриотизм может  рассматриваться как нравственный или политический принцип (когнитивный  уровень); как нравственное чувство (эмоциональный уровень); как интегративное  нравственное качество (поведенческий  уровень).

Патриот — человек, любящий свою родину, преданный своему отечеству, своему народу, стремящийся своим  трудом принести пользу.

Патриотическая деятельность —  осознанная и общественно ценная деятельность человека в специфической  сфере взаимоотношений с обществом  и государством, в которой активно  проявляются личностные и общественные качества и свойства.

Патриотический долг — понятие, выражающее социально-нравственные задачи отдельного индивида, группы лиц, народа по отношению к родине и отечеству, в конкретных социальных условиях и  ситуациях, которые становятся для  них внутренне принимаемыми обязательствами. По своему общечеловеческому содержанию понятие патриотического долга  включает в себя выполнение ряда исторически  выработанных правил человеческого  общежития. Патриотический долг, как  и моральный долг, рассматривается  как конкретизация общих требований морали, имеющих историческое происхождение, применительно к возникшим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, которые определяют условия  и меру личной ответственности и  составляют содержание его мотивов. В патриотическом долге выражается нравственная специфика социально-идейной  позиции личности по отношению в родине и отечеству; взглядов и убеждений человека и способов их реализации.

Патриотическое воспитание — процесс  взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою родину, преданного отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи патриотического воспитания: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера; формирование положительного отношения к патриотической деятельности; формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.

Родина — понятие, отражающее «естественные» основы патриотизма: привязанность  к родной земле, любовь к родному  языку, своему народу, уважение к традициям  и обычаям и т.д.

Социально-нравственная направленность личности — неотъемлемая часть направленности личности, иерархическая система  устойчиво доминирующих мотивов  личности, характеризующая отношение  человека к себе и обществу. Социально-нравственная направленность отражается в мировоззрении, идейной убежденности человека и  включает социальные потребности, моральные  и ценностные ориентации, чувство  общественного долга и гражданской  ответственности, что лежит в  основе социальной активности личности.

Социально-нравственные ценности- ориентиры  в поведении групп и индивидов, которые позволяют оценивать  какие-либо явления, действия и поступки людей с точки зрения определенных представлений (о добре и зле, об общественно полезном и вредном). Эти ценности отражают характер и  содержание ценностей, которые функционируют  в различных социальных системах и проявляются в общественном сознании. Представляя совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, социально-нравственные ценности регламентируют деятельность отдельных людей и всего общества в различных сферах жизнедеятельности.

Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего  мира, выявляющие их значение для человека и общества. Воплощая в себе общественные идеалы, ценности выступают как эталон должного и отражаются в сознании человека как ценностные ориентации.

Ценностные ориентации — важнейшие  элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, его переживаниями, отграничивающие  значимое, существенное от несущественного. Ценностные ориентации служат основанием (моральным, эстетическим, политическим и др.) Оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в  ней. Ценностные ориентации тесно связаны  с познавательными и волевыми сторонами человеческой деятельности. Система ценностных ориентации образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю сторону  ее отношений к действительности. В структуре ценностных ориентации выделяют когнитивный, эмоциональный  и поведенческий компоненты. По формам общественного сознания можно выделить моральные, эстетические, политические и др. Ценностные ориентации.

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников