Патриотическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности воспитания патриотизма у младших школьников.
Задачи исследования :
- изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме исследования
- раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников
- выявить принципы патриотического воспитания.

Файлы: 1 файл

курсович.docx

— 209.25 Кб (Скачать файл)

Большую работу по патриотическому  воспитанию молодежи проводят общественные организации (объединения) ветеранов  Великой Отечественной войны, труда  и Вооруженных сил. Ученики принимают участие в городских мероприятиях, встречаются в ветеранами ВОВ. Все это позволяет придать патриотической работе системный и плановый характер.

Немало времени ученики отдают исследовательской работе, которая имеет формы текстовой работы с использованием компьютерной презентации, а также видеофильма с текстовым сопровождением. Исследовательская деятельность позволяет совершенствовать знания в выбранных предметных областях.

Явно обозначившееся в последнее  десятилетие отчуждение молодежи от ценностей отечественной культуры, рост приоритета потребительства, приведшие  к утрате целостности отечественной  культуры, плохое освещение окружных и городских мероприятий патриотической направленности в СМИ привели  к утрате важных жизненных основ.

В этой обстановке особый характер приобретает  информационно-пропагандистская работа, направленная на воспитание детей в  духе преемственности поколений, национальной гордости и прежде всего патриотизма.

Выпускаемые газеты, радио- и телепередачи, сайты отражают все многообразие культурной, научной, общественной жизни страны, города и направлены на познание истории России, сохранение национальных традиций. Это должно давать детям возможность полнее осознавать грандиозность свершенного предшествующими поколениями, почувствовать связь времен, проникнуться любовью к своему Отечеству. Необходимо объективно освещать текущие события, правильно трактовать исторические события, надо поставить заслон материалам, наносящим ущерб формированию у подрастающего поколения патриотизма, готовности защищать свою Родину. [17, 324-346]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Формы организации мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников

Цель: Формирование патриотических чувств у школьников.

Задачи: Воспитание патриотического  сознания; развитие творческих способностей и чувства гордости.

Форма проведения: устный журнал

Оформление:

1. Плакаты: “Есть память, которой не будет конца”, “Никто не забыт, ничто не забыто!”

2.  Музыкальное оформление:  “Священная война”, диски с записью концертных номеров

3. Презентация

4. Выставка детских рисунков

Ход мероприятия

(Звучит песня «Святая Россия»  в исполнении Бобровской Виктории)

Вед. 1 Необозримая ширь полей,

Развесистые белоствольные берёзы,

Разливы рек, степей необъятный простор.

Это-Россия!

Вед. 2 Ты смотришь в ясное голубое  небо,

Идёшь лесными тропинками,

Сидишь у прохладной реки.

И это - Россия!

Вед. 1 Древние стены Кремля,

Блеск куполов над храмами.

Жизни минувший след.

И это - Россия!

Вед. 2 Руки матери, все песни у  твоей колыбели.

Душистый хлеб за праздничным столом.

Это тоже - Россия!

Вед. 1  Всё может родная земля! Может накормить тёплым и вкусным  хлебом, напоить родниковой водой, восхитить  своей красотой. И только защитить сама себя не может…

Вед. 2  Поэтому защита Отечества  и родной земли – долг тех, кто  ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. И сегодня, накануне Дня  защитника Отечества мы собрались  в этом зале, чтобы поговорить о  русской воинской доблести, о наших  защитниках.

Вед. 1 Мы хотим сегодня вместе с  вами попытаться вспомнить военные  дороги наших дедов, отцов, братьев, вспомнить, как это было…

Вед. 2 И пусть вехами на этом пути станут подлинные документы, письма, воспоминания, фотографии, стихи и песни.

Вед. 1 Пусть историческая правда поможет  нам вновь вернуть на эту сцену  героев, патриотов…

Вместе: Наших защитников!

Вед.1  Кто они?.. Какими были?.. Мы хотим, чтобы все знали, что не бывает безымянных героев. Есть люди, у  каждого своё имя, свои чаяния и надежды. Пусть же эти люди будут всегда близки нам, как друзья, как родные, как мы сами. 

Вед.2 Нам очень приятно видеть в зале наших почётных гостей:

Вед. 1 Защитник Отечества! Как гордо  звучат эти слова! Защита Отечества  – долг каждого гражданина, почётная обязанность каждого мужчины.

Вед. 2 Мы сердечно поздравляем всех тех, кому предстояло защищать нашу Родину в годы Великой Отечественной  войны, кто прошёл военную службу, и тех, кому предстоит её нести, с  праздником…

Вместе: С Днём защитника Отечества!

Вед.2  Поздравления и слова благодарности  примите от директора школы … 

Вед. 1 Итак, мы открываем первую страницу нашего альбома, который назвали  «Мы этой памяти верны».

Вед. 2 Мирно страна проснулась в  этот июньский день,

Только что развернулась в скверах  её сирень.

Радуясь солнцу и миру, утро встречала  Москва…                         

Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова…

Голос уверенно строгий сразу узнала страна.

  Утром у нас на пороге  заполыхала война. 

(Звучит запись песни «Священная  война». Красные числа сменяются   на чёрные)

Вед. 1: 22 июня 1941 года на нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 000 танков, более 47 000 орудий и минометов, около 5 000 самолетов, до 200 кораблей.

Вед. 2: Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы  уходили на фронт, вчерашние школьники  становились солдатами.

Вед. 1: Не забыть нам, как в суровый час на земле, врагами побеждённой, Умирали, смерти не страшась, коммунисты нашего района.

Вед.2 Более трёхсот мужчин призывного возраста ушли на фронт от Розгребельского  сельсовета. Тогда, в 41-м, председателем  сельсовета был коммунист Сухоруков  Пётр Александрович. Это прадедушка Алины, Виктории, Жени, Антона. Вместе с  председателем колхоза, тоже коммунистом, Подколзиным  Тимофеем Кирилловичем, он помогал партизанам оружием, продовольствием. Но герои были выданы полицаям. Их казнили  страшной смертью. У нас в музее  хранятся воспоминания их жён, а, вернее, вдов. Вот, что они пишут. (зачитываю)

Вед. 1 Немцы пришли в наше село осенью 41-го. Хозяйничали долго, до февраля 43-го, пока не пришли наши солдаты,  а  именно 842-й стрелковый полк 240-й Днепровско-Киевской стрелковой дивизии.

Однако, случилось страшное раньше, чем пришли освободители. Понимая  своё поражение, немцы рассвирепели. В одну из холодных зимних ночей  фашисты стали поджигать хаты, а людей выкидывали и гнали  по улице в сторону села Поречное.

Вед. 1 Вспомним то время, товарищ,-

Село было всё сожжено.

Казалось, из пепла пожарищ

Уже не восстанет оно.

Вед. 2 Очевидцами того страшного события  были и женщины, и дети. Дети войны…Война  стала общей биографией целого поколения  военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные  дети. Рытенко Валентина Васильевна, Ткаченко Вера Фёдоровна, Апанасенко Пелагея  Павловна, Котов Валентин Сергеевич, Выдрина Нина Прокофьевна, Мурашкина  Надежда Владимировна, Панибратова  Ольга Яковлевна и многие другие. К сожалению, многих наших односельчан  уже нет в живых, но мы помним их, помним их рассказы и слёзы. Каждое слово их было записано. Вот они, живые воспоминания детства, опалённого войной. Их детская память сохранила  многие детали военного лихолетья: скрип  санок, на которых матери везли голодных и напуганных детей, тропинку в глубоком снегу через Паровую, горящее  село.

Вед. 1 А в прошлом  году нам  в школу принесли письмо, плотное, тяжёлое. Обратный адрес: г. Санкт-Петербург. Адресат: … Мы вскрыли конверт, а там фотография и листы печатного текста на 13 страницах. Ещё одна судьба, ещё одно  опалённое детство нашей односельчанки. Рана, нанесенная 50 лет назад, не заживает и не заживёт никогда.

Вед. 2 А я держу в руках  стихотворение, написанное В. В. Рытенко. Позвольте, я его прочту…

Вед. 1 В суровые дни войны  рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в  фонд обороны, собирали тёплые вещи для  фронтовиков, работали на заводах, в  полях, дежурили на крышах домов при  воздушных налётах. Стихотворение  Александра Твардовского «Рассказ танкиста»  читает …

Вед. 1   Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви… Любовь согревала  сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать Родину. Песни вдохновляли на подвиги. «Три танкиста», так называется песня в исполнении … класса. 

Вед.2  Мы здесь с тобой не потому, что дата

Как злой осколок, память жжет в груди.

И к стеле розгребельского солдата

Ты в праздники и в будни  приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя —

Великой Армии простой солдат.

Вед. 1  106 имён  наших односельчан, не вернувшихся с поля боя, золотыми буквами вписаны в историю  страны. Имена многих земляков мы отыскали в Книге памяти и вписали в  ленту памяти, которая находится  у нас в музее.

Вед. 2  И тот герой, что без  вести пропал,

И тот, кто из убитых смог подняться,

Всё в нашем поколенье повторяется

И, значит, все взойдут на пьедестал. 

 Стихотворение «Курская дуга»  Читает Сухорукова Алина

Вед. 2  Прошло почти … лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Уважаемые Андрей Лукич и Николай Сергеевич! Спасибо вам за мирное небо, за солнце, за счастливое детство наших детей.

Песня «Тельняшка». Исполняет … класс.

Вед. 1 Мы обязаны помнить безвинные  жертвы блокады Ленинграда и фашистских концлагерей. Мы не должны забывать и  о тех, кто “ковал” победу в  тылу.

Вед. 2  Когда земля от крови  стыла, когда горел наш общий  дом,

Победу труженики тыла ковали праведным  трудом.

Когда фашизму рвали тело отцы мужья  и сыновья,

В тылу бурлило и кипело – трудилась  Родина моя.

Сильнее стали женщин плечи, взрослели  дети на глазах.

Горели доменные печи, рожь колосилась на полях..

Всё отдавали: силы, средства…Война тащила за собой

Детей, не ведающих детства, и женщин с горькою судьбой.

Кто был в окопах, те-герои, остановившие фашизм,

Но тыл решительным настроем не меньший выдал героизм.

Жива ещё в потомках память тех  героических времён-

Советским труженикам тыла низкий наш  земной поклон!

Вед. 1 В исполнении  Апанасенко Артёма звучит отрывок из поэмы Твардовского «Василий Тёркин»

Вед. 2 Ушла война, оставив горечь дыма,

Утраты, смерти и навечно – боль.

Вставали в строй тогда вы молодыми,

А возвратились – волосы, как соль.

Нелёгкий путь достался вам когда-то,

Но вы всю тяжесть на плечах снесли,

И в Трептов – парке русского солдата

На пьедестал почёта вознесли.

«Майский вальс» в исполнении Бобровской Виктории звучит для всех русских солдат.

Вед. 2  Нет, это не заслуга, а удача  —

Быть девушке солдатом на войне.

И под пилотку волосы запрячут

И рапортуют: «Я служу стране!»

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшим счастьем девушки считали

Возможность умереть за свой народ!

И умирали, умирали, умирали…..

Роберт Рождественский «Баллада о  зенитчицах». Читает Апанасенко Виктория

Вед.2  И хотя прошло уже … лет, время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца.

Всесильно Время – мощными руками всё может сокрушить и возвести.

Бессильно Время, если  встретит Память,

Святую Память на своём пути.

(звучит запись песни «Журавли»)    Минута молчания.

Вед.1  Что теперь с нами стало…как  Россия устала…

И какая ещё ждёт Россию война?

Мне не хочется крови, и не надо нам славы,

Нас так мало осталось, а Россия одна.

Вед.2  Афганская война. 9 лет и 51 день продолжалось то, что официально называлось «выполнением интернационального долга». Около 14 тысяч наших ребят  полегло на афганской земле. Они  свой долг выполнили с честью. Уважаемые  Александр Алексеевич и Николай  Владимирович! Вы -пример героизма, мужества и благородства для подрастающего  поколения. Спасибо, что вы пришли. Счастья  вам, здоровья и с праздником! Посмотрите, какая смена растёт. 

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников