Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 11:08, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и определение элементов актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности
Поставленная цель обуславливает решение некоторых задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике;
- определить особенности актерского мастерства педагога;
- определить особенности режиссерского мастерства педагога.
Второй план соответствия педагога своей профессии — его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает отрефлексированную направленность человека на профессию типа «Человек—Человек», его мировоззренческую зрелость, широкую и системную профессионально-предметную компетентность, а также коммуникативную и дидактическую потребности и потребность в аффилиации. Готовность, основываясь на оптимальном функционировании 3-й и 4-й подструктур, включает 1-ю и 2-ю подструктуры личности, по К.К.Платонову.
Включаемость во взаимодействие с другими людьми, в педагогическое общение выявляет третий план соответствия человека деятельности педагога. Она предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, самому адекватно реагировать на нее, получать удовольствие от общения. Умение воспринимать и интерпретировать реакцию учеников в классе, анализируя поступающие по «каналу обратной связи», зрительные и слуховые сигналы, рассматривается как признак «хорошего коммуникатора». Учитывая важность правильной организации педагогического общения с учащимися, со студентами, исследователи обращают особое внимание на специальное формирование коммуникативных способностей педагога, ибо в настоящее время он «не знает структуры и законов педагогического общения, у него слабо развиты коммуникативные способности и коммуникативная культура в целом».
Пригодность (предрасположенность), готовность и включаемость человека в педагогическую деятельность суть три стороны его субъектной характеристики. Естественно, что только полное совпадение этих трех планов соответствия индивидуально-личностных качеств человека педагогической деятельности (т.е. сочетание пригодности, готовности и включаемости) обеспечивает наибольшую ее эффективность. Однако в реальности встречаются различные варианты сочетания этих планов соответствия при большей или меньшей выраженности каждого из них.
Глава 2. Особенности актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности педагога
2.1 Общее и отличное в педагогической и актерской деятельности.
Педагогический труд имеет
много общих признаков с
Основные точки
во-первых, опора на общие принципы деятельности. Как известно, система К.С. Станиславского состоит из следующих компонентов: принципы эстетики театра, учение об этике актера и актерская техника как владение выразительностью действий.
В деятельности учителя также органично сочетаются эстетика-этика-техника. Выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с его нравственностью и поведением, с его бережным отношением к своей душе и душам детей и с его постоянной работой над своей техникой, развитием и совершенствованием;
во-вторых, употребление в педагогической сфере терминов из области театрального искусства. В драматургии урока, соединяющей законы педагогики и сцены, постигается смысл "экспозиции", "завязки", "кульминации", "интриги". Если одного из этих составляющих нет, потенциал поля напряжения на уроке падает, а с ним и интерес к уроку, в итоге - к предмету;
в-третьих, использование адаптированных к учительской деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого поведения и вариативности в общении.
Особенности учительской деятельности(таблица 1):
Характеристики деятельности учителя |
Требования к учителю |
Способности, необходимые для деятельности |
Триединство творца, материала и инструмента в одной личности |
Связь внутренних и внешних проявлений личности; стабильность творческой формы |
Способность находить резервы для поддержания творческой формы в рабочем состоянии, обладание знанием собственных потенциальных возможностей и путей их развития |
Публичность и заданность творчества (регламентация во времени) |
Оперативность в создании творческого самочувствия; противостояние стрессу; "владение" вдохновением |
Быстрая реакция, развитая воля; способность к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения; способность к рефлексии |
Коллективный характер деятельности |
Необходимость сделать ученика сотворцом, соучастником урока, равноправным собеседником учителя |
Способность к эмпатии; заразительность, способность к перевоплощению, фасилитаторские способности (облегчение взаимодействия педагога и ученика); способность к написанию "партитуры произведения", осуществлению трансляции своего замысла, к передаче мотивационно-ценностного отношения к сообщаемому, к изменению темпоритма урока; образное мышление |
Оценивание окружающими внутренних и внешних проявлений личности даже за пределами деятельности |
Высокий уровень самосознания, рефлексии; физической, психической и социальной культуры. Осознание ответственности за свои действия и слова. Внутренняя готовность к ситуации постоянного контроля со стороны окружающих |
Способность к самосовершенствованию, непрерывному повышению квалификации, необходимым внутренним "перестройкам"; постановке и решению сверхзадачи своих действий |
(Таблица 1)
Поясним некоторые встречающиеся в таблице понятия, родственные для рассматриваемых нами видов человеческой деятельности.
Сверхзадача
Главная опасность обучения
педагогов элементам актерско-
Для возникновения "рабочего" самочувствия необходимо сосредоточиться не только на ведущей задаче урока, его идейно-познавательном и воспитательном замысле, но не забывать и о сверхзадаче обучения. Задача любого конкретного урока - лишь звено в сложном, длительном процессе обучения школьников. Сверхзадача позволяет понимать учебные факты с точки зрения их перспектив и потому более тонко, разумно их осуществлять.
"Говорят о сверхзадаче актера. Но вот кто постоянно живет в мире сверхсверхзадач - учитель! Он рассказывает о деталях анатомии беспозвоночных или о тригонометрических функциях, ему нужно, чтобы дети поняли формулы и запомнили детали. Но еще более нужно ему, чтобы, выучив все, что положено, его дети стали людьми" .
Сверхзадачей в искусстве называют ту конечную цель, ради которой драматург взялся за перо, а театр за постановку спектакля; идею, ставшую внутренней потребностью, стремлением, пафосом художника. Сверхзадача роли - смысловой центр, идея, воздействующая на творческое самочувствие артиста, вдохновляющая и направляющая его, - не является конечной управляющей инстанцией. Она подчинена сверхзадаче спектакля и сверхсверхзадаче человека-артиста (той высокой цели творчества, к которой направлены все его помыслы и стремления). Именно сверхсверхзадача определяет требовательность художника к себе и результатам своего творчества.
Сотворчество
По своим основным характеристикам (существование в нескольких лицах, необходимость активного действия, публичность творчества, его заданность) педагогическая и актерская деятельности совпадают, однако в педагогической деятельности сотворчество взаимодействие с аудиторией играет большую роль, нежели в театральном искусстве.
Ш.А. Амонашвили сравнение профессии педагога с профессией актера привело к мысли-заповеди "Дари себя детям!"
"Разумеется, педагог должен
владеть способностью
Актер может приготовить и сыграть спектакль, лишь гипотетически предполагая реакцию зрителя. Хотя она, конечно, важна, она стимул для работы, источник вдохновения. Урок же невозможно "показать", "сыграть" без совместной "игры" учителя с учениками, на уроке нет зрителей, все - участники действия.
Рамки творчества
Театральное искусство носит
вторичный характер (актер исполняет
чужой замысел, стеснен рамками
режиссерского и
Перевоплощение
Искусство самовыражения
в учительской профессии не совпадает
полностью с актерским
Писатель С.А. Крутилин вспоминает О.А. Петухину, свою учительницу русского языка и литературы: "Ольга Алексеевна не относилась к женщинам, которых в народе обычно называют "писаными красавицами". Но какой удивительно красивой становилась она, когда читала нам Пушкина и Гоголя, как слушали мы. Она не раскладывала по полочкам литературных героев, не заставляла нас зубрить про типичных представителей. Именно на ее уроках как-то само собой приходило к нам ощущение волшебной силы пушкинского слова и понимание давно ушедшей эпохи. Ольга Алексеевна умела расшевелить воображение, она пробуждала лириков даже в самых рассудочных ребятах".
Педагогическое перевоплощение
осуществляется во внутреннем плане: учитель
давно известный учебный
Деятельная жизнь артиста на сцене проходит в принципиально иной сфере, в ином слое бытия по сравнению с обыденной жизнью. Учитель же (при том, что он волен обращаться к вымышленному, к игре - "царству представления") все-таки остается в границах реально существующего. Игра, повторим, лишь часть его "техники". Можно сказать, что перевоплощение педагога идет не по Станиславскому, а по Брехту, где актер как бы стоит над ролью и несколько со стороны судит свой персонаж.
Вхождение в роль
Говоря о механизме приготовления к роли или к уроку, отметим следующее. Когда возникает установка на перевоплощение (для актера - "если бы", для учителя - необходимость проектирования урока), человек ставит себя в предполагаемые обстоятельства (в театральном искусстве они называются предлагаемыми). Актер представляет себя в ситуации роли, учитель - в качестве ведущего урок (явного или скрытого). Ассоциативно воскрешаются в памяти какие-то картины, идеи, определенные переживания: педагог, например, определяет, представляет уровень знаний учеников к моменту урока, отношения, чувства, интересы, характер реагирования и т. д. Происходит как бы идентификация с учеником (или сценическим персонажем - у актера), возможная благодаря эмпатии - способности мысленно принять мотивы и обстоятельства других людей.
Наряду с идентификацией необходима проекция - способность наделить другого своими мыслями, мотивами, переживаниями. Для этого требуются способность к внутренним перестройкам и выразительные способности. Педагогическая деятельность добавляет к этому и необходимость свободно оперировать определенным кругом знаний по предмету и содержанию деятельности, сформированное мировоззрение, развитое педагогическое мышление, владение методикой педагогического воздействия.
Есть разница и в особенностях "рабочих" чувств актера и учителя во время деятельности. Сценическое чувство в творчестве актера отличается от жизненного происхождением: оно не возникает в результате реального раздражителя. Его кладовая - эмоциональная память. Сценическое чувство - воспроизведение жизненного чувства, его отпечаток, оно носит временный характер. Чувство же учителя на уроке жизненно, рождается реальными обстоятельствами, захватывает учителя порой надолго. Поэтому ему необходима "кладовая" для хранения приемов, контролирующих меру чувств, регулирующих их разумную трату. Отсюда и разница в накоплении опыта, в развитии эмоциональной памяти.
Общепринято бережное отношение к самочувствию актера перед спектаклем, ибо он должен настроиться, "войти в роль", просто приготовиться к тому, что его будет разглядывать множество чужих глаз. К сожалению, часто не учитывается, что учителю тоже необходимо перед уроком время, чтобы вызвать у себя "творческое самочувствие" (исходя из близости творческого труда учителя и актера правомочно воспользоваться этим термином К.С. Станиславского).
С.Л. Соловейчик, сравнивая педагогическую профессию с профессией музыканта, врача, говорит, что у последних есть короткие процедуры перед началом деятельности, своеобразный ритуал, который помогает "войти в роль". Такого ритуала, к сожалению, часто не бывает у учителя.
Информация о работе Педагог как субъект педагогической деятельности