Педагог как субъект педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и определение элементов актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности
Поставленная цель обуславливает решение некоторых задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике;
- определить особенности актерского мастерства педагога;
- определить особенности режиссерского мастерства педагога.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.48 Кб (Скачать файл)

 

      

 

Актерская деятельность

 

Педагогическая  деятельность

1. Наличие зрителя

Присутствует

 

Отсутствует

2. Предмет представления

Показывается  герой. Происходит перевоплощение в другую личность

Показывается  личность учителя; образ, о котором идет речь; отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога

3. Границы сферы деятельности

Деятельная жизнь  на сцене происходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью

Деятельность  происходит в границах реально существующего.

4. Особенности чувственной сферы деятеля

Чувство деятеля  не возникает в результате реального раздражителя. Деятель должен быть "настроен" на эмоциональную волну героя

Чувство деятеля  рождается реальными обстоятельствами, Деятель более "открыт" в выявлении чувств

5. Специфика общения в деятельности

Если есть актер, рядом мыслится публика, ожидающая маски, маскировки. Общение тяготеет к монологу

Ожидается реальный человек с реальными чувствами, Общение тяготеет к диалогу

6. Продолжительность деятельности

В 5-6 раз меньше, чем у учителя.

В 5-6 раз больше, чем у актера.

7. Возможность импровизации в деятельности

Допустима в момент подготовки к спектаклю, концерту и в малой степени во время самой деятельности

Не только допустима, но необходима. Границы творчества шире

8. Особенность программы деятельности

В один день репертуар, как правило, представлен одной ролью, одним спетаклем

 

В один день может  быть разной

9. Зависимость от "черного зала" (зрителей, учеников)

Чем меньше присутствует в воображении деятеля, тем лучше, правдивее, органичнее результат деятельности. Хорошие актеры во время игры "забывают" о зрителе, сосредоточиваются на общении с партнером по сцене

Чем больше присутствует в воображении деятеля, тем лучше результат деятельности, ибо важна организация сотрудничества

10. Наличие помощников в деятельности

   

Присутствуют (драматург, режиссер, гример, костюмер, суфлер и др.). Театральные средства воздействия сложны: планшет сцены, цветовое оформление, декорации, голоса за сценой, костюмы

Отсутствуют,  хотя объективно учитель не одиночка, а участник ансамбля педагогов школы. Школьно-классный реквизит достаточно прост: стол, стул, доска, наглядные

пособия, ТСО.

11. Ответственность за результат деятельности

Коллективная

Личная. Последствия ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач.


(таблица 2)

Названные черты, показывающие различия педагогической и актерской  деятельности, безусловно, не перечеркивают отмеченные ранее сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то, что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности одного и того же, и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности.

Будущим учителям необходимо не столько развить умение предъявлять  себя, сколько умение видеть и оценивать  себя и других, что в первую очередь  предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то, что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, но педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.

2.2 Элементы режиссерского и актерского мастерства в педагогической деятельности

Элементы режиссерского  мастерства

Педагогическое искусство  часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать  принципы театрального действия и его  законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль играют именно театрально-выразительные способности педагога. Каждый конкретный урок – это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как автор сценария (выстраивает драматургию отношений), режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе), актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла), импровизатор(учитывает новые реально возникающие педагогические ситуации). Если первые три функции полностью соответствуют театральному искусству, то функция импровизатора в театре востребована редко и скорее мешает общему замыслу. В педагогической же профессии она так же необходима, как и все остальные. Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов действия (спектакля, урока) с целью создания единого гармонически целостного произведения. Можно выделить несколько условий полноценной режиссуры урока. Первое условие режиссуры урока и создания целостного произведения – это наличие у педагога творческого замысла.

Для этого нужно:

  • осознание и анализ собственных общих теоретических позиций (подходов, теорий, принципов, технологий);
  • учет психологических и других особенностей учащихся;
  • планирование времени (темпа, ритма, отдельных частей урока);
  • пространственное решение (компоновка учащихся в зависимости от целей урока и возможностей передвижения по кабинету).
  • Парты, как и всякие барьеры, разъединяют людей, и это будет уместно, например, при решении официальных задач. Напротив, чем теснее круг учащихся, тем неформальнее их общение;
  • использование наглядного и звукового оформления.

Второе условие – продумывание целей, которые нужно достичь  с группой или отдельным учащимся. По сути, цель – это приведение всех элементов замысла к общему знаменателю, связующая идея замысла.

Третье условие – ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Это условие достигается наличием у педагога сверхзадачи и ощущением жизненной правды. По Станиславскому, основа формы находится в содержании, а добиться целостности, значит ответить на два вопроса: «Чего я хочу достичь?» и «Для чего я предпринимаю эти действия?». Ответить на первый вопрос, значит, понять идею, а ответить на второй – понять сверхзадачу урока. Только после ответа на эти два вопроса, можно ставить вопрос «Как?». Тогда форма будет не надуманной, а органичной и наиболее эффективной. Исходя из этой теории бесполезно заимствовать лишь внешние приемы, формы, методы.

Элементы  актерского мастерства

В педагогической деятельности важная составляющая педагогического таланта, которая роднит его с талантом актера – это потребность в самовыражении. Кроме этого, мастерство педагога реализуется через целый ряд элементов, задающих сходство его профессиональной деятельности с профессиональной деятельностью актера. Первый элемент – наличие сверхзадачи. Сверхзадача для актера – это неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. И для педагога, и для актера сверхзадача есть тот источник энергии, который определяет его поведение. Сила подсознания может быть очень большой, если идея овладевает человеком полностью (что-то сделать, иметь, найти). Тогда «вдруг» создаются благоприятные условия, находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать! Педагог на работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (делать людей лучше). В основе формирования и выражения сверхзадачи лежат:

  • мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный образ жизни;
  • ранее накопленный опыт (теоретические знания, результаты рефлексии);
  • способность к самовыражению, естественность поведения, отсутствие боязни допустить ошибку;
  • проникновение в систему мотивов учащихся, чувство эмпатии;
  • эмоциональные переживания педагога.

Второй элемент – физический и психологический тренинг. Это означает способность регулировать свое самочувствие, управлять им. Умение активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро восстанавливаться

после физических и эмоциональных нагрузок достигается специальными упражнениями и тренировками. Психологический тренинг помогает настроиться на урок, на взаимодействие с учащимися с учетом их характера.

Третий элемент – умение завоевать аудиторию и управлять ею. Сочетание голоса, слов, взгляда, жестов, ритмики всегда индивидуально.

Четвертый элемент – правда жизни. В творчестве нельзя допускать ничего ложного, фальшивого, приблизительного.

Пятый элемент – способность  перевоплотиться в образ учащегося, чувствовать, переживать, эмоционально воздействовать. Для этого надо уметь анализировать логику простых физических действий. Важную роль в этом процессе играет развитие

восприятия у педагога. А.С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение. Убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка го голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом».

 

 

2.3.Рекомендации по развитию артистичности

  1. Больше общайтесь. Активно поддерживайте разговор, если к вам обратились. Начинайте разговор сами. Заставьте себя вступать в максимальное количество контактов.
  2. Попадая в компанию, где находится много незнакомых людей, попытайтесь первые несколько минут удержать на себе внимание присутствующих (но не за счет значимой информации, сверхмодной одежды или экстравагантных манер).
  3. Определив для себя артистичного человека (без специального театрального образования), осознайте приемы, которые приводят к впечатлению о нем как артистичном человеке.
  4. Когда у вас превосходное настроение, ведите себя так, чтобы собеседник заметил и оценил вашу... подавленность. А в плохом настроении ведите себя так, чтобы этого не заметили.
  5. Выберите какую-нибудь сложную эмоцию (неосознанная радость, внутренняя тревога) и попытайтесь беседовать с хорошо знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. Затем проверьте, спросив у собеседника, что и как вам удалось, что - нет, и определите почему.
  6. Воспитывайте в себе детское, игровое начало. Вспоминайте, на что это похоже - быть ребенком. Три минуты в день смейтесь без всякого повода. Чаще вылезайте в центр и играйте роль массовика-затейника.
  7. Играйте разные роли. Изображайте самых разных людей, ваших знакомых и друзей. Учитесь подражать мимике и интонациям других людей, старайтесь скопировать выражение их лица.
  8. Учитесь быть спонтанным. Правильная душевная преднастройка даст вам и вдохновение, и смелость, а в результате все сложится просто и само собой. Живите без напряжения, чаще расслабляйтесь.
  9. Следите за своим лицом. Основное, фоновое выражение - спокойная доброжелательность и готовность к улыбке.
  10. Разрешите себе полюбить себя - просто примите себя таким, какой вы есть. Создавайте позитивный и спокойно-сильный внутренний образ самого себя.
  11. Развивайте вашу физическую выразительность. Держите прямую осанку. Развивайте пластику и координацию движений. Делайте гимнастику для лица: тренируйте движения губ, щек, бровей и т. д.
  12. Иногда поиграйте холерика, на все реагируйте живо и импульсивно. Учитесь говорить красиво и следите за образностью, яркостью речи.
  13. Критически осмотрите свой гардероб (где у вас яркое, модное?). Найдите свой собственный стиль в одежде и поведении.
  14. Займитесь аутотренингом. Не боритесь против стихии эмоций, а овладевайте ею, учитесь управлять своими настроениями.
  15. Радуйтесь своей непохожести на других. Не сравнивайте себя с другими, а наслаждайтесь тем, что составляет вашу неповторимую индивидуальность.
  16. Примите участие в телеинтервью. Убедительно солгите другу, а потом во всем признайтесь. В общении с приятелями испытайте свое умение подурачиться. Например, вам предлагают пойти в театр, а вы, напустив на себя важный вид, отвечаете: "Это надо всесторонне обдумать. Зайдите завтра". Это маленькое актерство приучает вас владеть ситуацией и выигрывать небольшую паузу перед своим ответом.
  17. Находясь в транспорте, исподволь приглядитесь к какому-либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к человеку остался для него незамеченным. Если не получается - у вас слишком настойчивый, неделикатный взгляд. Такое неназойливое изучение взглядом другого человека должно стать вашим обыденным упражнением.
  18. Испытайте свое умение шутить в напряженной обстановке. Тому, кто в транспорте наваливается на вас, скажите с улыбкой: "Я смотрю, автобусы какие-то тесные стали делать". Если взят верный тон, шутку подхватят.
  19. Если кто-то вызывает у вас определенную степень неприязни, настройтесь так, будто вы его близкий друг и он вам очень дорог.

2.4 Исследование  на выявление артистических способностей

Для выполнения практической части данного исследования был  использован материал из работы е. Владимировой. Приведено исследование - опрос, показывающие оценку степени артистичности у студентов педагогического университета.

И проведено психологическое  тестирование студентов педагогического университета по тесту «Есть ли у вас артистические наклонности?». В тестировании и опросе участвовало 20 студентов 1-4 курса.

Описание исследования.

Нужно ответить на вопросы  теста. Отвечать только «да» и «нет».

1.Есть ли разница между словами «стон» и «нюанс»?

2.Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?

3.Вы любите рисовать?

4.Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?

5.Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?

6.У вас очень плохой почерк?

7.Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?

8.Любите посещать музеи?

9.Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?

10.Любите чертить геометрические фигуры?

11.Любите ли Вы фантазировать?

12.Вы склонны долго бродить по улицам?

13.Любите одиночество?

14.Вам кажется неуместным, когда кто-то начинает декламировать стихи?

15.Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?

16.Надолго запоминаете красивые пейзажи?

17.Вам кажутся очень красивыми морские камни?

18.Любите новые встречи и знакомства?

19.Нравится вам читать стихи вслух?

20.Не было ли у вас желания разрисовать стены своей комнаты?

21.Часто ли меняете прическу?

22.Переставляете мебель у себя дома?

23.Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?

24.Пишете стихи?

Обработка и интерпретация  результатов:

Нужно засчитать одно очко за каждый ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и за ответ «нет» на вопросы 2, 6, 10, 14, 15, 18.

Если у вас больше 16 очков, то можно сказать совершенно определенно: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.

Вы набрали 8-16 очков. Что ж, вы иногда витаете в облаках, но, хотя красота вам и небезразлична, вы скорее рационалист. Короче говоря, вы всегда сочетаете приятное с полезным.

Меньше 4 очков. Такого человека, как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката. Задумайтесь!

Информация о работе Педагог как субъект педагогической деятельности