Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 11:08, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и определение элементов актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности
Поставленная цель обуславливает решение некоторых задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике;
- определить особенности актерского мастерства педагога;
- определить особенности режиссерского мастерства педагога.
"Хирург перед операцией долго моет руки - собирается с силами и духом. Пианист в день концерта, бывает, не ест, почти не разговаривает - сосредоточивается. У педагога же этих спасительных процедур нет - он должен быть готов к уроку со звонком. Ему, словно актеру за кулисами, кричат: "Ваш выход!", а нельзя даже подгримироваться, потому что все его зрители - в первом ряду партера. Он входит в свет сорока двойных прожекторов детских глаз, и их лучи пронизывают его насквозь".
Словесное оформление урока
Разрабатывая замысел урока, педагог неизбежно конструирует свое изложение, словесную оболочку урока. "Здесь все требует гармонии, меры, внутренней логики и обусловленности, верного соотношения целого и его частей. Слово учителя должно координироваться с содержанием урока, его композицией и с возможностями восприятия слушателей-учащихся. Чувство ритма урока и соответствующие ему слова составляют одну из граней педагогического мастерства" [3, с. 69]. Учитель, актер, по совету К.С. Станиславского, призваны не произносить слова, а действовать словом, думать через слово, вскрывать и скрывать свои мысли через слово.
Слово педагога должно не просто повлиять на ученика, организуя его целесообразное поведение, но и суметь изменять это поведение в зависимости от различных социальных ситуаций. Речь педагога должна не только включать учеников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызывать ответное сопереживание. Для учителя наиболее важным в этом процессе является не столько сам акт передачи информации, сколько ее оценка слушателями, то есть степень воздействия речевого высказывания учителя. Не только то, что он говорит, но и то, как говорит и что при этом делает он и что делают ученики - именно такой акцент должен быть при составлении режиссерской партитуры урока.
Темпоритм
Интересно такое явление в работе артистичных педагогов, как начальная пауза. Войдя в класс и оказавшись в поле зрения десятков глаз, учитель не начинает сразу свою речь, а делает небольшую "психологическую" паузу. В эти секунды класс привыкает к появлению учителя, к новому образу перед собой, формируется первое впечатление; педагог стремится установить зрительный контакт с классом, который под воздействием взгляда учителя успокаивается, настраивается на рабочий лад. Эта пауза имеет большое значение и для самого учителя: он осваивается со своим новым положением и преодолевает волнение.
В педагогике временный отказ от действия может быть и положительным, и отрицательным. У артистов высоко ценится умение "держать паузу", красноречиво молчать. Целесообразное, осмысленное воздержание от активности можно смело отнести к вершинам педагогического артистизма.
П. Блонский пишет: "В современной школе слишком много шуму: либо учитель, либо дети все время говорят. Учитель, как несчастья, боится молчания в классе. А между тем в молчании зреет мысль и особенно чувство.
Древние пифагорейцы прославляли
тихое созерцание. Дадим же место
ему в нашей школе. Пусть дети
будут иметь возможность
Темпоритм работы не стимулируется искусственно, только указаниями учителя, а вытекает из естественных условий, когда дети увлечены деятельностью.
Для учителя темп урока - это проблема культуры труда, дисциплины, качества урока (М. Марланд). Одно и то же педагогическое воздействие с различным темпоритмовым рисунком дает различный воспитательный эффект. Недаром А.С. Макаренко определил суть воспитательного взаимодействия как немедленный анализ и немедленное действие. Темп учебной деятельности должен быть высоким, но посильным для учеников, учитывающим их возможности и особенности усвоения материала.
Партитура произведения
Такое понятие, как "партитура
произведения", употребляемое в
искусстве и в педагогике (в
педагогике чаще как "партитура общения"),
связывает педагога скорее с режиссером,
чем с актером. Потому что под
этим подразумевается некое
Пристройки
Рассматриваемые нами виды человеческой деятельности роднит и такое понятие, как "приспособление, или пристройка, к объекту". Это система приемов, избираемая для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации. М.О. Кнебель, называя приспособление "внутренней и внешней формой общения людей", видит здесь "психологические ходы, применяемые друг к другу, изобретательность в воздействии одного человека на другого"1. Педагогический процесс - движущаяся коммуникативная система, и эффективность управления ею во многом зависит от умения педагога находить и искусно "прилаживать" приспособления для общения.
Группировки и мизансцены
В театральном искусстве
под группировками и
Начинающему учителю может быть полезен совет Е.Н. Ильина относительно организации "пространства общения": "Вставать или не вставать ученику, когда он отвечает?" Вот ответ Е.Н. Ильина: "И так, и эдак - уверял я. Теперь же однозначно заявляю: вставать! И поворачиваться к классу... Коренным образом меняется функция ответа, когда он действительно для всех. В этой позиции ученик не "отвечает", а воздействует (!) словом, ведет за собою... Дар речи - умение говорить не только языком, а всей сутью своего духовного Я (Наверное, о том же еще раньше писал С.М. Эйзенштейн: "Думаешь, всей полнотой своего Я. Сравни у Золя: "Кто сказал, что думают одним мозгом?... - Всем телом думаешь".) Слово - символ этой духовности. Как отнесемся к нему, так и к себе. В чем проявляется социальная активность в первую очередь? В слове. В особом умении и мужестве сказать его. Значит, надо искать пути к слову, которое воздействует, то есть развивает. Друг другу в лицо ребята говорить не боятся".
Поскольку учитель в классе находится как бы на своеобразной сцене, постольку ближний, или крупный, план используется для сообщения каких-либо особо важных сведений. Этот план акцентирует подачу информации, тогда как второй план менее интимен и поэтому называется групповым; он как бы затушевывает психологические нюансы, а все дальнейшие планы еще более поверхностны, ибо удалены от глаз. Учителю необходимо выработать в себе чувство сценического равновесия, сбалансированности, пространственное чувство. Само расположение педагога лицом к ученикам (анфас) или в повороте (труакар) тоже обладает соответствующим воздействием. По законам психофизиологии восприятия, прямолинейный выход (анфас) на аудиторию настораживает учащихся, ибо композиционно "наращивает" фигуру учителя, придает ей решительность, многозначительность. Полуфас - одна из ценных мизансценических возможностей, дающих красноречивый и выгодный для прямого и косвенного общения ракурс корпуса в три четверти.
Суммируя сказанное, выделим основные признаки, черты, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность, а также характеристики, показывающие специфику каждого труда.
Система К.С. Станиславского показывает, что в театральном и педагогическом искусстве много общего. Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию – передовую и отсталую ее часть, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Надо знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, пола, профессиональной направленности.
Сходство театральной и педагогической деятельности можно
проследить по следующим параметрам.
1. По цели (воздействие человека на человека с целью вызвать переживания).
2. По содержанию (коммуникативные творческие процессы).
3. По инструменту (
4. Процесс театрального
и педагогического творчества
реализуется в обстановке
5. Объект воздействия
одновременно становится и
6. Творчество осуществляется
в отведенное для этого
7. Результаты этого творчества
динамичны, они развиваются,
Не менее важно знать и основные отличия педагогического и актерского мастерства. Изучать актерское мастерство в педагогическом вузе нужно осторожно. Лишними, а часто и опасными могут быть театральная выразительность и наигранное поведение. А.С. Макаренко подчеркивал эстетическую направленность актерского труда: «В театре мы получаем эстетическое наслаждение от игры актера, а в педагогике тот же живой организм, но не играющий, а воспитывающий». Заимствовать элементы театральной педагогики для подготовки преподавателя и воспитателя – не значит, что из педагогов надо делать актеров. Нужно стремиться воспитать педагога с качествами актера, которые будут проявляться в зависимости от возникающих педагогических задач.
Основные черты, характеризующие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность.
1. Содержательный признак - коммуникативность, ибо общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей.
2. Инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.
3. Целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.
4. Процессуальные характеристики: творчество осуществляется в обстановке публичности, регламентировано во времени; результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика; объект воздействия является одновременно и субъектом творчества, сотворцом; творчество носит коллективный характер.
5. Структурный признак - анализ материала; определение проблем, противоречий; рождение замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка.
Работа над уроком и ролью происходит в трех периодах: Репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя - у актера, образ урока - у учителя.
Технический. Период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера, у учителя "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план.
Период воплощения творческого замысла. Работа актера на спектакле, учителя - в классе.
6. Концептуальные признаки:
Требования к личности творца.
На известное сходство актерских и педагогических способностей указывал в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи В.Н. Гоноболин, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.
Различия(таблица 2)
Информация о работе Педагог как субъект педагогической деятельности