Педагогическая диагностика и ее роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Файлы: 1 файл

Доклад Педагогическая диагностика.docx

— 69.91 Кб (Скачать файл)

Педагогическая  диагностика и ее роль

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные  элементы: цели, содержание, методы и  формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука  предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением  любого промышленного продукта, как  это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями  производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций  технологии – значит, выделить в  его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания

Планирование работы

Реализация плана (выполнение работы)

Анализ и оценка результатов работы

Далее ставятся новые  задачи, если решены прежние.

Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической диагностики.

Диагноз – медицинское  заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании  специального исследования.

(С.И.Ожегов)

Диагностика – 

1. Диагностировать  – поставить диагноз

2. Учение о способах  диагноза

3. Установление  диагноза (С.И. Ожегов)

Диагноз – распознание  любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение  состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).

Диагностика – область  специальных знаний, связанных с  разработкой теории, методологии  и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) – Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Большинство исследователей-педагогов  под педагогической диагностикой понимает сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз.

Педагогический диагноз – заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на воспитанников. Он должен содержать:

а) описание действий, состояний, отношений  объекта воспитания в педагогических и  психологических понятиях;

б) их объяснение на основе педагогической и психологической теории;

в) прогноз развития событий в  данной ситуации и в будущем;

г) аргументированную педагогическую оценку имеющих место и прогнозируемых фактов;

д) заключение о педагогической целесообразности принимаемого решения.

 

Задачи диагностики:

Выяснение состояния  развитости соответствующего свойства.

Определение динамики его развития и преобразования в  течение определенного периода  времени.

Установление тех  реальных изменений, которые произошли  под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.

Определение перспектив развития свойства (качества).

Разделение обследуемых (детей или групп) на категории  для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых  результатов развития.

Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).

Определение одаренности  ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных  мер по их развитию.

Сравнительный анализ развивающего эффекта различных  систем воспитания и обучения с целью  выработки рекомендаций для повышения  их развивающей функции.

Сущность педагогической диагностики - изучение результативности учебно – воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая  диагностика призвана ответить на следующие  вопросы: что и зачем изучать  в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где  и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика  органически включается в целостный  учебно – воспитательный процесс, каким  образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и  что при этом должен делать (определение  функций общества, семьи, школы, классного  коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов  воспитания). (4; 96)

 
В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом  исследования таких авторов, как  А.С. Белкин (1970), А.И. Кочетов (1987), Н.К. Голубев (1988), В.П. Беспалько (1989), Б.П. Битинас и Л.И. Катаева (1993), В.Г. Максимов (1993) и др.

В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса. Существующая в настоящее время система оценки учебно-воспитательной работы школы обладает некоторыми преимуществами, однако не соответствует такому пониманию, как самоуправляющая система. К примеру, деятельность участников процесса обучения в педагогической теории рассматривается с наибольшей полнотой, на практике же многие современные школьники учатся не в полную силу, поэтому потенциал учебного процесса не используется. Основная причина здесь – неполноценность информации о результатах обучения и воспитания, доступной для учителя и учащихся.

Создание возможностей получения  каждым школьником и учителем необходимой  информации о ходе и результатах  учебно-воспитательного процесса для  своевременной его корректировки  – важнейшая задача педагогической диагностики.

Оценочная функция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через педагогическую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.

Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда  она совпадает с реальным развитием  и поведением ученика. Как только воспитанник осознает объективность  оценки, он начинает развивать свои положительные стороны или преодолевать недостатки. Измерительный характер педагогической оценки тоже оказывает  влияние на ученика тем, что она  побуждает к самообразованию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других и  тем самым устанавливает свой социальный статус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе.

Управленческая функция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый — когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся; второй — когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом; третий — когда коллектив и педагог уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

Педагогу, который общается с учениками  и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить  начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, ему обязательно  приходится улавливать изменения и  отражать их при планировании своей  деятельности.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в  максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует  оптимальному развитию детей.

Текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

В системе прогнозирования результатов  воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого  учебного года. Обобщающая диагностика - дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

 

 

 

 

 

 

Виды и принципы диагностики.

 

 

Виды диагностики



 

полная

 

промежуточная

 

частичная



Предварительная

(вводная)

 

  Итоговая

(конечная)


 

Цель вводной: выявление  исходного уровня, состояния детей  для составления программы развития детей, плана работы.

Цель промежуточной: оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция  программ развития, составление дальнейшего  плана работы.

Цель: выявление  достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция  для детей выпускных групп, комплексная  оценка педагогической деятельности.

Формы промежуточной  диагностики:

Срезовый контроль

Тестовые задания

Ведение дневника наблюдений за ребенком

Конкурсы

Выставки рисунков и т.д.

Принципы диагностики:

 

Учебно-воспитательный процесс в школе имеет свои закономерности, которые выдвигают определенные требования в виде принципов к проведению диагностического исследования. Они определяют содержание, формы и методы диагностических процедур, методику анализа полученных результатов.

Наиболее существенными из них  являются следующие принципы.

1. Принцип целостного изучения педагогического явления, который предполагает:

• максимальное использование системного подхода в исследовании;

• установление связи изучаемого качества с сущностными силами личности, т.е. главным в ее духовном мире –  направленностью, принципиальностью, возрастными особенностями, уровнем  общего развития, основными убеждениями;

• показ многообразия внешних явлений, воздействующих на формирование качества личности, на ход педагогического процесса, и изложение методики руководства этими влияниями со стороны воспитателей;

Информация о работе Педагогическая диагностика и ее роль