Педагогическая диагностика и ее роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Файлы: 1 файл

Доклад Педагогическая диагностика.docx

— 69.91 Кб (Скачать файл)

• раскрытие механизма изучаемого явления – движущие силы, их возникновение, развитие, взаимодействие, составные  элемент и их взаимосвязь, этапы  развития, условия и факторы, от которых  это развитие зависит;

• четкое определение места изучаемого педагогического явления в целостном  воспитательном процессе — его специфика, общие и частные функции прежде всего.

2. Принцип комплексного использования методов исследования выдвигает следующие требования:

• многоцелевую установку при изучении педагогических явлений, что и отражается в выдвижении нескольких исследовательских  задач — изучение сущности явления, его движущих сил, внутренних факторов, внешних условий, педагогического  руководства явлением на основе всех этих теоретических положений;

• охват как можно большего числа  связей изучаемого процесса, явления  с другими и выделения из них  самых существенных;

• учет всех внешних воздействий  при проведении исследовательской  работы, устранение случайных влияний, искажающих картину педагогического  процесса;

• проверку одного и того же педагогического  факта многократно с помощью  различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения  полученных данных;

• философский, логический и психолого-педагогический анализ полученных в исследовании результатов.

Принцип комплексного подхода к  решению научных педагогических проблем обусловлен сложностью самого педагогического процесса, его диалектичностью. Любой факт и любое явление  в педагогике тесно связаны с  другими, имеют открытые и закрытые связи, простые и сложные зависимости, в них переплетаются типичное и своеобразное, общее и индивидуальное, детское и взрослое в самых  разнообразных комбинациях. Только комплексный подход в состоянии  дать объективное представление  об изучаемом явлении.

3. Принцип объективности занимает в педагогике особое место в силу наличия слишком большого числа субъективных факторов в самом педагогическом процессе. Каждый ребенок неповторим. То, что хорошо по отношению к одному, не годится для другого. Каждый учитель — индивидуальность, к которой общие положения применимы с большой осторожностью. Отношения учителей и учащихся построены подчас на совершенно субъективных факторах: у каждого учителя свое мнение о каждом ученике, точно так же каждый ученик по-своему понимает и изучает каждого учителя. В этой обстановке принцип объективности, стремление к поискам истины, максимальная добросовестность крайне необходимы. Иначе по одним вопросам будут получаться совершенно разные педагогические концепции и не похожие друг на друга педагогические рекомендации.

Наступило время, когда педагогика не терпит преподнесения субъективных взглядов в качестве педагогических истин. Научные мнения должны складываться на основе исследований специалистов. Но самым главным средством борьбы с субъективизмом должна стать высокая  требовательность учителя к себе, аналитический подход к полученным результатам, многократная проверка любого полученного факта.

Принцип объективности требует:

• проверки каждого факта несколькими  методами изучения ребенка;

• перепроверки, уточнения полученного фактического материала в ходе всей проводимой экспериментальной или опытной работы;

• фиксации всех проявлений личности, а не только тех, которые говорят  о положительных результатах  эксперимента;

• сопоставления данных своего исследования с данными других исследователей, установления сходства и различия в  характеристике изучаемых качеств  и явлений;

• получения объективных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка;

• постоянного самоконтроля исследователя за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями.

Исследователь должен поставить себя в положение, при котором он был  бы заинтересован в фиксации и  положительных, и отрицательных  проявлений изучаемого процесса.

4. Принцип единства изучения и воспитания школьников. В связи с тем, что педагогическая диагностика обладает образовательно-воспитательной функцией, она должна умело и органично вписаться в структуру педагогического процесса. При разработке методики диагностического исследования важнейшей задачей учителя является умелое превращение диагностических методов в методы обучения и воспитания. Основы для этого имеются: личность наиболее объективно проявляется в деятельности и именно в деятельности она формируется; беседа используется и для изучения, и для воспитания учащихся и т.д. Однако постоянно изобретать в каждом конкретном случае новые способы изучения личности — это не выход из положения. Генеральное направление совершенствования методики исследования — установление единого подхода к изучению сходных проблем и максимального использования воспитательного процесса для изучения личности. Отсюда и должны исходить методы изучения учащихся.

5. Принцип одновременного изучения коллектива и личности. Одна из распространенных ошибок молодых исследователей заключается в том, что изучение личности отрывается от изучения коллектива, разрабатывается методика индивидуального изучения ребенка. Между тем сущность личности — ее взаимоотношения с окружающим миром; понять личность, оценить ее можно только в процессе изучения ее коллективной деятельности, коллективных отношений. Вот почему изучение личности надо начинать с изучения коллектива, в котором эта личность формируется, живет, действует. Изучая ребенка в отрыве от коллектива, мы получим данные, характеризующие одностороннее проявление исследуемого качества. Чтобы изучить личность, надо исследовать коллектив, чтобы изучить коллектив, надо исследовать личность и ее взаимоотношения с окружающим миром.

6. Принцип изучения явления в изменении, развитии. Исследователь стремится выявить сущность изучаемого качества и проследить, как оно у данной личности возникает, формируется, развивается, проявляется в разных условиях. Педагогика отказывается от изучения явлений и процессов частного порядка, если предварительно не изучено целое. Кроме того, нужна связь как между элементами всей системы воспитания, так и внутренняя связь между элементами изучаемого процесса, явления. Точной и достоверной сегодня считается такая характеристика качества, которая проявляется в разных видах деятельности и в различных ситуациях во взаимодействии личности с ее духовным миром, причем раскрывается динамика изменения качества на протяжении того или иного периода времени. На фоне общего развития личности и возможно определить частные изменения. Педагогика руководствуется здесь принципом диалектики: сущность изучаемого явления, процесса, качества можно изучить, понять, измерить лишь во взаимосвязи с другими явлениями, процессами, в развитии и противоречиях.

 

 

Уровни педагогической диагностики

 

Теоретический анализ сложного учебно-воспитательного  процесса подводит нас к необходимости  выделить в педагогической диагностике  три уровня познания: компонентную диагностику, структурную диагностику  и системную диагностику.

Первый уровень называется компонентной диагностикой.

Компонентная диагностика – исследование отдельных компонентов более самостоятельной более или менее автономной структуры части педагогического процесса. Для педагогической диагностики такими существенными структурными составляющими являются: общее физическое развитие школьника, его социальное развитие, профориентационная направленность, воспитательная возможность классного коллектива, общие составляющие учебного процесса в классе и воспитательный потенциал семьи школьника. Каждая из названных составляющих частей может быть представлена конкретными, характеризующими их компонентами. К примеру, уровень общефизической подготовленности учащихся характеризуется следующими способностями (они же являются как бы компонентами этой структуры): скоростными, координационными, скоростно-силовыми, выносливостью, гибкостью, силовыми, для диагностики которых имеются специальные тесты. На уровне компонентной диагностики изучаются все компоненты в разрезе каждой названной структуры.

Структурная диагностика – анализ результатов компонентной диагностики, и составляется соответствующее диагностическое заключение по каждой структурной части. При диагностике структуры статистика позволяет определить степень взаимосвязанности различных педагогических процессов (выявить коэффициент корреляции) и их статистические закономерности (частоту и вероятность проявления). Статистические методы являются как бы помощниками для объяснения сущности протекающих процессов.

На основе выявленных связей между  отдельными сторонами воспитательного  процесса создаются логико-математические модели. Сегодня такие модели чрезвычайно  широко используются в дидактических  исследованиях. Но есть много примеров использования структурного моделирования  и в теории воспитания. Решив принципиально  одну из сложнейших проблем педагогики — проблему измеряемости качественных признаков, исследования в области воспитания получили возможность использовать мощный инструмент не только анализа педагогических явлений, но и их сравнения. Отсюда появилась и возможность описания целого ряда процессов на уровне символов, используемых в математической логике, а также проведения анализа формируемого процесса не на реальном процессе, а на его модели. Это позволило перейти от изучения отдельных сторон и проявлений в формировании личности к исследованию сложных личностных образований, общественной и социальной позиции, направленности, идейно-нравственной воспитанности, т.е. исследовать системные явления, изменяющиеся во времени.

Системная диагностика – анализ полученных результатов и выводов структурной диагностики, оформление научно обоснованного заключения. Научно обоснованное заключение характеризует:

• существующую в данном классе (школе) систему образования и воспитания;

• функционирование педагогической системы во времени;

• существенные внутренние и внешние  связи педагогической системы;

• перспективы педагогической системы;

• правильность выбранных средств  и путей достижения педагогических целей.

Уровень системной диагностики  позволяет не только выявлять основные связи внутри процесса, но и предсказать  основные результаты формирования личности с учетом влияющих на этот процесс  значимых факторов, т.е. прогнозировать, описывать изменения личности учащихся, которые могут произойти в  будущем. На этом этапе у исследователя появляется возможность представить свою теорию в виде знаковой системы, а это, в свою очередь, позволяет на основе математической модели создавать и разрабатывать новые содержательные теории формирования личности, т.е. перейти к описанию на языке науки таких сложнейших процессов, как формирование личности в целостном педагогическом процессе, взаимодействие воспитателя и воспитанника, становление личности школьника, формирование творческой индивидуальности учителя и т.д.

 

 

 

В педагогической диагностике  требуется, прежде всего, изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение  с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению и анализ с целью определить причины отклонения в поведении. Не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи нужно оказать влияние на их поведение в будущем. Необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на:

 

Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности)

Диагностические (для  количественного измерения)

Экспериментальные (для объяснения психических явлений)

Формирующие (для  выявления возможностей развития)

 

Неэкспериментальные методы

 

Неэкспериментальные методы часто используют как средство первоначальной «разведки», ориентировки, знакомства с учениками. Они позволяют собрать большой материал для установления предварительных данных. Также их можно использовать для долговременного наблюдения за динамикой изменений.(3;52)

 

Анкетирование

Анкетирование представляет собой методический прием получения  психологической информации при  помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования  учитель получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников.

Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные  ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения  своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для  определения их места в классификации).

Анкета должна удовлетворять  ряду требований:

Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли вы себя самоуверенным?). Лучше этот вопрос сформулировать по-другому («После критического момента ситуации склонны ли вы, думать о том, что вы что-то сделали  не так?)

Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.

На выяснение  одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.

Желательно в  начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее  самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя  треть) – снова простые.

Достоинствами анкет  являются:

Массовость обследования

Большая скорость сбора  информации

Легкость обработки  результатов

Возможность применения статистических методов.

К недостаткам следует  отнести следующие:

Информация о работе Педагогическая диагностика и ее роль