Педагогическая диагностика и ее роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Файлы: 1 файл

Доклад Педагогическая диагностика.docx

— 69.91 Кб (Скачать файл)

Естественный эксперимент  сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его  результаты сложнее подвергнуть  количественной обработке. Но здесь  отсутствует отрицательное влияние  эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.

 

Моделирующий эксперимент

Моделирующий эксперимент  представляет собой объяснение психических  явлений посредством их моделирования. В экспериментальной ситуации ученик воспроизводит (моделирует) ту или иную естественную для него деятельность: эмоциональные или эстетические переживания, запоминание необходимой  информации. Во время этого моделирования  исследователи пытаются также выявить  наиболее благоприятные для данного  процесса условия.(1;36)

Формирующие методы

 

Ранее описанные  методы изучения учащихся носили, прежде всего, фиксирующий характер, выявляли лишь текущий уровень развития. Однако многие психологи придерживаются мнения, что личность следует изучать  в развитии. Только тогда можно  в полной мере выявить ее способности  и возможности.

Формирующие методы как раз и отвечают данным требованиям. Суть этой группы методов – изучение психологических особенностей ученика  в естественных условиях путем активного  формирования интересующих исследователя  качеств. «Попутно» решаются образовательные  и воспитательные задачи. Эти методы, позволяя прослеживать развитие личности, удачно сочетают психологическое изучение школьников с поиском и разработкой  оптимальных путей учебно-воспитательной работы.

 

Анализ

Для учителя исключительно  важно иметь информацию о неформальных нормах, действующих в классе. Взрослея, учащиеся все больше и больше отходят  от формальных норм школы и общества. Группа имеет свои собственные законы, свои собственные критерии признания  и непризнания, популярности и непопулярности. Именно от них часто зависит поведение  отдельных учеников, реакция коллектива на те или иные события. В соответствии с этими критериями распределяются симпатии и социальное признание между членами группы. Поэтому на этапе анализа фактов, полученных при сборе данных, нельзя упускать такой важный фактор влияния.

Учитель может узнать о неформальных нормах группы лишь в том случае, если он пользуется ее доверием.

В группах различают  структуры влияния, коммуникации, ожидания и симпатий. (1, 65). Коммуникационная структура описывается как сеть каналов или путей, с помощью  которых в группе происходит обмен  информацией и мнениями. Аналогично описываются структуры влияния, ожидания и симпатий. Эти структуры  частично совпадают.

Коммуникативные структуры  и структура ожидания раскрываются преимущественно при использовании  методов наблюдения и естественного  эксперимента. Для диагностики структур влияния и симпатий применяются  социометрические шкалы.

 

Прогнозирование

В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений  и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Это  также значительно помогает в  педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с классом в целом.(1;67)

 

Сообщение результатов

Обычно результаты диагностической деятельности не следует  оглашать публично. Если требуется  повлиять на конкретного ученика, лучше  всего поговорить с ним или  с его родителями наедине.

Разговаривая с  родителями о воспитании, легко затронуть  интимные сферы, как отдельной личности, так и всей семьи. Этот эффект сглаживается, если обсуждать проблему на родительском собрании. При этом не следует указывать на конкретных учеников: родители сами должны понять, что относится к их ребенку.

Вывод

 

Сегодня невозможно представить воспитательно - образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может  быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов  педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных  диагностических заданий (тестов) и  анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет  большое значение для целенаправленного  и эффективного осуществления воспитательно – образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность преподавателя  и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.

С другой стороны  существует школьный психолог, профессионал своего дела, в обязанности которого входит изучение новых методик диагностики. У него есть специальная литература, поэтому знания преподавателя о  диагностике должны сводиться к  умению правильно и вовремя применять  разработанные специалистами методы. По вопросам диагностической деятельности, за информацией или советом учитель  должен обращаться к школьному психологу, который должен взять на себя часть  нагрузки по диагностической деятельности: ведь это его работа.

…Результаты многочисленных опросов свидетельствуют, что классные руководители в своем большинстве  не выполняют даже организационных  функций (проверка дневников, контроль успеваемости, проведение родительских собраний), не говоря уже о каких-либо других. Многие учителя слабо (либо вообще) не владеют материалом, который  они пытаются объяснить детям, не знают о существовании эффективных  методик, проверенных годами (а тем  более о новых веяниях в  области образования). Им это просто не нужно.

А тем временем в  недрах министерства образования рождаются  директивы, предписывающие вменить  в обязанность школе не только заботу об образовании детей, но и  об их воспитании.

Возможно это  состояние системы образования  временное, однако нет ничего более  постоянного, чем временные явления.

Только тогда, когда  учителя освоят программу (причем не по бумажке, а реально), когда у  них будут не просто знания, а  опыт применения различных методов, только тогда станут, востребованы знания диагностики.

А этого не произойдет, пока преподаванием не станут заниматься люди, которым не все равно, которые  сознательно пошли на эту работу не потому, что им больше негде устроиться, а потому, что им нравиться такая  деятельность. Более того, хороший  учитель обязан быть энтузиастом: кто  же пойдет на работу с детьми, на бессонные  ночи проверки домашних заданий и  подготовки материала к урокам, на бесконечные споры с родителями, когда гораздо проще и выгоднее пойти на фирму менеджером, и там  спокойно зарабатывать на свой хлеб с  маслом? Только когда люди поймут это, поймут, что их детям необходимы талантливые педагоги, только тогда  можно чего-то ожидать от образования.

Список используемой литературы

 

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого.- М., 1991.

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука –учителю.-М.: Просвещение,1985

Фридман Л.М., Пушкина  Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., Просвещение, 1988

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., Педагогика, 1988

Педагогическая  диагностика развития детей перед  поступлением в школу/под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой – Ярославль: Академия развития, 2006

Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие  для воспитателей дошк.образов.учреждений –2-е изд. – М., Просвещене, 2003

Теоретическая часть.

Диагностика развития речи детей (по О.С.Ушаковой)

 

В отечественной  педагогической литературе понятие  «педагогическая диагностика» в  полной мере стало предметом исследования таких авторов, как А.С. Белкин (1970), А.И. Кочетов (1987), Н.К. Голубев (1988), В.П. Беспалько (1989), Б.П. Битинас и Л.И. Катаева (1993), В.Г. Максимов (1993) и др.

В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса. Существующая в настоящее время система оценки учебно-воспитательной работы школы обладает некоторыми преимуществами, однако не соответствует такому пониманию, как самоуправляющая система. К примеру, деятельность участников процесса обучения в педагогической теории рассматривается с наибольшей полнотой, на практике же многие современные школьники учатся не в полную силу, поэтому потенциал учебного процесса не используется. Основная причина здесь – неполноценность информации о результатах обучения и воспитания, доступной для учителя и учащихся.

Создание возможностей получения  каждым школьником и учителем необходимой  информации о ходе и результатах  учебно-воспитательного процесса для  своевременной его корректировки  – важнейшая задача педагогической диагностики.

Оценочная функция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через педагогическую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.

Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда  она совпадает с реальным развитием  и поведением ученика. Как только воспитанник осознает объективность  оценки, он начинает развивать свои положительные стороны или преодолевать недостатки. Измерительный характер педагогической оценки тоже оказывает  влияние на ученика тем, что она  побуждает к самообразованию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других и  тем самым устанавливает свой социальный статус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе.

Управленческая функция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый — когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся; второй — когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом; третий — когда коллектив и педагог уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

Педагогу, который общается с учениками  и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить  начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, ему обязательно  приходится улавливать изменения и  отражать их при планировании своей  деятельности.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в  максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует  оптимальному развитию детей.

Текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

Информация о работе Педагогическая диагностика и ее роль