Педагогическая диагностика и ее роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Файлы: 1 файл

Доклад Педагогическая диагностика.docx

— 69.91 Кб (Скачать файл)

Анкетирование не учитывает  различное понимание вопросов школьниками

Объективность ответов  не всегда высокая, так как учащиеся могут недобросовестно отнестись  к ответу.

Жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что  они думают в действительности.

 

Анализ продуктов  деятельности

Этот метод позволяет  получить психологическую информацию об учащихся, основываясь на умелом анализе их обычной учебной работы. Например, анализ результатов контрольной  работы по математике, рисунков, чертежей позволяет сделать вывод об уровне развития мышления, знаний, умений и  навыков ученика.(3;36)

Очень часто при  знакомстве с учениками используются сочинения, которые в большей  мере, чем анкеты, способны выявить  отношение к учебным предметам, видам занятий в свободное  время, увлечениям, другим аспектам жизни. Например, путем анализа сочинений  можно установить не только наличие  познавательных интересов, но и до некоторой  степени уровень их осознанности, степень эмоциональной увлеченности, характер познавательных интересов, а  также составить представление  о литературных способностях, словарном  запасе, образном мышлении.

 

Наблюдение.

Наблюдение –  один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и  целенаправленного описания психических  особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с  обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных  выводов.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять  следующим требованиям:

Целенаправленность  – наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

Планирование –  до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства). Показатели (что фиксировать), возможные  просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств  учеников будет поход в лес  на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных  задач.

Естественность - наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.

Систематичность –  наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в  соответствии с планом.

Объективность –  учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение  своего предположения, а объективные  факты.

Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

 

Наблюдение –  метод трудоемкий.

Минусы:

Практически невозможно исключить влияние случайных  факторов.

Фиксировать все  невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.

Наблюдению не поддаются  интимные ситуации.

Метод пассивный: учитель  наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может  повлиять на ход событий.

Наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть  количественному анализу.

 

Беседа.

Беседа – метод  установления в ходе непосредственного  общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу можно  проводить не только с учениками, но и с учителями или родителями. Например, в беседе с учителями  различных предметов можно не только проследить интересы конкретных учеников, но и установить особенности  класса в целом.(2;67)

Беседу также  можно проводить с группой, когда  преподаватель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах  присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или  для получения информации о социальных процессах в группе.

Беседа может  быть и более стандартизованной, и более свободной.

В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью  предъявления четко фиксировать  ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень  высокие требования к преподавателю.(2;77)

Существуют также  промежуточные формы беседы, которые  стараются объединить положительные  качества обоих указанных типов.

При подготовке к  беседе очень большое значение имеет  предварительная работа.

Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты  той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать  четкие вопросы и избегать случайных.

Он должен определить, в какой последовательности будет  поднимать темы или задавать вопросы.

Важно правильно  выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло  бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

Начинать общение  следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

Вопросы, которые  могут оказаться неприятными  для собеседника или вызвать  ощущение проверки, не должны быть сосредоточены  в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

Вопросы должны учитывать  возрастные и индивидуальные особенности  собеседника.

Искренний интерес  и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание  убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно  и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы  прямым, которые порой неприятны  собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в  иной формулировке.

С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

В беседе с учениками  следует широко использовать косвенные  вопросы. Именно с их помощью учитель  может получить интересующую его  информацию о скрытых сторонах жизни  ребенка, о неосознаваемых мотивах  поведения, идеалах.

Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или  некорректно, стараясь таким образом  приблизиться к уровню своего собеседника  – это шокирует.

Для большей достоверности  результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать  неопределенность.

Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

Наличие контакта с  собеседником, возможность учитывать  его ответные реакции, оценивать  его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику.

На устный ответ  затрачивается меньше времени, чем  на письменный.

Заметно сокращается  количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с  письменными методами).

Учащиеся более  серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует  учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно  или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать  то, что от него ожидают.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная  запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим  и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника  точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов  во время беседы становится еще более  серьезной помехой, если интервьюера  интересуют не столько факты и  события, сколько точка зрения, позиция  по тому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после  беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

 

Диагностические методы

Диагностические методы позволяют не просто описать те или  иные психические особенности личности или группы людей, но и измерить их.

 

Шкалирование.

Шкалирование представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные качественные психологические явления получают своё числовое выражение в форме количественных оценок.

Выделяют три  вида шкал.

 

Оценочные шкалы

Их отличает простота применения, возможность математических методов обработки и анализа  результатов исследования. Суть этого  метода состоит в том, что какие-либо реальные психические явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам.

Например, для оценки характера взаимоотношений учителя  с учащимся можно применить такую  шкалу оценок:

Резко отрицательный, враждебный (-2)

Слабо отрицательный (-1)

Безразличный (0)

Слабо положительный (+1)

Ярко положительный (+2)

При этом необходима подробная расшифровка каждого  из пунктов этой шкалы.

Одним из видов оценочного шкалирования, которое получило широкое распространение, является рейтинг. Он представляет собой диагностический метод измерения психических явлений путем сбор суждений и разносторонних оценок компетентными судьями, экспертами. Рейтинг требует тщательного подбора экспертов, точной, удобной системы оценок. Его используют, например, для оценки перспективности методов обучения и эффективности диагностических средств.(4;32)

 

Экспериментальные методы

 

Эксперимент представляет собой метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его. Исследователь  планово воздействует на происходящее с целью выявить закономерности, вычленить комплекс наиболее благоприятных  условий.

Этот метод применяется, в основном, в научной работе в  области педагогики. Также он может  использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности  новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших  себя приемов работы.

 

Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент  проводится в искусственных для  ученика, специально создаваемых и  точно учитываемых условиях. Часто  он проводится в специально оборудованном  помещении (например, свето- и звукозащитных  кабинах), при активном использовании  различных физических приборов и  регистрирующей аппаратуры.(1;33)

Неестественность  ситуации эксперимента приводит к напряженности, скованности испытуемого, его стесненности из-за непривычных условий.

К тому же лабораторный эксперимент хотя и отражает в  определенной степени реальные жизненные  ситуации, но часто все же далек  от них. Поэтому он редко применяется  для решения педагогических проблем  учебно-воспитательного процесса. Тем  не менее, как ни один другой метод, он дает возможность точно учитывать  условия, вести строгий контроль хода и всех этапов эксперимента. Количественная оценка результатов, высокая степень  их надежности и достоверности позволяет  не только описывать, измерять, но и  объяснять психические явления.

 

Естественный эксперимент

Естественный эксперимент  отличается тем, что ученики, находящиеся  в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом психологическом  исследовании.

Информация о работе Педагогическая диагностика и ее роль